» » » » Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер


Авторские права

Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер

Здесь можно купить и скачать "Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Астрель, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер
Рейтинг:
Название:
Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-271-43543-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Описание и краткое содержание "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" читать бесплатно онлайн.



Владелец знаменитого Архангельского, самый богатый русский вельможа, самый знаменитый коллекционер России, директор Эрмитажа, Императорских театров, Фарфоровой мануфактуры, дипломат и ближайший друг императрицы Екатерины Великой и императора Павла Петровича. Все это князь Николай Борисович Юсупов (1751–1831). Первая биография замечательного русского вельможи рассказывает о его долгой жизни, полной приключений и трудов.






«Прием в масонскую ложу». Гравюра конца XVIII в.


Масонские ложи в екатерининское время стали активно использоваться в качестве инструмента для достижения определенных политических целей. Разумеется, мировое масонство последней четверти XVIII века оставалось далеко не однородным. Безусловно, именно с его помощью удалось свершить Великую французскую революцию и свергнуть многовековую французскую монархию. Подобным же видел революционный путь развития России и Александр Николаевич Радищев. Достоверно неизвестно, сколь высока была его личная степень посвящения — члены ложи делились по принципу многоступенчатости посвящения, то есть открытия членам масонских тайн и возведения как раз ради этого в определенную степень. Сравнительно мягкое наказание, последовавшее за публикацией крамольного «Путешествия из Петербурга в Москву», а также негласное покровительство видных представителей власти в период ссылки Радищева в Илимский острог и немедленное его возвращение на государственную службу в Петербург после смерти Екатерины и воцарения Павла I наводят на многие мысли. К сожалению, Радищев как никто другой из русских писателей 18-го столетия обладал кристальной чистотой слова — и поэтического, и прозаического. Однако свой редкостный дар Александр Николаевич тщательно зарыл в землю, обильно умащенную масонской начинкой. Случись иначе, именно его назвали бы потомки «солнцем русской поэзии».

«Заседание масонской ложи». Гравюра конца XVIII в.


Предположительно масоны смогли привлечь в свой круг даже наследника престола Павла Петровича (не позднее 1782 года), но это масонство явно разнилось с масонством Радищева и людей его окружения — как по принадлежности к определенной национальной ложе, так и по уровню, по степени посвящения. С помощью масонской организации предполагалось лишить императрицу Екатерину II императорского престола, но не лишать Россию императорской власти и только слегка «модернизировать» монархию. Кто знает, к каким потрясениям государственных устоев мог привести приход к власти «друзей» А. Н. Радищева? Так или иначе, но после возвращения наследника Павла из заграничного путешествия императрица под благовидным предлогом разгромила внешнюю, видимую часть масонских лож в России.

Неизв. художник. «Император Павел I в масонской мантии, в окружении ритуальных предметов». Рисунок. Фрагмент.


Вот что сообщает о масонстве князя Юсупова один из наиболее авторитетных современных исследователей истории масонства А. И. Серков в своем очень подробном, документально обоснованном энциклопедическом словаре «Русское масонство». «В 1771–1772 годах князь Николай Борисович Юсупов посещал петербургскую ложу „Совершенного союза (согласия)“, которая действовала с 1 июня 1771 года и строилась по „английской системе“»[75]. О посвящении и о возведении князя в какую-либо степень сведения отсутствуют.

Среди членов этой ложи Серков называет Франца Яковлевича Гарднера — основателя Петербургского Английского клуба, знаменитого зодчего, создателя Казанского собора Андрея Никифоровича Воронихина, графа Алексея Кирилловича Разумовского, достигшего позднее очень высоких степеней посвящения, чему имеются достоверные источники информации.

Хотя надежные сведения о степени посвящения князя Юсупова отсутствуют, многие подробности княжеской биографии говорят о том, что Николай Борисович имел очень высокую степень. Просто князь получил ее не через рядовые петербургские ложи, где обитала публика типа Радищева. Наиболее вероятным представляется членство Юсупова в масонском Мальтийском ордене, куда Николай Борисович мог вступить еще во время своего первого заграничного путешествия. Это обстоятельство позволяет выстроить логичную схему перемещения ордена в России при Павле I, а также узнать истинную причину награждения Николая Борисовича высшим и очень редким отличием в структуре ордена — «командорством». Для истории же оказался важен не сам факт или способ вступления Юсупова в ложу, а результат — князь Николай Борисович использовал свои высокие масонские связи исключительно во благо России.

Крайне скудна история того, что принято называть тайной дипломатией. Николай Борисович долгое время de jure занимал сравнительно невысокие государственные должности, но de facto именно ему поручалось выполнение сложных, порой щекотливых дипломатических заданий. Активно используя свои масонские связи, Юсупов неизменно с честью выполнял возложенные поручения. Правда, при этом князь не забывал и самого себя, пополняя через знакомых художников-масонов собственную и без того необъятную художественную коллекцию уникальными произведениями, которые в ином случае заказать даже за большие деньги явно не удалось бы.

В статье «Французские художники — современники Н. Б. Юсупова», опубликованной в каталоге выставки собрания князя «Ученая прихоть», А. А. Бабин пишет, что «сам Николай Борисович, скорее всего, не был масоном, но, во всяком случае, мы не располагаем документами о его вступлении в какую-нибудь из лож. Но, по-видимому, русский князь разделял некоторые идеи Братства вольных каменщиков, в особенности те, которые перекликались с эстетическими идеалами эпохи Просвещения и соответствовали его меценатской деятельности»[76]. Далее автор подробно рассказывает о заказах Юсуповым картин откровенно масонского содержания виднейшим художникам-масонам, о том, как для него «вдруг» открывались мастерские самых знаменитых мастеров живописи и резца, состоявших в ложах, пробиться к которым с заказом рядовому иностранному вельможе без пребывания в длинной очереди себе подобных считалось практически невозможным, и так далее, и тому подобное. Посвященный читатель сам может сделать выводы…

Книга с экслибрисом князя Н. Б. Юсупова и титульный лист книги Феокрит, Бион, Мосх «Буколическая поэзия, греческая и латинская». Лейден. 1779. На первой странице посвящение князю Н. Б. Юсупову. ГМУА.


Объяснение, пусть довольно субъективное, российского «любопытства» к масонству нашлось в дневнике члена Московского и Петербургского Английского клубов Степана Петровича Жихарева. Прямого отношения к биографии князя Юсупова оно вроде бы и не имеет, но это интересный факт клубной истории конца XVIII столетия, которая все еще не написана, а потому всякий относящийся к этому времени документ представляет ценность. К тому же других столь же достоверных сведений о масонах и знаменитом «Евином клубе» просто не существует.

«Почтенный старик Н. А. Алферьев рассказывал, что известный по преданию так называемый Евин клуб никогда в Москве не существовал и что разгласка о нем была сделана с намерением повредить франк-масонам, которых хотели выставить его учредителями на тот конец, чтобы с большим успехом обратить на них общее негодование и презрение, но между тем он признавался, что если не было никакого подобного тайного общества, то в молодых зажиточных людях, живших в Москве в совершенной праздности, было какое-то стремление к разврату всякого рода и что он сам вовлечен был этим потоком в непростительные шалости. „Как Бог вынес из этой бездны, в которую мы погружались, — говорил старик, — я до сих пор постигнуть не могу. Кто поверит теперь, любезный, чтоб молодой человек, который не мог представить очевидного доказательства своей развращенности, был принимаем дурно или вовсе не принимаем в обществе своих товарищей и должен был ограничиваться знакомством с одними пожилыми людьми, да и те иногда — прости им Господи — бывало суются туда же! Кто не развратен был на деле, хвастал развратом и наклепывал на себя такие грехи, каким никогда и причастен быть не мог, а всему виною была праздность и французские учители. Да и как было не быть праздным? Молодой человек, записанный в пеленках в службу, в двадцать лет имел уже чин майора и даже бригадира, выходил в отставку, имел достаточные доходы, жил барином, привольно и заниматься, благодаря воспитанию, ничем не умел. Та к поневоле приходила в голову какая-нибудь блажь“. Алферьев рассказывал также много кой-чего о масонах и мартинистах того времени. „На них, — говорил он, — много лгали и возводили такие небылицы, какие им и в голову не приходили. Напротив, они были люди очень смирные. Их смешивали с иллюминатами-алхимиками, которых секта была действительно вредна, потому что состояла из явных обманщиков. Эти плуты под предлогом обогащения других наживались сами…“»[77].

Жихарев, сделавший эту многозначительную запись отнюдь не ради простого любопытства, сам, похоже, являлся крупным масоном, так что в объективность и уж тем более откровенность его верить трудно, но общий характер настроений основной части русского, а не только московского общества последней четверти XVIII века этот рассказ передает достаточно точно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Книги похожие на "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Буторов

Алексей Буторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Буторов - Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер"

Отзывы читателей о книге "Князь Николай Борисович Юсупов. Вельможа, дипломат, коллекционер", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.