Михаил Курушин - Стальные гробы рейха

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стальные гробы рейха"
Описание и краткое содержание "Стальные гробы рейха" читать бесплатно онлайн.
Эта книга о подводной войне, развязанной нацистской Германией против западных союзников и СССР. В ней рассказывается о подводных силах военно-морского флота Германии, немало внимания уделено «серым волкам» — подводникам и судьбам «стальных гробов» — субмарин, ставших безжалостным орудием убийства. Все персонажи книги — реальные лица, большинство которых нашло свою смерть на океанском дне.
В книге впервые в России публикуется уникальный справочный материал обо всех германских подводных лодках Второй мировой войны.
Кроме того, через Индийский и Тихий океаны германские субмарины перевозили импортное сырье. В качестве специальной транспортной лодки для торпед использовалась переоборудованная «семерка» серии F, имевшая первоначально назначение минного заградителя. В августе 1944 года для тех же целей в Японию были направлены «девятки» U-180 и U-195. Первая, под командованием обер-лейтенанта Рольфа Ризена, пропала без вести в районе Бискайского залива, вторая благополучно дошла до места назначения.
Транспортные лодки обычно вывозили из Германии специальную оптику, торпеды, снаряды «Фау» в разобранном виде, радиолокационную аппаратуру, чертежи, а также доставляли в южные районы техников и радиоспециалистов. На обратном пути они должны были доставлять в Германию вольфрам, молибден, олово, каучук, хинин, опиум.
Примечательно, что U-859 капитан-лейтенанта Иебсена, погибшая 23 сентября 1943 года неподалеку от Пенанга, имела на борту несколько десятков тонн ртути, являвшейся довольно редким ценным грузом, предназначенным для японцев. Лодка была потоплена торпедой, пущенной английской субмариной «Тренчант». U-859 ушла на дно, похоронив 47 человек из 67 членов экипажа. Около 32 тонн ртути, находившейся в ней, смогли поднять только после войны, в шестидесятые годы. Может быть, благодаря этому случаю и родился миф о том, что ртуть в немецких субмаринах использовалась в качестве балласта. На самом деле это не так. В случае с U-859 ртути оказалось просто слишком много, поэтому ее и использовали как часть балласта.
Пять субмарин были итальянского происхождения. Немцы захватили их в Бордо и также переоборудовали в транспортные подводные лодки. Поначалу их команды состояли из итальянцев, но после капитуляции Италии лодки в Пенанге были укомплектованы немецкими экипажами.
В июле — ноябре 1944 года в Мозамбикском проливе и в районе Сейшельских островов германские лодки потопили 10 судов. К концу года часть лодок была отозвана в европейские базы для установки шнорхелей, а оставшиеся перебазированы в Батавию (Джакарту).
Кстати, немцев заносило даже к берегам Австралии. Корветен-капитан Хейнрих Тимм, потопивший семь судов на Дальнем Востоке, стал единственным немецким подводником, совершившим успешную атаку у австралийских берегов. Недалеко от Сиднея в 1944 году он потопил «Сидней Дж. Уокер».
Всего в Индийском и Тихом океанах с мая 1943 года до конца войны подводные лодки уничтожили 149 судов общим тоннажем 925 042 брт. Из этого числа пять судов общим тоннажем 31 823 брт потопили итальянцы. Однако такие успехи стоили недешево. Из 45 лодок, посланных в Индийский океан, только 16 дошли до азиатских баз, остальные либо были уничтожены, либо по разным причинам возвратились в европейские порты.
«ДВОЙКИ» НА ЧЕРНОМ МОРЕ
Акватория Черноморья превратилась в театр военных действий сразу после вторжения гитлеровских войск на территорию Советского Союза. Сначала с советскими моряками вели борьбу флоты Болгарии и Румынии, действия которых часто координировались офицерами Кригсмарине. Сколько-нибудь значительных успехов союзникам Германии эта борьба не принесла.
Кригсмарине поначалу вообще не имели кораблей на Черном море и участвовали в наступлении вермахта, вышедшего к побережью в августе 1941 года, только тем, что принимали меры по защите захваченного побережья и портов. Однако уже зимой 1941 года, когда Красная Армия нанесла контрудары на сухопутных фронтах и наземных коммуникаций из-за распутицы, а потом из-за морозов оказалось недостаточно, возникла острая необходимость в снабжении Крыма, а также района Кубани и Кавказа, которое можно было наладить только через Черное море. Англичане контролировали подходы к Гибралтару, а нейтралитет Турции закрывал флотам нечерноморских государств путь в Черное море через проливы Дарданеллы и Босфор. Тогда родилось другое решение для доставки грузов в юго-восточные морские и операционные районы.
Идея казалась иллюзорной — до самого ближайшего пункта назначения было не менее 1800 километров! Однако весной 1942 года гросс-адмирал Редер начал переброску кораблей из Северного и Балтийского морей. Из Киля по Эльбе суда шли до Дрездена, оттуда — наземным путем — перевозились по автостраде в Регенсбург, а потом плыли вниз по Дунаю к румынским черноморским берегам. По этому извилистому пути длиной 2400 километров до 1944 года немцам удалось перебросить: шесть подводных лодок, 30 теплоходов, 23 минных тральщика, 50 десантных катеров, 26 торпедных катеров, 84 корабля охранения, 113 грузовых судов, 42 танкера, 30 буксиров, два колесных парохода, 18 моторных лодок и даже один ледокол.
В сентябре 1942 года после упорнейших боев немецкие войска заняли почти все черноморское побережье СССР, за исключением юго-восточного участка от Туапсе до Батуми. Наряду с доставкой в порты артиллерийских батарей, постановкой минных заграждений и наступательными действиями торпедных катеров и подводных лодок основная задача Кригсмарине на Черном море состояла в снабжении южных фронтов и защите судоходства, подвергавшегося немалой опасности.
Подводные лодки советских черноморских соединений контролировали огромный район: от Босфора вдоль западного побережья Черного моря протяженностью свыше 200 миль, от Констанцы до Одессы — 180 миль, от Одессы до Анапы — 335 миль. Еще осенью 1941 года советские подводные лодки потопили в Черном море два итальянских танкера: «Суперга» и «Торчелло». В результате положение с горючим в итало-немецкой армии генерала Роммеля в Северной Африке стало критическим. Немало усилий пришлось прилагать Люфтваффе и силам немецкой противолодочной обороны, освобождая пути для конвоев. В 1942 году советским субмаринам удалось потопить 16 транспортов, три десантные баржи и буксир. В конце того же года, когда наступление советских армий вынудило немцев оттянуть значительные силы на Сталинградское направление, надводные корабли Черноморского флота получили возможность начать боевые действия на дальних коммуникациях. С начала 1943 года эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала Л. А. Владимирского, действуя на коммуникациях Варна — Констанца — Жебрияны совместно с кораблями бригады траления и заграждения, доставила противнику немало хлопот. Несмотря на большие переходы — 600–650 миль в один конец — корабли эскадры удачно обстреливали румынское побережье и транспорты, срывая доставку важных грузов для немецких войск.
Все это не могло не беспокоить Редера и Деница. Для борьбы против Черноморского флота и оказания помощи при организации блокады главной советской военно-морской базы, Севастополя, в Констанце была создана 30-я флотилия подводных лодок.
18 апреля 1942 года «двойки» U-9, U-19 и U-24 были переведены из Готенхафена в Киль. Там из них вытащили батареи, размонтировали дизели, электродвигатели и даже сняли башни, облегчив вес примерно на 200 тонн. Дальше «челны» преодолели Кильский канал, затем по Эльбе проплыли до Дрездена, а дальше по автомобильным дорогам были доставлены в Ингольштадт. Там их погрузили на понтоны и переправили по Дунаю в Линц, где субмарины были заново собраны и оснащены. Дальше по железной дороге лодки перевезли в румынский порт Констанца. Весь путь занял шесть месяцев.
С 26 октября по 29 ноября 1942 года три «челна» — U-9 капитан-лейтенанта Шмидт-Вейхерта, U-19 обер-лейтенанта Гауде, U-24 обер-лейтенанта Петерсена — были введены в строй. В мае и июне 1943 года 30-ю флотилию усилили еще тремя лодками того же типа: U-8, U-20 и U-23 под командованием обер-лейтенантов Флейге, Шелера и Валена.
Бразды правления флотилии держал в руках небезызвестный капитан-лейтенант Хельмут Розенбаум, который в августе 1942 года на U-73 потопил в Средиземном море британский авианосец «Игл». Розенбаум, служивший во флоте с 1932 года, к тому времени уже был награжден Рыцарским крестом.
За весь период действий побед у шести «двоек» было сравнительно немного. Самой удачливой субмариной можно считать U-18 обер-лейтенанта Карла Флейге, совершившую восемь успешных походов в Черноморье и потопившую более десятка советских судов и одну канонерскую лодку. Во время одного из последних боевых выходов судьба сыграла с U-18 злую шутку. Дело в том, что на боевой рубке лодки была намалевана довольно экстравагантная эмблема: раскалывающаяся на части звезда, которую таранила немецкая подлодка. Уже на подходе к Констанце субмарину неожиданно атаковал немецкий самолет, принявший U-18 за советскую субмарину. Только чудом Флейге удалось избежать потерь и привести лодку в порт.
С 11 апреля по 9 мая 1944 года Черноморский флот развернул на позициях 13 подводных лодок. Благодаря налаженному взаимодействию с авиацией советские подводники быстро блокировали конвои противника. За 28 суток было выполнено 50 торпедных атак, уничтожено 23 транспорта. Всего при эвакуации германских войск из Севастополя морем потери составили 50 судов. Для Кригсмарине это был серьезный удар.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стальные гробы рейха"
Книги похожие на "Стальные гробы рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Курушин - Стальные гробы рейха"
Отзывы читателей о книге "Стальные гробы рейха", комментарии и мнения людей о произведении.