Жан-Поль Креспель - Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"
Описание и краткое содержание "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883" читать бесплатно онлайн.
В книге известного искусствоведа Жана-Поля Креспеля занимательно повествуется о повседневной жизни художников, творчество которых составило целую эпоху в мировой живописи. Художники-импрессионисты (а к их числу автор относит Э. Мане, К. Моне, Йонгкинда, Сислея, Писсарро, Сезанна, Дега и др.) предстают перед читателем не в ореоле своей неувядающей славы, а в суровой повседневности будней, в периоды безденежья, неприкаянности, бездомности. Мы узнаем, как и кто покупал у них картины, как складывалась их личная жизнь, из-за чего они ссорились и как дружили.
37
Термин «импрессионизм» стал употребляться критиками-искусствоведами в отношении группы художников-пейзажистов (Коро, Добиньи, Йонгкинда), а также среди молодых художников во время дискуссий в кафе «Гербуа», уже в 1860-е годы, то есть задолго до написания знаменитой картины Клода Моне.
38
Имеются в виду события в Париже, связанные с мощной волной студенческих демонстраций в мае 1968 года, следствием которых стала, в частности, реформа системы образования во Франции.
39
Имеется в виду картина Тома Кутюра «Римляне времен упадка» (1847. Париж, музей Орсе).
40
Римская премия (фр. Prix de Rome) — награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 год и в конце концов превратившаяся в простой придаток к академической системе образования. Лауреат премии мог рассчитывать на годичное пенсионерство в Риме. (Прим. науч. ред.)
41
Эдгар Дега «Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия». 1875. Эрмитаж, Санкт-Петербург (Собрание Герстенберга-Шарф, Берлин). (Прим. науч. ред.)
42
Бизутаж (от фр. bizuth — «новичок» на студенческом жаргоне) — зародившаяся еще в Средние века в Парижском университете традиция «инициации» новичков, которая постепенно приняла форму студенческого ритуала. В начале XIX века «бизутаж» приобрел более конкретный социальный смысл: унизительная инициация вчерашних школяров символизировала их вступление в «тайный союз школяров и студентов» для борьбы с ненавистной администрацией. (Прим. науч. ред.)
43
Су, или соль — французская монета того времени, равнявшаяся двадцатой части франка, — таким образом, упомянутый дантист брал за свою операцию всего один франк. Кстати, у Сезанна есть картина, в названии которой упоминается эта монета: «Вино ценою в 4 су».
44
Силен — в греческой мифологии один из свиты Бахуса, веселый толстый старый пьяница, мудрец, обладавший пророческим даром. Он возглавляет триумфальную процессию Бахуса, двигаясь, возможно, в своей собственной карете, которую везет осел; или лежит, развалившись на спине своего животного, поддерживаемый с обеих сторон сатирами.
45
Анхиз — троянский пастух с горы Ида, в которого, согласно легенде, влюбилась Венера. От этого союза родился Эней, легендарный прародитель римлян; отсюда такое значение этой темы для истории изобразительного искусства. Венера сидит на постели под балдахином рядом с Анхизом, который в этот момент снимает с ее ног сандалии. Обычно присутствует также и Купидон.
46
Милон Кротонский — легендарный борец, прославившийся своей силой. Он жил в Кротоне, греческой колонии в Южной Италии, в VI веке до н. э. Согласно легенде, Милон, увидев однажды дуб, в который был вбит клин, попытался вырвать распорку. Хотя ему удалось выбить клин, его руки оказались защемленными в стволе дерева. Он стал беспомощной добычей для диких зверей, которые быстро растерзали его. В живописи он часто изображается обнаженным и мускулистым, с руками, защемленными в стволе дерева. На картине он либо один, либо на него нападает лев.
47
Мастихин (ит. mestichino') — пластинка из гибкой стали или рога в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Применяется художниками для очистки палитры, частичного удаления незасохшей краски с картины. В новейшей живописи мастихин часто употребляется взамен кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком.
48
Дюранти является также автором романа о жизни французских художников-импрессионистов «Художник Луи Мартин», напечатанного посмертно в «Pays des Arts» (1881. Paris).
49
Перекресток Вавен — пересечение бульваров Монпарнас и Распай, участок на стыке VI и XIV парижских округов, самое сердце Монпарнаса, которому посвящена одна из книг Ж. П. Креспеля «Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху. 1905–1930». М.: Молодая гвардия, 2000. (Прим. науч. ред)
50
Анри де Тулуз-Лотрек в детстве в результате несчастных случаев дважды ломал шейку бедра; в результате остался очень маленького роста. (Прим. науч. ред.)
51
«Маккьяйоли (итал. macchiaioli,от macchia — пятно) — группа итальянских художников, оформившаяся в I860 году и названная так за свободную манеру письма сочными цветовыми пятнами. Члены группы (Дж. Фаттори, С. Лега, Дж. Аббати, теоретик группы скульптор А. Чечони и другие) почти все бывшие участники национально-освободительного движения Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. Для творчества маккьяйоли характерны сцены национально-освободительной борьбы, городской и сельской жизни. В 1880-е годы группа распалась. Ряд мастеров маккьяйоли, в том числе Ф. Дзандеменеги, под влиянием современной французской живописи обратился к импрессионизму. (Прим. науч. ред.)
52
He менее часто репродуцируется также и картина Анри Фантен-Латура «Мастерская в квартале Батиньоль» (1870. Париж, музей Орсе), на которой изображены те же Базиль, Мане, Эдмон Мэтр, Эмиль Золя, Моне, а также Отто Шольдерер, Захария Астрюк и Ренуар.
53
Речь идет о кн.: Perrichot Henri, La vie de Cezanne, Hachette, Paris, 1956. Русский перевод: Перрюгио А Жизнь Сезанна. М.: Радуга, 1991.
54
Жа де Буффан (Прибежище ветров) — поместье Сезанна в четырех километрах от Экса. (Прим. науч. ред.)
55
Портрет Амбруаза Воллара был написан Сезанном в 1899 году (находится в Париже, Пти Пале). А. Воллар впоследствии вспоминал об этой истории в своей книге, посвященной Сезанну. Он писал, что сеансы позирования проходили в тогдашней парижской мастерской художника на улице Эжезип-Моро.
«Явившись туда, — пишет Воллар, — я увидел посреди мастерской ящик, установленный на четырех шатких подпорках, а на нем стул. Я не без тревоги разглядывал это сооружение. Сезанн угадал мои опасения: «Я сам приготовил вам стул для позирования! Вам нисколько не грозит опасность упасть, мсье Воллар, если, конечно, вы будете сохранять равновесие. Впрочем, когда позируют, то незачем двигаться!» Усевшись на стул — с какими предосторожностями! — я старался не сделать ни одного ложного движения; более того, я сидел совершенно неподвижно, но сама эта неподвижность повлекла за собой сонливость, против которой я некоторое время небезуспешно боролся. Под конец, однако, голова у меня склонилась на плечо и я потерял представление об окружающем мире. В ту же секунду равновесие нарушилось, и стул, и ящик, и я сам оказались на полу. Сезанн набросился на меня: «Несчастный! Вы испортили позу! Я же вам говорил, что вы должны быть, как яблоко. Ведь яблоко не двигается!» С этого дня, прежде чем позировать, я выпивал чашку черного кофе. Кроме того, Сезанн следил за мной, и стоило ему заметить какой-либо признак усталости, предшествующей сну, как он смотрел на меня таким взглядом, что я тотчас снова застывал в нужной позе, как ангел, я хочу сказать, как яблоко, которое не двигается».
Цит. по кн.: Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. М., 1972. С. 287.
56
Музей Монмартра расположен в доме XVII века, принадлежавшем актеру труппы Мольера Клоду де ла Роз. Экспозиция музея, состоящая из документов, фотографий, рисунков и различных предметов, знакомит посетителей с историей Монмартра с XII века до наших дней, позволяя представить образ жизни парижской богемы. (Прим. науч. ред)
57
Ср.: Золя Э. Собрание сочинений. В 18 т.: Т. 11. М., 1957. С. 15.
58
Жорж Ривьер подробно рассказал об этих встречах в своей книге «Ренуар и его друзья» (Georges Riviere. Renoir et ses amis. Paris, 1921).
59
Теодор Дюре был близок с художниками-импрессионис-тами и написал о них книгу еще в 1906 году: Duret Th. Histoire des Peintres Impressionnistes. Paris, 1906.
60
Речь идет, очевидно, о картине Ренуара «В ателье на улице Сен-Жорж» (1876).
61
Нина де Кальяс, более известная как Нина де Вилл ар (1846–1884) — дама, салон которой посещали многие поэты, писатели и художники.
62
Сезанн в конце своей жизни, в письме сыну Полю (от 3 августа 1906 года, Экс) вспоминал об одном из таких вечеров в 1877 году у Нины де Виллар на улице Муан: «Кажется, я тебе рассказывал, что, когда я обедал на улице Муан, за столом сидели — Поль Алексис, Франк Лами, Марает, Эрнест д’Эрвийи, Лиль Адан и многие другие проголодавшиеся писатели и художники и среди них незабвенный Кабанер» (см. в кн.: Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. С. 125).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"
Книги похожие на "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан-Поль Креспель - Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"
Отзывы читателей о книге "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883", комментарии и мнения людей о произведении.