Артемидор - Сонник (Онейрокритика)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сонник (Онейрокритика)"
Описание и краткое содержание "Сонник (Онейрокритика)" читать бесплатно онлайн.
Сонник (`Онейрокритика`) явился первой в своем роде попыткой привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием снов и оказал значительное влияние на формирование средневековых представлений о природе сновидений. Непреходящее значение труда Артемидора подтверждается еще и тем, что даже в XX столетии к помощи этой книги имели обыкновение прибегать многие выдающиеся авторы, в числе которых необходимо упомянуть Зигмунда Фрейда, Алексея Ремизова и Даниила Хармса.
147
По-видимому, игра слов: γένυς — «острие», γυνή — «женщина». «Секира» было прозвищем знаменитой гетеры Лайды (Элиан. Пестрые рассказы. XII.5).
148
Миф об Аполлоне и Дафне, превращенной в лавр.
149
Ср. Геопоника. ΧΙ.10: возлюбленная бога Борея предпочла ему Пана и бежала от него, Борей порывом сбросил ее со скалы, и она превратилась в сосну, шумящую, когда налетает Борей.
150
Белый тополь был посвящен Гераклу (Федр. 111.17; Плиний Старший. XII.3), на олимпийских жертвоприношениях Зевсу, учрежденных Гераклом, жертвы сжигались на поленьях из белого тополя.
151
Игра слов: νύμφη в значении «нимфа» и в значении «невеста».
152
То есть в первом случае «вести вперед», во втором «провожать», собственно «быть провожаемым».
153
Пер. по конъектуре Герхера.
154
Provocator — по роли и вооружению разновидность секутора (secutor).
155
Эфирный огонь — понятие из стоической космологии, где он тождествен с божественным мировым разумом.
156
Эфиальт — одно из имен бога Папа (Схолиаст к Аристофану. Осы. 1083), у поздних авторов отделяющийся от него как самостоятельный дух-инкуб.
157
Гесиод. Теогония. 933—936; ср. Илиада. XIII. 299; IV. 440.
158
Дополнение Герхера.
159
Юлию Цезарю накануне убийства будто бы снилось, что он пожимает десницу Юпитеру (Светоний. Божественный Юлий. 81).
160
Народпая этимология, упоминаемая еще в «Кратиле» Платона, 406b.
161
От мифа об Актеоне.
162
От поверья, что при нарастающей луне живые твари растут быстрее (Цицерон. О гадании. II. 33; ср. Цицерон. О природе богов. II. 119).
163
В тексте лакуна, отмеченная Герхером.
164
Менандр. Фр. 223, 3 Koerte (пер. О. В. Смыки).
165
Три лика Гекаты толковались как распутье трех дорог (Овидий. Фасты. 1.141 — 142).
166
Павсапий (II. 30.2) упоминает эгинскую одноликую статую Гекаты работы Мирона и говорит, что трехликие стал делать только Алкамен.
167
Испорченное место.
168
Этимологизация из области стоических аллегорий (ср. К орлу т. О природе богов. 30).
169
От греческого имени Диониса «Элевферий» и латинского «Либер».
170
Уличные гермы; ср. шутку Деметрия Фалерского у Диогена Лаэртского (V. 82).
171
Перевод по конъектуре Герхера.
172
Ср. знаменитое обращение к Венере у Лукреция (1.1 сл.), а также Овидий. Фасты. IV. 96.
173
У Энния (Анналы. I. 18—19). Венера дает дар пророчества Анхису.
174
Миф о сети, при помощи которой он уличил изменницу — Афродиту и Ареса.
175
Там же у Пакувия (неизвестная трагедия, фр. 14 по Аммиану Марнеллину. XIV.11.25—26) на вращающемся колесе стоит Немесида. Имя «Тиха» обычно переводится как «Случай», преимущественно удачный.
176
Принимаем поправку Герхера πολιτειομένοις.
177
Левкофея — имя обожествленной Ино, утопившейся жены безумного Атаминта (Овидий. Метаморфозы. IV. 416—542).
178
Слова из Гомера, Гесиода и (последнее) из Софокла.
179
Миф о похищении Персефоны.
180
По сходству с кровососными банками.
181
Текст испорчен, перевод по смыслу.
182
О Капобском храме Сараписа с оракулом снов см. Страбон. XVII. 1.17.
183
Ср. знаменитый образ в Апокалипсисе (10.9).
184
Ср. сон Ксенофонта о спадающих оковах в «Анабасисе» (IV. 3.8).
185
Игра слов σύνθετον означает как составное слово, так и лекарство, состоящее из нескольких компонентов.
186
По народной этимологии слово «Лид» истолковывалось как «невидимый».
187
Ср. Евангелие от Иоанна. 19.17; Харитон. Херей и Каллироя. IV. 2.6; Плутарх. О позднем возмездии от богов. 9.
188
См. выше, гл. 49.
189
Миф о Терее, Прокне и Филомеле (Овидий. Метаморфозы. VI. 424—674).
190
Аристотель (История животных. VIII. 16.600 а 16) и Плиний Старший (X. 70) считали, что ласточки на зиму улетают в солнечные горные места.
191
Ср. тот же предсмертный сон Юлия Цезаря (Светоний. Божественный Юлий. 81).
192
Менандр. Фр. 223, 3 Koerte (пер. О. В. Смыки).
193
Солон (фр. 27) принимал человеческую жизнь за 10 семилетий.
194
По Илиаде (I. 250—252), Нестор прожил три поколения.
195
В тексте лакуна, отмеченная Рейске.
196
Что может означать не только фишку, игральную кость, но и судейский жетон для голосования при вынесении приговора.
197
Место не вполне ясное. Предполагают, что употребленный здесь глагол «переносить» (μετακομίζειν) — технический термин, относящийся к перепелиным боям. О перепелиных и петушиных боях в древности см.: Элиан. Пестрые рассказы. II. 28; Лукиан. Апахарсис. 37.
198
Ср. Светоний. Нерон. 46: после убийства матери Нерону снится, будто жена сталкивает его в непроглядный мрак, где его облепляют тучи крылатых муравьев.
199
Ср. у Геродота (1.31) рассказ о благочестии Клеобиса и Битона, сыновей жрицы Геры Аргосской.
200
δίχη (тяжба) = 4 + 10 + 20 + 8 = 42; γαλῆ (ласка) = 3 + 1 + 30 + 8 = 42. Встреча с лаской считалась дурной приметой (Феофраст. Характеры. 16.3).
201
Здесь κερδώ «лиса» сближается с κέρδος «прибыль, нажива».
202
Полугласными у греческих грамматиков считались λ, μ, ν, ρ, σ, ζ, ξ, ψ.
203
ρ = 100; έπ̓άγαθά = 5 + 80 + 1+ 3 + 1+ 9 + 1= 100; άγγ•λία = 1+50 + 3 + 5 + 30 + 10 + 1 = 100; πεζῆ = 80 + 5 + 7 + 8 = 100; и μένε = 40 + 5 + 50 + 5 = 100; πέδαι = 80 + 5 + 4 +1 + 10 = 100; νέαε = 50 + 5 + 40 + 5 = 100.
204
Ложная этимология: ἂλυσις («цепь») разлагается на ά («не») λύσις («освобождение»).
205
κήλη («грыжа») = 20 + 8 + 30 + 8 = 66; ζημία («ущерб») = 7 + 8 + 40 + 10 + 1 = 66.
206
σταφυλοτομέω означает «срезать виноградные гроздья» и «вырезать язычок».
207
Имеется в виду сочиненный Платоном миф о происхождении цикад от людей, завороженных пением Муз (Платон. Федр. 259 С).
208
По представлениям древних, цикады питаются только росой (Гесиод. Щит Геракла. 395; Феокрит. Идиллии. 4. 16).
209
Словом προσευχή обозначалась иудейская молельня.
210
Ср. Плиний Старший. 10. 168.
211
Т. е. до полудня, по вашему счету.
212
Мом — божество насмешки и поношения. По Гесиоду — сын Ночи (Теогония. 214).
213
Гомер. Илиада. II. 56. Артемидор обращает внимание на то, что в одном предложении сочетаются ὂνειρος («вещий сон») и как предикативное определение к нему — ένύπνιον («обычный сон»).
214
Гомер. Илиада. II.305.
215
Гомер. Одиссея. XVII. 539; XVIII. 384.
216
Далее в тексте лакуна, отмеченная Рейске. Пропущенный текст по смыслу должен был бы содержать примерно следующее: «Другое дело, если кто-либо увидит во сне, что...».
217
Перевод по конъектуре Рейске.
218
См. Артемидор. I.2.
219
Филагр из Киликии, ученик Лоллиана. В Афинах был соперником Герода Аттика. Позднее возглавлял риторическую школу в Риме (Флавий Филострат. Жизнеописание софистов. 2, 8).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сонник (Онейрокритика)"
Книги похожие на "Сонник (Онейрокритика)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Артемидор - Сонник (Онейрокритика)"
Отзывы читателей о книге "Сонник (Онейрокритика)", комментарии и мнения людей о произведении.