Пьер Шоню - Цивилизация Просвещения
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Цивилизация Просвещения"
Описание и краткое содержание "Цивилизация Просвещения" читать бесплатно онлайн.
Пьер Шоню, историк французской школы «Анналов», представляет уникальную в мировой культуре эпоху европейского Просвещения, рожденную из понятия прогресса (в сфере науки, технике, искусстве, общественных структур, философии) и приведшую к французской революции. Читатель увидит, как в эту эпоху повседневность питала дух творчества, открытий и философских размышлений и как, в свою очередь, высокие идеи претворялись на уровне обыденного сознания и мира материальных вещей. Автор показывает, что за великими событиями «большой» истории стоят не заметные ни на первый, ни на второй взгляд мелочи, играющие роль поистине пусковых механизмов исторического процесса. Попробуйте задуматься, каким образом завезенная англичанами из колоний привычка пить чай привела к увеличению продолжительности жизни европейцев и возможности получить лучшее образование, или, например, поразмышляйте, какая связь между «Энциклопедией» просветителей и заменой в домах XVIII века сундуков шкафами.
Россия
При Петре I и Екатерине II Россия, отталкиваясь от первоначального лесного ядра заселения, осваивает новые пространства: рост, продвижение по направлению к западу (Балтика), потом по направлению к Средиземному морю (присоединение в 1774 году Азова, захват Крыма и побережья Черного моря, основание в 1794 году Одессы). За военной победой следует оккупация и методичное использование земель: урбанизация северо-запада (Санкт-Петербург), потом, при Екатерине, юга (Екатеринбург), закладка шахт на Урале, колонизация степи. Россия становится новым приграничьем, крупнейшим поставщиком пространства для Европы и, подобно Пруссии и Австрии, стремится посредством авторитарной реформаторской политики ликвидации отставания равняться в интеллектуальном и экономическом смысле на густонаселенную Западную Европу. Этот процесс успешно осуществлялся двумя Великими XVIII века: Петром до 1725 года, Екатериной с 1762 по 1796 год. Соседняя Германия и даже Англия по призыву царей поставляли переселенцев и специалистов. Франции была отведена лучшая и более важная роль. Французское искусство, французская культура, французский язык в течение долгого времени были составной частью нового российского общества и формировали его. От Петра до Екатерины главенствовало не столько центральноевропейское барокко, сколько возродившийся на Западе классицизм. XVIII век превратил Россию в одну из западных супердержав.
Руссо, Жан-Жак
1712–1778. Свою писательскую деятельность Руссо начал в тридцать восемь лет, в середине века; после полной скитаний и размышлений жизни его основные сочинения следуют одно за другим: 1761 год — «Новая Элоиза»; 1762-й — «Об общественном договоре» И «Эмиль». Все три книги оказали значительное влияние на современников: и действительно, они отражали тайные мысли и чувства общества второй половины XVIII века, терзаемого новыми тревогами и желаниями, порожденными распространением и стремительным увеличением объема знаний. По сравнению с энциклопедистами Руссо выглядел архаистом: Женева была чем-то вроде протестантского Рима. Его деизм, основанный на чистой интуиции и личностном опыте, противостоял рационалистическому и практическому деизму Вольтера. Его политика, основанная на новых идеях естественного права и общей воли, принципах, выходящих за пределы исторических «фактов», противостояла продуманному эмпиризму Монтескьё. Вспомним исследование Жана Фабра, посвященное руссоистскому утопизму. В действительности анализ женевской модели предшествовал у Руссо разработке его системы. Последняя по ряду отношений предвосхищает трансцендентальный идеализм Канта. «Точно так же, как, согласно Руссо, общая воля по отношению к волям отдельных людей представляет собой своего рода идеал, в котором они обречены раствориться, так и универсальный практический закон Канта предстает как имманентизирующий для того, кто подчиняется чему-то, абсолютный источник чего должен быть для нас непостижим, ибо он нам внеположен» (Ле Сенн). Этим и объясняется важное значение, приписываемое Руссо как «центральной фигуре» эпохи Просвещения, в частности, Кассирером.
ССанкт-Петербург
Выстроен ex nihilo. Работы были начаты в мае 1703 года. Символ России, стремящейся порвать со своим прошлым, неистовой жажды наверстать упущенное и ориентироваться на Запад. Население Санкт-Петербурга составляло примерно половину населения Москвы. Число жителей Москвы к 1700 году оценивается в 80 тыс., к 1730-му — в 140 тыс., к концу XVIII века — в 400 тыс.
Но Москва — это восточный караван-сарай у подножия Кремля, тогда как Санкт-Петербург — настоящий город из камня. Его население к 1730 году насчитывало около 70 тыс. человек, а к концу XVIII века — около 200 тыс. В 1712 году Петр Великий подарил ему титул столицы. Человеческие потери, потребовавшиеся, чтобы победить ингерманландские болота в устье Невы, обычно оценивают в 100 тыс. человек.
Сведенборг, Эммануил
1688–1772. Получил двойное — научное и религиозное — образование в лютеранском университете Упсалы (Швеция), ректором которого был его отец, экзегет и теолог. Долгое время путешествовал за границей, впоследствии принял должность асессора в Королевской горной коллегии. Его новая жизнь началась в 1740-е годы. В то время ряд видений открыл для него инобытие, не предполагающее полного разрыва с земной жизнью, не чуждый, но другой мир, в котором завершается духовное восхождение живых существ. Это откровение привело его к переосмыслению Библии в чисто аллегорическом духе. Христос предстал ему не как искупитель — Сведенборг отрицал первородный грех, — но как великий очиститель. Свое учение он изложил в нескольких трудах, опубликованных начиная с 1745 года, важнейшим из которых являются Arcana caelestia («Небесные тайны»; 1749).
Священная Римская империя
Титул императора, который традиционно (с 1437 года) носили австрийские Габсбурги, постепенно стал почти номинальным. Разногласия, раздиравшие сейм, который разделял власть в империи с избираемым им императором, сделали его неэффективным и иллюзорным. Реальная самодержавная власть принадлежала 350 землям, на тех или иных условиях входившим в империю. Расцвет Пруссии и австрийская экспансия, противостояние двух Германий — католической и протестантской, немецкой и космополитической, также способствовали распаду Священной Римской империи.
Сельское хозяйство
Ведущая отрасль экономики.
Сен-Мартен, Луи-Клод де
1743–1803. Один из представителей — наряду с Месмером, Лафатером, Азаисом — той философии, «которая в конце XVIII века объединила в себе два течения — мистическое и позитивистское» (Б. Гюйон). Но в конечном счете оккультная наука Сен-Мартена эволюционировала в сторону спиритуализма. В последние годы его жизни в последних его трудах определяющим становится влияние Сведенборга. (См.: Auguste Viatte, les Sources occultes du romantisme et les Svedenborgiens en France, Paris, 1931).
Сен-Пьер
Шарль-Ирене Кастель, аббат де Сен-Пьер, 1658–1743. Духовник герцогини Бурбонской, в 1718 году исключенный из Французской академии (вслед за появлением его «Речи о полисинодии»). Пытливый и изобретательный ум, находившийся под влиянием долгого (с 1713) и благотворного мир а эпохи регентства, неисправимый перфекционист и футурист: «Проект с целью сделать зимние дороги проезжими», «Проект улучшения образования», «Проект улучшения медицины» и т. д. Известен в первую очередь как основатель Клуба «Антресоли», в котором на антресолях отеля президента Эно (на Вандомской площади) собиралось несколько либеральных аристократов, чтобы обменяться мнениями обо всех проблемах современности. Среди них были маркиз Бальруа, д’Аржансон, де Караман, д’Оби, Рамсей, аббат Алари и др.
Симон, Ришар
Дьепп, 1638–1712. «Критическая история Ветхого Завета» с поправкой на два года вписывается в период 80-х годов, служащий отправной точкой наших исследований, посвященных XVIII веку. Получается, что самим своим планом (планом экзегезы) эта книга также знаменует некую дату: примечательное совпадение. Конечно, экзегеза уже имела длительную традицию. Но у Ришара Симона меняются методы, дух, сам предмет «критики». Как напоминает П. Азар, речь не идет «ни о том, чтобы опровергать теологию, ни о том, чтобы ее отстаивать, [но о том] чтобы установить степень надежности, аутентичности текстов», которые она изучает. Боссюэ, проигравший и ставший виновником проигрыша многих сражений, проиграл и то, которое он вел с ораторианской экзегетикой, так и не сумев понять, какую выгоду мог бы извлечь католицизм из этой исторической герменевтики.
Скарлатти, Алессандро
1660–1725. Старший из семерых детей, пятеро из которых стали музыкантами, он сам имел десятерых детей, в том числе Доменико, клавесиниста. В 1683 году Алессандро Скарлатти обосновался в Неаполе, где и провел большую часть жизни (хотя неоднократно подолгу жил в Риме, Флоренции, Венеции). Один из мэтров классической итальянской оперы. Его увертюры, повлиявшие на создание больших оркестров, уже предвосхищают «Симфонии» Вивальди. Автор популярных в Неаполе опер, Скарлатти не всегда избегал чрезмерной простоты, но не стоит забывать, что он был также автором струнных квартетов, а главное, замечательных камерных кантат.
Скарлатти, Доменико
1685–1757. Сын А. Скарлатти, родился в Неаполе, умер в Мадриде. Был органистом королевской капеллы в Неаполе, рядом с отцом, потом, в Риме, капельмейстером польской королевы (Марии Казимиры), португальского посольства и виллы «Джулия» (в Ватикане). Капельмейстер в Лиссабоне в 1720 году, в Мадриде — с 1728 года до конца жизни. Органист, но в первую очередь клавесинист, Доменико Скарлатти был создателем оригинальной разновидности сонаты — свободной сонаты на двух темах (сам Скарлатти называл свои сонаты «экзерсисами»), которая, наряду с сонатами Баха, послужила образцом для классической одно- или двух-инструментальной сонаты.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Цивилизация Просвещения"
Книги похожие на "Цивилизация Просвещения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пьер Шоню - Цивилизация Просвещения"
Отзывы читателей о книге "Цивилизация Просвещения", комментарии и мнения людей о произведении.