Федор Константинов - Диалектика общественного развития
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектика общественного развития"
Описание и краткое содержание "Диалектика общественного развития" читать бесплатно онлайн.
В 4-м томе раскрывается объективная диалектика общественных процессов, составляющих главное содержание современной эпохи, дается характеристика материальной основы естественноисторического развития общества. Выявляются характер, направленность и темпы общественного развития, анализируется объективная диалектика эволюции и революции, национальных и классовых отношений, научно-технического и социального прогрессов и т. д. Раскрываются содержание социального детерминизма, роль объективного и субъективного факторов в истории.
Наконец, в последнее время духовную жизнь общества стали трактовать как духовную сферу жизни общества. Наиболее полно такое понимание нашло отражение в работах А. К. Уледова. «Понятие „духовная сфера общества“, — пишет он, — конкретизирует содержание понятия „духовная жизнь общества“. Им охватывается не вся духовная жизнь, а лишь один из ее слоев, или уровней, связанный со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, школ и т. д.), создающих и распространяющих духовные ценности… Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей»[88].
На различных этапах развития общества наиболее характерными элементами духовной сферы выступают наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание[89], хотя ими ее структура, конечно, не исчерпывается.
Каковы общие черты выделенных основных элементов духовной сферы общественной жизни? Прежде всего каждый из этих элементов по существу является формой общественного сознания. Так, наука представляет собой познание законов развития природы, общества, самого человека и является, по словам К. Маркса, продуктом «всеобщего исторического процесса развития, абстрактно выражающим его квинтэссенцию»[90] Идеология — это теоретическое самосознание определенного класса, совокупность знаний, представлений о классе, обществе, социальной структуре, государственном устройстве, международных отношениях и т. д. с позиций интересов, целей этого класса. Религия является фантастическим, иллюзорным отражением в головах людей господствующих над ними сил природы и общества. Искусство представляет собой эстетическое отражение действительности. Образование включает в себя систему знаний, которую необходимо передать подрастающим поколениям, а также совокупность идей о том, как, какими приемами обучать и воспитывать эти поколения. Как видим, важнейшие элементы духовной жизни складываются на основе различных форм проявления общественного сознания и опираются на высокий уровень его развития. Поэтому и дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм (уровней) общественного сознания.
Однако элементы духовной сферы представляют собой не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностная сторона духовной жизни, т. е. деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению духовных ценностей. Так, наука — это не только сумма знаний о законах действительности, определенная совокупность объективных истин, но и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства, имеющего свои традиции, формы общения и т. д. Важное значение в научной деятельности имеют психологические моменты, особенно в научном открытии, определенную роль в ней играют случайности и многое другое. Идеология включает не только формулировку определенных классовых идей, лозунгов, оценок и т. д., но и распространение их, что, в частности, требует выработки соответствующих средств, умений, навыков и т. д.
Короче говоря, наука, идеология, образование, искусство, религия исторически формировались как специализированные виды духовного производства, духовной деятельности. Они входят в общественную систему разделения труда, что и отличает элементы духовной сферы от форм общественного сознания.
Характерной чертой элементов духовной сферы является также их институциональная оформленность в качестве определенных подсистем общества. Возьмем в качестве примера науку. Она сегодня включает сложную систему учебных и научно-исследовательских институтов, академий наук, систему подготовки научных кадров, материальное (финансовое и прочее) обеспечение научной работы, определенную систему отношений между людьми и т. д.[91]. То же можно сказать и об образовании и воспитании. В самом общем плане его можно охарактеризовать как общественную форму передачи социального опыта, культуры и т. д. новым поколениям. Если же мы рассмотрим реальный процесс функционирования этого элемента духовной сферы жизни общества, то обнаружим, что он предполагает наличие специфической системы организаций, подготовку кадров педагогов, материальную базу обучения, формы планирования, управления работой этих организаций и многое другое.
Следовательно, элементы духовной сферы жизни общества характеризуются следующими главными моментами: во-первых, они есть виды, типы духовной деятельности, духовного производства; во-вторых; они представляют собой формы общественного сознания и, в-третьих, определенные подсистемы общества. Взаимодействие, взаимопроникновение этих элементов создает качественное своеобразие духовной жизни общества.
Рассмотрим вопрос об общественных предпосылках и детерминантах духовной сферы жизни общества. Поскольку сознание пронизывает всю жизнедеятельность человека, постольку и предпосылки элементов духовной сферы существуют в производстве, общественных отношениях, политических институтах, механизмах передачи общественного опыта и т. д. Соответственно и детерминация духовной сферы чрезвычайно многообразна. Рассматривая другие сферы общественной жизни, мы уже отмечали многообразие общественных детерминант каждой из них. Но пожалуй, духовная сфера в этом отношении занимает особое положение. Видимо, можно утверждать, что все элементы духовной сферы не связаны с какой-то одной детерминантой. По существу в каждом из них проявляется совокупное действие многих детерминант: материально-производственных, социально-политических и т. д. Но это отнюдь не значит, что для того или иного элемента нельзя установить преимущественное значение какой-то одной или нескольких детерминант.
Так, экономическая сфера общества существенно обусловливает развитие такого элемента духовной жизни, как наука. Именно благодаря развитию производства научное познание законов окружающего мира из занятия небольшой группы людей превратилось в широко разветвленную подсистему общественной деятельности с миллионным отрядом профессиональных работников, с мощной материальной базой. Она по существу превратилась в разновидность современной индустрии. В книге «Марксистско-ленинская теория исторического процесса» показано становление науки как особого социального института. Авторы книги пишут: «…институционализация науки и развитие ее в качестве самостоятельной отрасли духовного производства своими истоками уходит в те изменения, которые произошли в XIX в. в материальном производстве в связи с внедрением в производственный процесс машинной техники. Замена субъективного принципа организации и разделения труда объективным, установление более тесной связи производства с научным знанием, изменения в вещных и личностных элементах производительных сил вызвали потребность в таких общественных формах научной деятельности, которые определили ее сегодняшнее функционирование в качестве социального института»[92]. Определенное воздействие сферы материального производства сказывается по существу на всех элементах духовной жизни. Правда, это воздействие применительно к разным элементам имеет различный характер: в одних случаях — непосредственный, в других — опосредованный.
Важной общественной детерминантой духовной сферы является социальная сфера жизни общества. Одним из исторических примеров этой зависимости может служить оформление социального института церкви. На определенном этапе развития частнособственнических отношений при господстве стихийных социальных сил религиозная вера превратилась в сложную подсистему, общественной жизни со своими организациями, кадрами и стала играть в обществе весьма значительную роль. Общественной детерминантой, которая обусловила этот процесс, была прежде всего область социальных отношений.
Влияние политической сферы жизни общества на духовную сферу отчетливо проявляется, в частности, в формировании идеологии. Собственно идеологическая деятельность, т. е. разработка под определенным углом зрения различных теоретических идей, концепций, программ, своеобразное истолкование социальных явлений и процессов, целенаправленная обработка сознания трудящихся в интересах господствующих классов и т. д., возникла вместе с появлением первых политических институтов. Кстати сказать, идеологическое обеспечение деятельности последних в течение длительного времени осуществлялось именно в рамках этих институтов, выступая аспектом, частью механизма политического управления. Это выражалось, в частности, в том, что зачастую политики выполняли и функции идеологов. Конечно, эти исторические факты отнюдь не дают оснований в принципе отождествлять политическую и идеологическую деятельность, отрицать относительную самостоятельность последней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектика общественного развития"
Книги похожие на "Диалектика общественного развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Федор Константинов - Диалектика общественного развития"
Отзывы читателей о книге "Диалектика общественного развития", комментарии и мнения людей о произведении.