» » » » Федор Константинов - Диалектика общественного развития


Авторские права

Федор Константинов - Диалектика общественного развития

Здесь можно скачать бесплатно "Федор Константинов - Диалектика общественного развития" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Мысль, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалектика общественного развития
Издательство:
Мысль
Жанр:
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектика общественного развития"

Описание и краткое содержание "Диалектика общественного развития" читать бесплатно онлайн.



В 4-м томе раскрывается объективная диалектика общественных процессов, составляющих главное содержание современной эпохи, дается характеристика материальной основы естественноисторического развития общества. Выявляются характер, направленность и темпы общественного развития, анализируется объективная диалектика эволюции и революции, национальных и классовых отношений, научно-технического и социального прогрессов и т. д. Раскрываются содержание социального детерминизма, роль объективного и субъективного факторов в истории.






Важную роль в жизни общества играет политическая сфера. Она включает в себя политическое сознание, политические организации и учреждения, политические отношения и действия. Сущностный признак этой сферы заключается в том, что в ней обобщенно, концентрированно отражаются экономические интересы, потребности социальных общностей и общества в целом. В. И. Ленин писал: «…политика есть самое концентрированное выражение экономики»[84]. Политика служит не только мощным средством познания экономики, но и самым действенным орудием практической реализации ее потребностей, воздействия на нее и управления ею.

Экономика детерминирует развитие политики, но на ее развитие влияют и другие сферы жизни общества, особенно социальные отношения и процессы, прежде всего интересы и отношения классов. Поэтому в ленинских определениях политики важное место занимает характеристика политики как области взаимоотношений классов[85]. Классовая детерминированность политики имеет важное значение для понимания ее особенностей как самого обобщенного выражения экономики и ее завершения. Политика отражает экономику, состояние производства не непосредственно, а через призму классовых интересов. Собственно, главное назначение политики и состоит в осмыслении, выражении, защите и реализации интересов определенных классов. Эти интересы многообразны: экономические, социальные, идеологические, профессиональные, интересы отдельных социальных групп, слоев и т. д., составляющих тот или иной класс. Внешне они могут выступать как противоречивые, но в действительности представляют собой разные проявления общего для того или иного класса экономического интереса, который видоизменяется в зависимости от местных, профессиональных и прочих условий. Обобщая многочисленные частные, групповые интересы класса до уровня его единого экономического интереса, политика одновременно «поднимается» до наиболее концентрированного выражения экономики, ее основных тенденций, условий их реализации, позволяя этому классу сознательно направлять свою деятельность.

Будучи концентрированным выражением экономики, политика способствует сосредоточению воли, сил и действий того или иного класса вокруг его основных задач. При этом высшая степень концентрации наступает именно тогда, когда класс ведет борьбу за завоевание и использование самого мощного политического учреждения — государства в целях реализации своих интересов. В этом случае политика выступает также средством концентрации общественной инициативы, энергии, деятельности классов, социальных групп, в связи с чем политические отношения и действия по своей массовости и результативности оказываются более сильными по сравнению, скажем, с идеологическими отношениями и действиями.

Политические взгляды, учения, программные, стратегические и тактические идеи и концепции сообщают деятельности классов и социальных групп сознательность и целеустремленность, которые обусловливают эффективность общественного развития. Политические организации и учреждения объективируют и опредмечивают политические идеи и концепции, практически реализуют содержание политического сознания, убеждений классов, т. е. реально участвуют в преобразовании жизни общества.

Особую роль в политической сфере жизни общества играют политические партии и государства. Политические партии, которые объединяют наиболее активную (в прогрессивных классах — передовую) часть класса, вырабатывают и распространяют политические идеи, концепции, развивают политическое сознание всех представителей класса, обеспечивают единство между ними, т. е. способствуют конституированию класса как реальной политической силы.

Стремление класса оказывать влияние на жизнь и развитие общества в качестве политически руководящего класса обусловливает потребность в таком учреждении, как государство, которое позволяет партии, классу придать форму общеобязательности их интересам, задачам, используя силу закона. В этом состоит большое значение государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, материально-финансовые средства, армию и т. д. Вследствие этого государство, как отмечалось, является наиболее мощным политическим учреждением, главным орудием в борьбе классов за реализацию их общественно-исторических целей. Именно поэтому в марксизме подчеркивается, что вопрос о государстве является главным вопросом политики, что есть «политика и политика» (В. И. Ленин), т. е. политическая борьба, еще не поднимающаяся до проблем государственной власти, и политическая борьба, деятельность, ставящая именно вопрос о завоевании государственной власти. Политика в полном смысле слова начинается там, где речь идет о завоевании или совершенствовании государственной власти, о реальном использовании ее для осуществления целей определенного класса.

Разумеется, проблема использования государственной власти в истории общества может быть правильно понята только с учетом вопросов о происхождении и сущности государства, его основных признаках, эволюции, существовании государств разных типов, в том числе и в особенности о противоположности государств по их классовой сущности: государства как выразителя интересов эксплуататорских классов и социалистического государства — выразителя интересов трудящихся нового общества.

Смысл существования политической сферы общественной жизни заключается в том, чтобы приводить в движение большие массы людей, без чего невозможно осуществлять сколько-нибудь серьезные преобразования общества. Политические отношения — борьба, союз, изоляция, нейтрализация и т. д. — это и есть те взаимосвязи, взаимодействия между классами, при помощи которых вовлекаются в политическую деятельность классы и примыкающие к ним слои общества для проведения достаточно значительных общественных преобразований.

Таким образом, политическая сфера жизни общества определяется экономической сферой с точки зрения ее возникновения, развития, содержания и сущности любых политических явлений. Она зависит от характера, состояния, уровня развития и социальной сферы. Но политика оказывает и обратное воздействие на эти сферы. Она способствует (или препятствует) реализации определенных экономических и социальных задач, ставя их осуществление в зависимость от политических решений и акций. Политика в известном смысле первенствует над экономикой. В классовом обществе это означает, что экономические явления могут существовать только в политических формах (например, отношения собственности, требующие политико-правового, законодательного, государственного закрепления), что вне этих форм задачи экономического и социального развития не могут быть ни выражены, ни решены.

Диалектика экономики и политики может рассматриваться и в более широком плане, предполагающем выяснение их соотношения в жизни общества. В этом плане первенство также принадлежит политике. Если экономика играет определяющую роль в жизни общества, то политика — главенствующую. В экономической сфере формируется совокупность самых разнообразных, внутренне противоречивых возможностей развивающегося общества, выбор и реализация этих возможностей решающим образом зависит от политики. Главенствующее место политика занимает в сфере не только базиса классового общества, но и его надстройки.

Духовная сфера общественной жизни представляет собой сложное, многокачественное явление. В течение длительного времени духовная жизнь общества понималась как совокупность проявлений сознания в обществе. Так, авторы книги «Строительство коммунизма и духовный мир человека» писали: «Духовная жизнь общества охватывает и все проявления деятельности человеческого разума и его достижения, воплощенные в накопленных обществом культурных ценностях; и отражение общественного бытия на данной ступени его развития в общественном и индивидуальном сознании, в различных формах идеологии и в психологии людей, во всем многообразии взглядов, представлений, нравов, определяемых положением людей в обществе, прежде всего их отношением к средствам производства, а в классовом обществе — их классовыми интересами; и отношения между различными формами общественного сознания, взглядами и представлениями людей»[86]. Подобные определения встречаются и в более поздних публикациях. В. С. Овчинников, например, считает, что «духовная жизнь общества в качестве элементов экстенсивной структуры включает в себя общественное и индивидуальное сознание, сознание научное и обыденное, мировоззрение и мироощущение, научные знания и иллюзии, религиозные и эстетические взгляды, этические и юридические нормы, а также духовную жизнь и сознание классов и социальных групп, самосознание классов и наций (народностей), идеологию и социальную психологию»[87].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектика общественного развития"

Книги похожие на "Диалектика общественного развития" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Федор Константинов

Федор Константинов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Федор Константинов - Диалектика общественного развития"

Отзывы читателей о книге "Диалектика общественного развития", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.