» » » » Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III


Авторские права

Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Рейтинг:
Название:
История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-905820-64-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.



Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.

Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.

Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).






Попутно понтифик издал новую энциклику «Universo populo Dei», в которой обвинил императорский двор в насилии над собой и тут «скромно» заявил себя ревнителем Православия, подтвердив приверженность Халкидону. Он высокомерно предлагал василевсу отменить свой декрет о «Трёх главах» и направить двоих представителей для встречи с папскими легатами, дабы устранить новый церковный раскол. Это был очередной пример величайшей дерзости. По счастью, император обладал куда более глубоким религиозным чувством, чем папа, и св. Юстиниан перетерпел и это оскорбление. Как справедливо говорят, если бы святой царь действительно являл собой образчик «цезаропапизма», он без всякого сомнения немедленно сместил бы Вигилия, вне зависимости от последствий[246].

Наконец, папа согласился вступить в общение с Константинопольской кафедрой и даже согласился на Вселенский Собор, но при условии, что тот пройдёт в Италии или в Сицилии, поскольку, дескать, западные епископы, недовольные осуждением «Трёх глав», желают познакомиться с этим вопросом более обстоятельно. Но св. Юстиниан обоснованно не принял такого условия: он прекрасно понимал, что в таком случае ему угрожает серьёзная оппозиция, сильная своим количеством. С другой стороны, император убедился в том, что пресловутый западный «папизм» безусловен пока что только для самих Римских епископов — остальные латинские епархии всё ещё сохраняют за собой свободу суждения.

Для того чтобы не ставить папу в безвыходное положение, в качестве альтернативного варианта царь предложил Римскому папе созвать третейский суд — Вигилий охотно согласился, полагая, будто он и остальные восточные патриархи будут представлять собой две равные по численности партии по 4 человека. Но на самом деле в предложении императора шла речь о пропорциональном представительстве всех патриархов — каждый должен был прибыть в сопровождении равного количества епископов своего патриархата, а не Востока и Запада. Когда заблуждение папы выяснилось, тот срочно отозвал своё согласие на третейский суд, но и император показал характер, настояв на созыве Вселенского Собора помимо воли и согласия понтифика[247].

Весной 553 г. в Константинополь стали съезжаться епископы. Как и повелось, этот Вселенский Собор был тоже преимущественно «восточный»: всего присутствовало около 150 восточных епископов и 25 западных; отсутствовали даже епископы из Иллирии, не говоря уже об Испании или Галлии. Из Африки приехали 8 епископов, из которых 6 приняли участие в первых заседаниях[248]. Но вина в этой диспропорции никак не может быть возложена на императора, поскольку св. Юстиниан предложил папе вызвать столько западных епископов, сколько понтифик пожелает. Но тот сам отказался от той мысли, понимая, что латиняне не испытывают желания обсуждать спорный вопрос[249].

Наконец, 5 мая 553 г. в Константинополе Вселенский Собор открыл своё первое заседание. Не желая давать поводов для слухов об императорском давлении на епископов, св. Юстиниан ни разу не появился на его заседаниях. Даже его представители из числа высших сановников не прибыли на Собор, и диалог царя с Отцами вёлся посредством гонцов, передававших послания от одной стороны другой. Председательствовали на Соборе совместно патриархи Евтихий Константинопольский, св. Аполлинарий Александрийский и Домнин Антиохийский. Император общался с Собором исключительно с помощью чиновников, которые приносили его послания Собору и по прочтении сразу же удалялись.

Папа Вигилий, ссылаясь на непропорциональность представительства западного и восточного епископатов на Соборе, сразу же отказался на нём присутствовать, но официально это не было сообщено собравшимся Отцам. Святой Юстиниан внешне старательно скрывал истинные взаимоотношения между императором и Римским папой, щадя его достоинство и честь Апостольской кафедры. Особенно показательным явилось первое заседание Собора. Явившись на него, селенциарий Федор зачитал послание св. Юстиниана, в котором выделяется несколько аспектов. В первую очередь, император обращал внимание на своё законное право заниматься внутренними вопросами Кафолической Церкви.

«Искоренять возникающие по временам ереси посредством собирания благоговейнейших епископов, и единодушным провозглашением правой веры доставлять мир святой Церкви Божией — было всегдашней заботой православных и благочестивых императоров, предков наших», — говорит он. Затем св. Юстиниан перечисляет духовные подвиги своих предшественников во имя чистоты веры и обеспечения благочестия в Церкви, приравнивая к царям, созывавшим Вселенские Соборы и императора св. Льва I Великого. Царь детально разбирает богословскую подоплёку вопроса, объясняя, чем опасны уже осужденные им Феодор Мопсуэстийский, Феодорит Кирский и Ива Эдесский. Он излагает своё мнение об этих лицах и их сочинениях, а затем спрашивает мнение епископов. Нет сомнения в том, что это был заочный и несколько закамуфлированный ответ императора на категоричное нежелание папы Вигилия признавать за ним право заниматься богословскими вопросами и высказывать своё мнение по ним.

Поскольку, так или иначе, у присутствовавших Отцов Собора должен был возникнуть вопрос о папе Вигилии, император очень тактично смягчил истинное положение дел. «Вигилию, благоговейнейшему папе древнего Рима, — пишет он в своём послании Собору, — мы объяснили о «Трёх главах» подробно всё, когда он прибыл в наш царствующий город, и спрашивали его, как он думает об этом деле. И сам он не раз и не два, а довольно часто в своих посланиях излагал анафему на нечестивые «Три главы». А что у него всегда была мысль об осуждении «Трёх глав», это он выразил и в весьма многих иных своих поступках и в осуждении Рустика и Севастиана». Затем св. Юстиниан пространно и очень умело обходит вопрос о возникших между ним и понтификом разногласиях и о предательстве папы и оправдывает его отсутствие на Соборе желанием понтифика самостоятельно разобраться с этим вопросом[250].

Впрочем, присутствовавшие епископы не в полной мере удовлетворились таким объяснением и напомнили царю, что уже не раз просили папу принять участие в Соборе. Большая делегация епископов по решению Собора отправилась к Вигилию, но, вернувшись, объяснила, будто понтифик по «слабости телесной» не может явиться на заседание, но завтра обещал высказать своё мнение о «Трёх главах». По этой причине заседание решили отложить на другой день[251].

На следующем заседании Отцы выслушали епископов, вновь направленных к папе Вигилию за ответом. Те поведали, что апостолик опять отказался явиться на Собор, поскольку, по его словам, на этом Соборе много восточных епископов и очень мало западных. Отцы напомнили ему, что и ранее, на других Вселенских Соборах, существовала такая диспропорция, и в этом нет ничего страшного. Сейчас же, когда в Константинополе находится сам папа и множество латинских епископов при нём, никаких преград для его участия нет. В мягкой форме они заметили, что по велению императора в таком случае они будут вынуждены сами рассмотреть вопрос, «ответ на который наполовину готов», чтобы не вводить народ в соблазн; но и это не убедило Вигилия. Присутствовавшие на заседании императорские сановники также сообщили, что были у папы, но тот повторил своё желание самостоятельно, вне стен Собора (!), дать ответ на поставленные вопросы. Сановники огласили ответ св. Юстиниана, который рекомендовал епископам не смущаться отсутствием папы и напомнил им, что он всегда защищал и защищает все четыре Вселенских Собора, и велел внести их в диптихи, чего не решались сделать другие, бывшие до него, императоры[252].

Со страниц «Деяний» остро чувствуется, какая волнительная атмосфера возникла на Соборе. Папа не являлся, открыто бойкотируя его, и не высказывал своего письменного мнения. Для всех непредубеждённых лиц, убедившихся в искусственной вариативности отказа Вигилия явиться на Собор, было ясно, что ждать его — бессмысленно. Вслед за понтификом попытались игнорировать Вселенский Собор и некоторые западные епископы. Ссылаясь на то, что понтифик отсутствует на Соборе, они также отказались участвовать в его работе. Потратив много времени, Отцы решили обсудить вопрос о «Трёх главах» без папы.

Впрочем, попытки образумить папу не прекращались: Вигилия неоднократно приглашали на Собор, но вновь и вновь безуспешно. В конце концов, св. Юстиниан предписал Собору удалить имя папы Вигилия из диптихов, «сохраняя при этом единство с Апостольским престолом»[253]. Конечно, это был вопиющий прецедент, вполне, впрочем, адекватный поведению понтифика. «Документ этот настолько скандален для папизма, что в первых католических изданиях Соборных деяний он отсутствует, как отсутствует и в русском переводе Деяний. Впрочем, и св. Юстиниан сознавал беспрецедентность своего шага. Отсюда — необычное различие «inter sedem et sedentem» («между престолом и занимающим его»). Первоначально св. Юстиниан направил Собору устную рекомендацию, и только потом, при редактировании Деяний, было составлено письменное распоряжение, датированное 14 июля 553 г.»[254].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Величко

Алексей Величко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"

Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.