Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Описание и краткое содержание "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать бесплатно онлайн.
Пятитомное сочинение А.М. Величко «История Византийских императоров» раскрывает события царствования всех монархических династий Священной Римской (Византийской) империи — от св. Константина Великого до падения Константинополя в 1453 г. Это первое комплексное исследование, в котором исторические события из политической жизни Византийского государства изображаются в их органической взаимосвязи с жизнью древней Церкви и личностью конкретных царей. В работе детально и обстоятельно изображены интереснейшие перипетии истории Византийской державы, в том числе в части межцерковных отношений Рима и Константинополя. Приводятся многочисленные события времен Вселенских Соборов, раскрываются роль и формы участия императоров в деятельности Кафолической Церкви. Сочинение снабжено портретами всех императоров Византийской империи, картами и широким справочным материалом.
Для всех интересующихся историей Византии, Церкви, права и политики, а также студентов юридических и исторических факультетов.
Настоящий том охватывает эпоху от Юстина I (518–527) до Феодосия III (518–527).
Впрочем, нельзя сказать, что протесты всегда носили содержательный характер. Например, епископ Понтиан отписал св. Юстиниану, что сочинение Феодорита Кирского не известно в его епархии, поэтому он рекомендует уклониться от осуждения этого епископа, тем более, что автор уже давно мёртв, а мёртвых осуждать не следует[237].
Для умиротворения ситуации осенью 544 г. св. Юстиниан решил вызвать папу Вигилия в Константинополь — действительно, должен же был он хоть когда-то начать оправдывать то доверие, которое оказал ему царь? Формально вызов был обусловлен опасностью, которой папа подвергался в осаждённом Остготским королём Тотилой Риме. Очень неохотно папа принял этот вызов (приказ?) — на Западе это нежелание даже позднее переродилось в легенду, будто императорский чиновник, доставивший понтифику повеление св. Юстиниана, имел поручение задержать папу и силой доставить его в восточную столицу. В любом случае Вигилий тянул время, надеясь, что всё уляжется само собой без его деятельного участия. Папу посадили на барку и отправили в Сицилию, где на него со всех сторон накинулись противники императора. Сюда же прибыл Зоил Александрийский, позднее отозвавший свою подпись под осуждением Феодора Мопсуэтийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Осенью 546 г. папа Вигилий, наконец, тронулся в дальнейший путь, по дороге рассылая письма остальным патриархам с предложением отказаться от осуждения трёх богословов. Нарекания в свой адрес вызвал и Константинопольский патриарх Мина, которому папа пенял на неразумие и скоропоспешность в выводах. В конце концов, в сопровождении пышной свиты 25 (или 27) января 547 г. Вигилий торжественно въехал в Константинополь. Его встреча была беспрецедентно пышна и торжественна. Константинопольцы хором скандировали при проезде апостолика: «Ecce advenit dominator dominus!» («Се грядет господин и владыка!»)[238].
Но после этого мир в Церкви внезапно закончился: папа тут же отлучил патриарха Мина и вычеркнул его имя из диптихов, а Константинопольский архиерей, естественно, сделал то же самое. Император пригрозил обоим архиереям ссылкой и, видимо, был по-настоящему грозен в своём гневе. По крайней мере, как свидетельствуют летописи, страшась царя, папа пытался бежать в церковь св. Сергия, чтобы там искать защиты, но был вытянут силой из храма. Остыв, св. Юстиниан принял понтифика, а тот по просьбе царицы св. Феодоры 29 июня 547 г. принял в общение патриарха Мина[239]. После этого папе ничего не оставалось делать, как дать императору и императрице письменное согласие на осуждение «Трёх глав». Он также пообещал возглавить несколько «конференций» епископов и обсудить на них этот вопрос.
11 апреля 548 г. он передал императору секретный приговор суда епископов, «judicatum», в отношении «Трёх глав» при условии неприкосновенности авторитета Халкидона. Хотя документ был закрытым (по просьбе самого понтифика), папа показал его римским диаконам Рустику (своему племяннику) и Севастиану, которые после этого отделились от него и оповестили о «judicatum» весь Запад; в ответ папа отлучил обоих[240]. Но дело было сделано — Запад проклинал и своего папу, и всех, кто соглашался с «judicatum». Иллирийские епископы низложили за его принятие архиепископа Первой Юстинианы Бенената, а африканские архиереи в 550 г. осудили самого Вигилия[241]. Как нередко бывает, далеко не все поняли, о чём вообще идёт речь. Так, в Галлии обеспокоенные епископы, не получившие точных известий, 28 октября 549 г. собрались в количестве 71 человека и на всякий случай произнесли анафему, на Евтихия и Нестория, после чего разъехались. Ввиду таких осложнений император 15 августа 550 г. дал согласие Вигилию публично отказаться от «judicatum» при условии, что тот будет тайно помогать царю в осуждении «Трёх глав».
Надо сказать, терпению и спокойствию императора не было конца: желая мирно уладить недоразумения и решить вопрос богословски, а не административно, он организовал 17 июня 550 г. Собор в самой Мопсуэстии, чтобы узнать, как Мопсуэстийская церковь относится к Феодору. На Соборе выяснилось, что имя Феодора не значится в диптихах этой церкви, и вместо него туда внесено имя св. Кирилла Александрийского. Это было подтверждением неправославности епископа: собственная церковь изгладила память о нём из себя, и потому Феодор не мог считаться членом Кафолической Церкви. Как следствие, правомерно вставал вопрос о возможности анафематствования умерших — по крайней мере, тех, которые ещё при жизни фактически отпали от Церкви[242].
Трудно сказать, желал ли изначально св. Юстиниан вынести эти вопросы на Вселенский Собор, но теперь получалось, что без него не обойтись. Следует отметить, что святой царь был искренне убеждён в том, что изменчивая позиция папы Вигилия обусловлена тем давлением, которое на него оказывает Запад. По его мнению, Вселенский Собор, расставивший все точки над «i», спасёт авторитет понтифика и позволит ему более действенно содействовать миру в Церкви. Но, прежде чем созвать Собор, император в начале 551 г. издал новый эдикт под названием «Исповедание веры», в котором изложил 13 анафематизмов. Александрийский патриарх Зоил не принял документ и не стал его подписывать. За это он был снят с кафедры, но документ не принял и папа Вигилий, нарушив, тем самым, в очередной раз своё обещание императору. Более того, на новой «конференции» епископов он потребовал, чтобы архиереи уговорили императора отозвать своё «Исповедание веры» до тех пор, пока его не рассмотрят латинские епископы (!). Если же царь не согласится с таким предложением, заявил папа, епископы должны были прекратить с ним общение под страхом лишения общения с Апостольской кафедрой[243].
Конечно, это было прямое предательство и клятвопреступление. Опасаясь гнева императора, папа Вигилий тайно бежал из дворца, в котором проживал, в базилику Петра и письменно засвидетельствовал отлучение Константинопольского патриарха Мины. Спасли понтифика терпение императора и народ, оказавшийся в храме в тот момент, когда прибывшие чиновники и солдаты начали вытаскивать Вигилия из храма. Тяжеловесный и грузный телом, папа едва не погиб под крышкой мраморного стола, за который ухватился, чтобы не быть вытащенным из церкви, и ропот народа, вознегодовавшего на такое обращение с Апостоликом, избавил его от ссылки.
Но ситуация на этом не закончилась — да и как она могла завершиться ничем в такой ответственный момент? Спустя некоторое время папа вновь решился бежать из ненавистного ему Константинополя, где пребывал в качестве пленника. В декабре 551 г., переодевшись, он бежал в Халкидон, где издал энциклику, в которой перечислил все свои мытарства в столице и осудил патриарха Мина. В довершение всего он издал энциклику, «Constitutum», в которой кардинально изменил свою позицию и официально выступил против осуждения Феодора Мопсуэтийского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского.
Такого самоволия св. Юстиниан выдержать уже не мог, хотя и на этот раз уклонился от административных мер[244]. К понтифику несколько раз являлась делегация от императора, предлагая вернуться в Константинополь, но папа требовал письменных гарантий того, что царь оставит свои нововведения и продолжит политику предшественника, императора Юстина. Неудивительно, что такого предложения царь принять не мог, но продолжал упорно добиваться мирного разрешения опасной для Церкви и самой императорской власти ситуации. Вопрос разрешился смертью Константинопольского патриарха Мина, мягкого и незлобивого человека, старавшегося за счёт отдельных компромиссов примирить монофизитов с Церковью. Вместо него по прямому указанию св. Юстиниана, которому привиделся вещий сон, патриархом столицы был поставлен Евфимий (552–565), апокрисиарий Амасийского митрополита. Новый архиерей был давним сторонником политики императора и даже помогал ему в подыскании богословских доказательств возможности осуждения умерших. Ему после избрания св. Юстиниан и поручил восстановить отношения с Вигилием.
Понимая всю тонкость и деликатность порученной миссии, Евтихий не спешил. Только 6 января 553 г. он направил папе послание, в котором засвидетельствовал признание всех Вселенских Соборов и собственное православие, заявив, что целью его письма является желание сохранить единство с Апостольской кафедрой[245]. Он же предложил созвать Вселенский Собор под председательством понтифика, и это предложение подписали св. Аполлинарий Александрийский (551–568), Домнин Антиохийский (545–559) и Илия Фессалоникийский.
Попутно понтифик издал новую энциклику «Universo populo Dei», в которой обвинил императорский двор в насилии над собой и тут «скромно» заявил себя ревнителем Православия, подтвердив приверженность Халкидону. Он высокомерно предлагал василевсу отменить свой декрет о «Трёх главах» и направить двоих представителей для встречи с папскими легатами, дабы устранить новый церковный раскол. Это был очередной пример величайшей дерзости. По счастью, император обладал куда более глубоким религиозным чувством, чем папа, и св. Юстиниан перетерпел и это оскорбление. Как справедливо говорят, если бы святой царь действительно являл собой образчик «цезаропапизма», он без всякого сомнения немедленно сместил бы Вигилия, вне зависимости от последствий[246].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Книги похожие на "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Величко - История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III"
Отзывы читателей о книге "История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III", комментарии и мнения людей о произведении.