Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Описание и краткое содержание "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать бесплатно онлайн.
В данном пособии самым подробным образом рассмотрены основные естественноисторические этапы становления и развития науки, вопросы философии науки и естествознания, фундаментальные концепции, принципы и положения классического механистического и термодинамического, неклассического полевого и квантово-полевого и постнеклассического эволюционно-синергетического и диссипативно-структурного естествознания. Рассмотрены вопросы связи математики и отражаемой ей естественнонаучной реальности мира. В конце каждой главы и некоторых наиболее сложных параграфов даны резюме, предложены вопросы для обсуждения. Дано около 400 тем рефератов и свыше 400 тестовых вопросов для контроля усвоения и аттестации теоретического материала пособия.
Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения гуманитарных и социально-экономических специальностей вузов, а также для обучающихся по дистанционным технологиям. Пособие может быть полезно преподавателям данной учебной дисциплины и широкому кругу лиц других специальностей и профессий, в том числе, студентам естественнонаучных и инженерно-технических специальностей, всем, интересующимся вопросами истории, становления и развития классического, неклассического и постнеклассическтого естествознания, а также проблемами естествознания новейшего времени и его ролью в развитии науки и культуры.
б) признание абсолютности научного знания;
в) условие опровержимости относительного и абсолютного знания;
г) утверждение о фальсифицируемости научного знания;
д) опровержение фальсифицируемости научных знаний.
1.14. Основателями (основоположниками) научного метода в эпоху Возрождения были:
а) Роджер Бэкон и Николай Кузанский;
б) Френсис Бэкон и Николай Коперник;
в) Рене Декарт и Френсис Бэкон;
г) Николай Коперник и Рене Декарт;
д) Галилей и Ньютон.
1.15. Такие методы познания, как анализ, синтез, абстрагирование, индукция, аналогия, классификация относятся к методам познания:
а) эмпирическим;
б) теоретическим;
в) всеобщим;
г) общенаучным;
д) логическим.
1.16. В естествознании физика как наука главенствует потому, что она:
а) является математической по природе и поэтому самая точная из всех наук;
б) покоится на базовых постулатах природы;
в) является основой для техники и технологий;
г) позволяет объяснить происхождение звезд, галактик и Вселенной;
д) объясняет происхождение жизни.
1.17. Критерий научности, требующий проводить проверку полученных знаний, называется критерием:
а) системности;
б) рациональности;
в) верифицируемости;
г) фальсификации (фальсифицируемости);
д) полноты систем (по Геделю);
е) дополнительности (по Бору).
1.18. Методологию научно-исследовательских программ в философии науки развил:
а) Имре Лакатос;
б) Томас Кун;
в) Рене Том;
г) Рене Декарт;
д) Карл Поппер.
1.19. Методологию научных революций в философии науки развил:
а) Карл Поппер;
б) Томас Кун;
в) Владимир Арнольд;
г) Имре Лакатос;
д) Нильс Бор.
1.20. Научное знание формируется, в основном, на базе:
а) интуиции;
б) информации;
в) умений;
г) опыта;
д) теорий;
е) гипотез.
1.21. Расположите термины, которые употребляются при описании научного метода, в том порядке, в котором они используются при решении определенной научной задачи:
а) закон природы (математическое описание результата);
б) экспериментальный результат;
в) теория;
г) эксперимент;
д) гипотеза.
1.22. Расположите следующие действия (шаги) в научном познании (в научном методе) в том порядке, в каком они последовательно применяются при решении научной проблемы:
а) предложить возможные объяснения, необходимые для обобщения результатов;
б) собрать данные, касающиеся определенной проблемы, посредством наблюдений и проведения опытов (экспериментов);
в) распознать (идентифицировать, сформулировать) проблему и тщательно спланировать процедуру получения информации о всех аспектах проблемы;
г) провести повторные опыты для подтверждения или опровержения предложенных объяснений;
д) проанализировать данные (наблюдений) и описать эти данные таким образом, чтобы это описание обобщало и суммировало их.
1.23. Проклассифицируйте, как определенные научно-познавательные понятия (факт, гипотеза, теория, закон), следующие утверждения:
а) автомобили ржавеют быстрее при более влажном климате;
б) планеты не генерируют излучаемые ими электромагнитные волны;
в) газ, находящийся в сосуде расширялся, когда его нагревали;
г) точка кипения чистой воды на уровне моря равна 100 градусам Цельсия;
д) все газы расширяются при нагревании.
1.24. Укажите, верными или неверными (ошибочными), являются следующие утверждения и положения:
а) теория есть сумма экспериментальных наблюдений;
б) гипотеза есть сумма экспериментальных фактов;
в) эксперимент есть спланированная и контролируемая процедура получения научных фактов;
г) теория может быть подвержена изменениям при определенном наличии опытных данных;
д) закон природы дает возможность объяснить соответствующее природное явление.
Тесты к главе 2
Генезис основных концептуальных понятий современного естествознания в античных и средневековых цивилизациях
2.1. В античное время гипотезу о центральном положении Солнца в картине небесных сфер первыми высказали:
а) Конфуций и Лао-цзы;
б) Гиппарх и Евдокс;
в) Пифагор и Аристарх;
г) Лао-цзы и Платон;
д) Анаксагор и Гераклит;
е) Фалес и Эпикур.
2.2. Демокрит и Левкипп учили, что атомы различаются между собой:
а) положением, величиной, сочетанием;
б) формой, порядком, положением;
в) подвижностью, формой, порядком;
г) величиной, порядком, сочетанием;
д) формой, сочетанием.
2.3. Закон логики, сформулированный Лейбницем, в дополнение к трем законам логики Аристотеля, имеет название закона:
а) тождества;
б) достаточного утверждения;
в) амбивалентности;
г) достаточного основания;
д) достаточного подтверждения;
е) непротиворечивости; ж) эквивалентности.
2.4. Кто утверждал, что скорость падающего тела зависит от его веса?
а) Гераклит;
б) Архимед;
в) Аристотель;
г) Аристарх;
д) Фалес;
е) Анаксимен.
2.5. Аристотель формулировал отсутствие пустоты, полагая, что:
а) атомы занимают все области пространства;
б) в таком случае движение тел было бы вечным и неизменным, чего нет в бытии;
в) бытие не терпит пустоты;
г) небытия нет;
д) атомов, заполняющих пространство бытия, нет.
2.6. Что главное утверждало учение Клавдия Птолемея в многотомном трактате «Альмагест»?
а) космоцентризм;
б) относительность небесных сфер;
в) геоцентризм;
г) пантеизм;
д) гармонию небесных сфер;
е) антропоморфизм космоса; ж) панкосмизм.
2.7. Аристотель полагал, что тела под действием постоянной силы движутся:
а) равномерно (с постоянной скоростью) и прямолинейно;
б) равномерно по кругу;
в) равноускоренно и прямолинейно;
г) равноускоренно по кругу;
д) не зависимо от тяжести того или иного тела — ускоренно.
2.8. Законы логики, сформулированные Аристотелем, называются:
а) тождества, исключенного третьего, достаточного обоснования;
б) тождества, противоречия, исключенного третьего;
в) достаточного основания, исключенного третьего, противоречия;
г) тождества, включенного третьего, противоречия.
2.9. В какой античной греческой школе были впервые высказаны идеи о первоэлементах (стихиях)?
а) аттической (афинской);
б) пифагорейской;
в) элейской (логиков);
г) милетской (ионийской);
д) атомистов;
е) мигерейской.
2.10. Кто из античных мыслителей первым указал на математическую сущность природы?
а) Архимед;
б) Аристотель;
в) Конфуций;
г) Пифагор;
д) Платон;
е) Фалес;
ж) Анаксагор.
2.11. Дайте русский эквивалент греческого слова «теория»:
а) озарение;
б) умозаключение;
в) умозрение;
г) утверждение;
д) доказательство;
е) смысл.
2.12. Представление об атомах, как неделимых и ненаблюдаемых частицах, впервые высказали в античное время:
а) Платон, Аристотель;
б) Левкипп, Демокрит;
в) Анак-симен, Анаксимандр;
г) Архимед, Демокрит;
д) Евдокс, Аристарх;
е) Ксенофан, Парменид.
2.13. Кто является автором античного многотомного научного трактата, дошедшего до нас под арабским названием «Альмагест»?
а) Вбн Сина (Авиценна),
б) Архимед,
в) Птолемей,
г) аль Бируни;
д) Пифагор;
е) Евклид.
2.14. Что утверждают апории (софизмы) Зенона Элейского?
а) отсутствие движения;
б) возможность равномерного движения планет вокруг Земли;
в) объясняют движение небесных сфер;
г) бесконечную делимость времени.
2.15. Какой была общая центральная идея ведущих мыслителей античного естествознания?
а) существующий мир образован из воды;
б) космоцентризм;
в) геоцентризм;
г) Земля покоится в эфире;
д) мир существует вечно и неизменен;
е) космос создан богами.
2.16. Что было главным в учении основателей элейской школы (школы элеатов)?
а) неразличимость картины мира в сознании с картиной мира чувств;
б) подлинной в мире является картина чувств;
в) бытие дано нам в абстрактно-философском осмыслении и познается только разумом;
г) бытие и небытие существуют, трансформируясь (переходя) друг в друга.
2.17. В каком веке был написан трактат «Начала» Евклида?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Книги похожие на "Начала современного естествознания: концепции и принципы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валерий Савченко - Начала современного естествознания: концепции и принципы"
Отзывы читателей о книге "Начала современного естествознания: концепции и принципы", комментарии и мнения людей о произведении.