Джей Адамс - Учебник по христианскому душепопечению

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Учебник по христианскому душепопечению"
Описание и краткое содержание "Учебник по христианскому душепопечению" читать бесплатно онлайн.
Данный труд не заменяет книгу «Способный к душепопечению», а лишь дополняет ее. Оба эти тома можно использовать для занятий в колледже или семинарии. В помощь душепопечителям в конце книги предложено приложение с готовыми указателями и библейскими ответами на различные жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе. Чтобы эти приложения были более полезными, в них включены таблицы, анкеты и другие вспомогательные материалы. Кроме того, здесь душепопечитель найдет для себя и другие полезные советы. Их можно использовать в работе с людьми, нуждающимися в душепопечении.
«Гнев (в отличие от буйства), однако, является необходимой и полезной реакцией… Гнев уместен как передача чувства в виде реакции на поведение другого человека». Дело в том, что не существует деструктивных эмоций самих по себе. Наше эмоциональное устройство полностью создано Богом. Все эмоции, которые нам дал Бог, конструктивны, если их верно использовать (то есть, в соответствии с библейскими принципами). Без сомнения, гнев Господа Иисуса Христа не сказался на Нем. Однако все эмоции могут стать деструктивными, если они выходят за пределы библейских ограничений и заповедей.
Гнев может стать греховным
Хотя Павел и делает различие между гневом греховным и праведным, он предостерегает: «Гневаясь, не согрешайте». Праведный гнев может стать греховным в двух случаях: когда это (1) выпуск «пара» и (2) подавление гнева внутри себя. Данные крайности можно назвать взрывом и погашением гнева. Когда человек «взрывается» от гнева, его эмоциональная энергия направляется и выливается на другого человека. Когда он гасит гнев, напряжение разряжается в нем самом. В обоих случаях эмоциональная энергия расходуется и используется «деструктивно», что, конечно же, не способствует решению проблемы.
Рассмотрим рис. 9. Буква П обозначает проблему или вопрос, которые вызвали у подопечного гнев. Эмоциональная энергия не решает проблемы ни в одном из этих случаев, так как она направляется не на решение, а на (а) другого человека или (б) на самого себя. Обе эти реакции неверны.
Выстрел ранит того, на кого направлено дуло, но при этом он причиняет ущерб и тому, кто стреляет, так как ружье при выстреле дает отдачу. Взрывы гнева приводят к потере друзей. Зачастую они разрушают важные связи, которые могут быть восстановлены только на основании христианского общения. Кроме того они наносят моральный и физический ущерб. Подавление же гнева направляет энергию в обратную сторону — на самого человека, причиняя вред его здоровью и делая его раздражительным, угрюмым, нервным и несчастным. Это влечет за собой осложнения в отношениях с другими людьми. Люди, которые постоянно гасят гнев внутри себя, не могут быть хорошими друзьями. Так как у них всегда «что-то на уме», они позволяют накапливаться проблемам в отношениях с другими людьми, то есть не пребывают в состоянии мира.
Взрыв гнева
Словесное и физическое выражение эмоций, особенно отрицательных, весьма поощряется не только в кругах психиатров, где эти идеи родились и получили развитие, но и среди родственников, а также участников лечебных групп и групп аутотренинга. Обычно эти группы ставят перед собой цель избавить людей от их «заноз» посредством выражения эмоций, к чему их и призывают. Джейна Говард приводит типичные примеры такой «вентиляции» чувств. Вот как она описывает одну такую группу:
«В качестве мишеней для битья используются подушки диванов. На них можно излить весь свой гнев по отношению к людям. Симпатичная женщина, лежавшая на матрасе, била и терзала его с неописуемой яростью. Позже эта женщина сказала своему сыну: «Я выливала отрицательные эмоции, накопившиеся у меня против бабушки»».
Автор почти с библейской проницательностью комментирует:
«Большинство проявлений гнева напоминали ритуальные убийства. Следовало бы напомнить людям: «Опомнитесь! Ведь это же только подушки!».
Но совершенно ясно, что такое проявление гнева нарушает шестую, а в некоторых случаях и пятую заповедь.
Писания ясно выражают свое отношение к такой «вентиляции» чувств. Это — грех».
Обратимся к Притчам:
«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Пр. 29:11).
«Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Пр. 25:28).
«Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам» (Пр. 19:11).
«Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Пр. 29:20).
«Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит» (Пр. 29:22).
«Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян» (Пр. 14:17)
«У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Пр. 14:29).
«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Пр. 15:18).
«Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его» (Пр. 19:19).
«Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою» (Пр. 22:24–25).
Неудивительно, что и Иаков подобно автору Притч, пишет: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией».
Сдерживание эмоций
Я не буду здесь полностью излагать проблему сдерживания гнева, о которой Павел писал в Еф. 4:26: «Гневаясь, не согрешайте». Мы уже подробно рассмотрели её. Гнев является грехом не только тогда, когда он вырывается наружу в виде извержения вулкана, но и тогда, когда он проявляется в виде небольшого всплеска. Сдерживание гнева ведет к обиде и горечи. Вопрос, который я хочу задать, заключается в следующем: как праведно управлять своим гневом?
Рассмотрим следующую схему, где буква «П» обозначает проблему или вопрос, вызвавший гнев у подопечного. Эта схема радикально отличается от первой. Здесь энергия гнева направлена, в основном, на проблему, а не на людей или на себя. То есть, энергия гнева используется конструктивно с целью решения проблемы, а не с целью нападения на людей.
Однако «перевод» энергии на проблему почти всегда приводит к конфронтации с другим человеком. Все дело в том, каким образом это делается. Подопечные должны себя контролировать, чтобы не усугубить положение. Они должны вступать в конфронтацию только с единственной целью — продвигаться в верном направлении. Цель увещевания — помочь в решении проблемы (Еф. 4:29). Форма проявления гнева, допускаемая Богом:
Конечно же, выражая свой гнев по отношению к людям, можно согрешить. Когда человек грешит, он ведет себя далеко не так, как вел Себя Христос по отношению к книжникам и фарисеям. Он «не взрывался» от гнева, не «выпускал пар» посредством пустых слов и поступков. Гнев Иисуса побудил Его пойти на конфронтацию с книжниками и фарисеями по причине их грехов, и, таким образом, Он сразу же перешел к решению проблемы.
Человек контролирует свой гнев лучше всего тогда, когда ориентируется на решение проблемы, а не саму проблему. Христиане, ориентированные на проблему, склонны о ней говорить, осуждать самих себя, сваливать вину на других и фокусировать энергию на виновном. Христиане же, ориентированные на решение, оценивают ее, возлагают ответственность на себя и затем, как можно быстрее, переходят к решению проблемы библейскими методами. Во время этого процесса им часто приходится обличать, но они обличают с любовью. Обличение, хотя и вызванное гневом, делается ради любви и с любовью. Энергия эмоций направляется на решение проблемы, а не на человека.
Энергия гнева расходуется деструктивно, когда человек направляет её только на самого себя или на кого-то другого. Гнев должен контролироваться и изливаться (на самого себя или на других) только таким образом, чтобы конфронтация с другими христианами была направлена на решение проблемы. Гнев — мощное чувство. Но его мощь должна использоваться во благо, а не во вред. Эта побудительная сила правильно используется только в том случае, если она ведет к позитивному изменению отношений между братьями. Если она используется верно, по библейски, то побуждает человека немедленно примириться со своим братом.
Как в состоянии озабоченности, так и в состоянии гнева, невозможно исправить греховное поведение, предпринимая попытки избавиться от чувств. Когда озабоченность превращается в страх или депрессию, ее необходимо переориентировать. Душепопечитель должен помочь своему подопечному научиться переориентировать свои чувства. Гнев не греховен до тех пор, пока он не направлен на других людей с целью причинить им боль и пока он находится под контролем. Если гнев оборачивается чувством обиды или горечи, он становится грехом. В любом случае задача душепопечителя заключается в том, чтобы научить подопечного использовать гнев так, как это угодно Богу, то есть направлять всю его энергию на решение возникшего вопроса с целью разрушить или убрать все препятствия, лежащие между людьми.
Помощь подопечному в деле переориентации гнева
Во-первых, давайте рассмотрим вариант, когда подопечный взрывается. В таких случаях люди действуют поспешно, быстро выходят из себя и не контролируют свои уста. Писания говорят однозначно: необходимо сдерживать свой гнев, быть «медленными на гнев», угашать его. Полезно считать про себя до 10 или 50. Мы уже заметили, что в определенных обстоятельствах мы способны управлять своим гневом. Душепопечитель знает, что в присутствии начальника или людей, перед которыми нам не хочется оказаться в неприглядном виде, мы очень хорошо можем управлять своим гневом. Если человек может управлять собой в каких-то обстоятельствах, он может научиться делать это всегда. Во-первых, подопечному следует посоветовать покаяться в том, что он пренебрегал своей женой (мужем), детьми или кем бы то ни было, и осознать необходимость контроля над собой. С этой целью можно провести беседу на данную тему и расставить приоритеты в отношениях. Данный вопрос может спровоцировать неприятную дискуссию между супругами, что свидетельствует о том, что они потеряли первую любовь. Повестка дня душепопечителя в несколько раз увеличится, если появятся различные недоразумения и трудности. Перед обсуждением вопроса: «Как справляться с гневом» — обязательно должно появиться желание достичь цели. Если муж (жена, ребенок) проявляет нежелательные реакции в отношениях с близкими людьми, очевидно, придется сначала заняться этим вопросом. В большинстве случаев необходимо убедить мужа и жену попросить прощения друг у друга, прежде чем продолжить процесс душепопечения. Ведя беседу о Божьих приоритетах, душепопечитель должен, как и в любом другом вопросе, помочь подопечному «совлечься» и «облечься». При совлечении необходимо осознать греховность привычки, преобразовать ситуацию так, чтобы исключить эту привычку, начать практиковать новый навык и стремиться к получению необходимой помощи. Также немаловажно желание всех сторон исполнить волю Божью в решении проблемы. Прежде всего, в момент искушения подопечный должен просить помощи у Бога, Его вмешательства в сложившиеся обстоятельства и воздействия на людей, вовлеченных в конфликт. Однако в процессе совлечения греховного характера недостаточно уметь угашать гнев; человек должен научиться справляться с ним конструктивно с целью решения проблем, послуживших поводом для его проявления. Это и есть новый Божий путь для подопечного; таким образом он «облекается» в благочестивый образ жизни. В этом случае можно прибегнуть к помощи семейного стола переговоров. Может помочь и кодекс поведения, которого обязуется придерживаться родитель (он или она). В некоторых ситуациях, согласно установленного заранее соглашения можно сказать, человеку что он начинает выходить из себя. Это предостережение, если сделать его в самом начале общения, может привести к прекращению текущего разговора или действия, которые провоцируют гнев. Обе стороны должны сесть за стол переговоров, и вместо того чтобы спорить и ссориться, с молитвой обсудить вопросы и узнать волю Божью. В присутствии людей, когда продолжать беседу становится неловко, можно по условленному сигналу прекратить спор и встретиться наедине как можно раньше. Одним из ключевых факторов является библейское действие (соответствующее данной ситуации), решающее проблему греховного выражения гнева.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учебник по христианскому душепопечению"
Книги похожие на "Учебник по христианскому душепопечению" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джей Адамс - Учебник по христианскому душепопечению"
Отзывы читателей о книге "Учебник по христианскому душепопечению", комментарии и мнения людей о произведении.