Григорий Богослов - Собрание сочинений святителя Григория Богослова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений святителя Григория Богослова" читать бесплатно онлайн.
«Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей» открывают два тома Творений святителя Григория Богослова. В первый том вошли знаменитые 45 Слов святителя, создавшие ему немеркнущую славу не только знаменитого подвижника Православной Церкви, но и великого богослова, прославленного церковного писателя и блестящего оратора. Эти произведения представляют лучшее, что создал Свт. Григорий на ниве церковного богословия. В них отразилась вся сила таланта святителя. Написанные по различным поводам и в разные периоды жизни Св. Григория, они открывают нашему духовному взору возвышенную красоту богословских умозрений, талант полемиста и защитника церковного учения от еретиков, наблюдательного бытописца, дающего важные исторические сведения о своей эпохе, событиях и лицах своего времени. На особом месте стоит ораторский талант Св. Григория, проявившийся в Словах. Уже вскоре после своей святой кончины святитель Григорий был назван «христианским Демосфеном» в честь знаменитого и непревзойденного античного оратора. Многие из представленных 45 Слов были произнесены Св. Григорием в качестве церковных проповедей и своей удивительной силой воздействовали на сердца и умы слушателей. Исключительную роль сыграли знаменитые 5 Слов о богословии, во многом переломившие судьбу противостояния между арианами и православными в Константинополе в 380 г. и послужившие благодатной почвой для созыва в 381 г. Второго Вселенского Собора. В приложении помещено одно из лучших отечественных исследований жизни и учения Св. Григория — книга свящ. Н. Виноградова «Догматическое учение Св. Григория Богослова», а также указатель цитат из Священного Писания. Настоящее издание положит прекрасное начало домашнему собиранию и изучению лучшего достояния из сокровищницы Священного Предания Церкви.
195
Четыре года находившегося в изгнании и в продолжение этого времени как бы умершего для нас.
196
Гераклит.
197
Горним.
198
По объяснению Илии, Св. Богослов имеет здесь в виду Максима и называет его псом, как циника. При этом Илия замечает, что циники с особенной заботливостью отращивали у себя волосы.
199
По объяснению Илии, Св. Богослов разумеет здесь Св. Писание, из которого должны напоить себя живой водой словесные овцы, когда зачинают в себе семя спасения.
200
У Евангелиста Матфея гл. 13, ст. 8 читаем: принесло плод, одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать; а у Еванг. Марка гл. 4, ст. 8. В обратном порядке: и принесло иное на тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
201
На олимпийских и других играх часто сильные борцы уступали за деньги победу над собой более слабым.
202
То есть тело душевное, чтоб облечься в тело духовное (1Кор. 15:44).
203
То есть Восток и Запад.
204
В которую египетские епископы, войдя в один храм, хотели рукоположить Максима.
205
Евномиане отрицали не только единосущее, но и подобосущее Бога Отца и Бога Сына. Кроме того, они учили, что можно совершенно постигнуть Бога умом человеческим. Против этого последнего лжеучения евномиан направлено настоящее слово.
206
Христианскую религию.
207
Не порабощаемся плотью.
208
Ум.
209
Ариане учили о Сыне Божием, что было, когда Его не было, и что, следовательно, Он стал из не сущего сущим.
210
Платон в Тимее.
211
Внешний опыт.
212
По–гречески εν υποσήματι, т. е. почти то же, что в сущности.
213
Опыт.
214
По некоторым спискам, как замечает Илия, вместо слов: «по власти» (τη εξουσία), читалось: «по сущности» (τη γε ουσία).
215
Плотин. Эннеады. И. кн. 2. гл. 1.
216
В рождении Бога Сына.
217
То есть, что Сын рожден или как существовавший, или как несуществовавший.
218
Илия после этих слов читал еще следующие. «Ибо пророк вводит самого Бога и Отца, Который задолго прежде описывает послание к нам Единородного Сына, совершенное по Божию совету, и говорит так: Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он гонит их, идет спокойно дорогою, на которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый и в последних — Я тот же (Ис. 41:2–4).
219
Плоти.
220
Человек.
221
То есть тело человеческое.
222
У пророка Ис. в гл. 3 ст. 15 в славянском переводе читается: говорит Господь Саваоф, а по некоторым греческим изданиями читается: φησι Κύριος, Κύριος στρατιων, т. е. говорит Господь, Господь воинств.
223
Из Лиц Божества.
224
То есть учение арианское.
225
Св. Григорий имеет в виду тех, которые Бога Сына и Бога Духа Святого считали сотворенными.
226
Имеется в виду война импер. Феодосия с готами.
227
Валента.
228
Феодосия.
229
Начальнику поваров.
230
Здесь имеется в виду, по замечанию Илии, водопровод, устроенный Валентом и проходящий местами под землей, местами же поддерживаемый на воздухе арками. Ducang. Const. Chr. L. 1, p. 18.
231
По замечанию Илии, здесь подразумевается тот столп, на котором помещалась конная статуя Константина Великого, которую называют ανθήλιον.
232
Здесь намек на то, что Константинопольским мысом море как бы рассекается на две части.
233
Елена, по Никифору (Lib. 8. C. 30), в Константинополе построила прекрасный храм и назвала его новым Иерусалимом. А Зевксиппом назывались публичные, знаменитые и обширные бани. Ducang. Constantinop. Chr. L. 1, p. 88. Зевксипп с великим усердием посещали жители Константинополя. И Илия замечает, что, по некоторым преданиям, в Зевксиппе было место собрания еретиков, а потому догадывается, что Св. Богослов сам Зевксипп иронически называет новым Иерусалимом.
234
Св. Григорий намекает на покушения еретиков на его жизнь.
235
Крещения.
236
Св. Афанасий.
237
То есть с Отцом.
238
То есть Бога Сына, или Бога Духа, когда будет доказано, что какой–либо из Них не есть Бог, равный Богу Отцу.
239
Ария.
240
Юлиана.
241
По мнению Илии, Максима, философа–киника.
242
То есть престола Константинопольской Церкви, оставив Церковь Сасимскую.
243
Девственник.
244
Обязавшийся супружеством.
245
Человеческим естеством.
246
В устье Нила был высечен на камнях размер, по которому замечалось возвышение воды в Ниле во время разлива; а из этого делалось заключение о плодородии в Египте и о благоденствии жителей.
247
По переводу Симмаха, у Семидесяти и в славянском «великого кита».
248
Крещение и Миропомазание.
249
Φυλακτηριον — повязка на лбу и на руках со словами из закона Божия, употреблявшаяся у иудеев (Мф. 23:5).
250
По славянскому переводу: «рукой», но в греческом тексте: «εν τη χειρι».
251
Богослов подразумевает здесь под чревом память.
252
Духу и Сыну.
253
То есть Юлиан Отступник.
254
Император Валент.
255
То есть Лиц Святой Троицы.
256
Царские евнухи, которые большей частью заражены были арианской и македониевой ересями.
257
Ифигению.
258
Всех детей у родителей Василия было десять.
259
Пресвитеров.
260
Евсевий, Епископ Кесарийский. Об избрании и возведении его на кессарийский престол см. Твор. Св. Отц. Т. 2, стр. 134.
261
От ариан, при императоре Валенте.
262
Против Епископа Евсевия.
263
Евсевий, Епископ Кесарийский.
264
Как у Василия.
265
Ксерксе.
266
Главный повар у Валента, по имени Демосфен, который, будучи прислан к Василию, грозил убить его своим кухонным ножом. О нем Св. Василий говаривал: «Наконец есть у нас и Демосфен неграмотный».
267
По имени Модест.
268
У ариан.
269
По объяснению Никиты, дары эти состояли из золотых сосудов.
270
Бердо — принадлежность ткацкого станка, род гребня, для прибоя утка, для чего каждая нить основы продета в набор или зубья берда. — Прим. ред.
271
Кесария и Тиана. Епископом в последнем городе был Анфим, который заявил притязания на некоторые части архиепископии Василия, имевшей престол в Кесарии.
272
Анфим.
273
Св. Василий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Книги похожие на "Собрание сочинений святителя Григория Богослова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Богослов - Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений святителя Григория Богослова", комментарии и мнения людей о произведении.