Григорий Богослов - Собрание сочинений святителя Григория Богослова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений святителя Григория Богослова" читать бесплатно онлайн.
«Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей» открывают два тома Творений святителя Григория Богослова. В первый том вошли знаменитые 45 Слов святителя, создавшие ему немеркнущую славу не только знаменитого подвижника Православной Церкви, но и великого богослова, прославленного церковного писателя и блестящего оратора. Эти произведения представляют лучшее, что создал Свт. Григорий на ниве церковного богословия. В них отразилась вся сила таланта святителя. Написанные по различным поводам и в разные периоды жизни Св. Григория, они открывают нашему духовному взору возвышенную красоту богословских умозрений, талант полемиста и защитника церковного учения от еретиков, наблюдательного бытописца, дающего важные исторические сведения о своей эпохе, событиях и лицах своего времени. На особом месте стоит ораторский талант Св. Григория, проявившийся в Словах. Уже вскоре после своей святой кончины святитель Григорий был назван «христианским Демосфеном» в честь знаменитого и непревзойденного античного оратора. Многие из представленных 45 Слов были произнесены Св. Григорием в качестве церковных проповедей и своей удивительной силой воздействовали на сердца и умы слушателей. Исключительную роль сыграли знаменитые 5 Слов о богословии, во многом переломившие судьбу противостояния между арианами и православными в Константинополе в 380 г. и послужившие благодатной почвой для созыва в 381 г. Второго Вселенского Собора. В приложении помещено одно из лучших отечественных исследований жизни и учения Св. Григория — книга свящ. Н. Виноградова «Догматическое учение Св. Григория Богослова», а также указатель цитат из Священного Писания. Настоящее издание положит прекрасное начало домашнему собиранию и изучению лучшего достояния из сокровищницы Священного Предания Церкви.
55
Аполлон.
56
То есть явившийся на небе свет, изображающий знамение Креста, о чем сказано выше.
57
Огненосцем назывался носивший в войске языческом священный огонь для воскурения жертв, и победители щадили жизнь его, чтобы тем не оскорбить богов. Но поражение римского войска могло быть так велико, что нельзя было бы спастись и этому человеку.
58
По языческому суеверию, на Елисейских полях добродетельные получают награды, которые распределяет Радомант.
59
Указание на обряды, совершаемые при таинстве Крещения.
60
То есть потомков патриарха Иакова (Амос. 6:8).
61
Во время возмущения, бывшего после смерти Константина Великого, Констанций спас Юлиана и брата его Галла от смерти, скрыв их во дворце своем.
62
В языческих училищах и в светских науках.
63
Христианскую веру.
64
Сочинение Юлиана «Мисопогон» — ненавистник бороды, написанное против антиохиян, которые смеялись над длинной и неопрятной бородой Юлиана.
65
Св. Василия Великого, который был уже тогда рукоположен в пресвитеры Церкви Кесарийской, но на время удалялся в пустыню.
66
Некоторые из монахов, отделившихся от Епископа Назианзского, были поставлены в пресвитеры посторонними епископами, как объясняет Илия Критский.
67
То есть неосторожной подписи Св. Григория, Епископа Назианзского, под символом полуарианским.
68
Еврипом называется пролив между Аттикой и островом Эвбей.
69
То есть дьявола, который, своей прелестью склонив прародителей к ослушанию, подверг всех нас осуждению и смерти.
70
Констанцию, которого не было тогда в Константинополе.
71
Св. Богослов указывает на истину, раскрытую 1Кор. 15:42–44.53.54.
72
Селения тьмы, по объяснению Св. Богослова, вероятно, суть то же, что и селения Кидарские (Пс. 119:5).
73
Св. Григорий обращает слово к родителю, присутствовавшему при погребении.
74
Св. Василия Великого.
75
Учение о Божестве Духа Святого.
76
Манну.
77
Василия Великого.
78
В Кесарии.
79
Эти и последующие слова относятся к Анфиму, Епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим.
80
Речь обращена к Евлалию.
81
Асс — медная монета весом 4 золотника.
82
Это выражение не следует понимать в смысле вещественном; оно, по объяснению Никиты, толкователя слов Св. Григория, означает дыхание жизни, которое Бог вдунул в лицо первосозданного человека (Быт. 2:7), и вместе — образ Божий.
83
В некоторых манускриптах вместо слова Амос написано Михей.
84
Слова эти взяты из постановлений Апостольских.
85
Меркурию, покровителю корыстолюбия.
86
Эмпедокл, Эпикур.
87
Халдеи.
88
Мифологи.
89
Аристотель.
90
Т.е. чтобы дети не учили в присутствии родителей.
91
Т.е. отец Св. Григория, Епископ Назианзский. К нему же Григорий и далее несколько раз обращается в своем слове.
92
Проклятие гор гелвуйских (2 Цар. 1:21) состояло в том, чтобы не сходили на них ни роса, ни дождь. Но здесь Св. Богослов говорит, что горы несут проклятие в противном смысле, то есть проклинаются за то самое, что не сходят на них ни дождь, ни роса.
93
Сочинение Иосифа Флавия под заглавием: Εις Μακκαβαίες ή περι αυτοκράτορος λογισμε («В честь Маккавеев, или о Самовластителе разуме»).
94
Имеет в виду своего отца.
95
Имеет в виду своего отца.
96
Св. Григорий имеет в виду почившего родителя своего.
97
Родитель Св. Григория Богослова.
98
Название «ипсистарии» происходит от слова υφιστος (самый высокий)
99
Мелкая монета.
100
Бриарей, по языческой мифологии, был сторукий и потому самый хищный гигант.
101
Слова Гесиода из произведения «Труды и дни».
102
Крестным знамением.
103
Св. Богослов имеет в виду здесь то обстоятельство, случившееся с его родителем, что он, по простоте, подписался изложению Веры, составленному прикровенными арианами, в котором слово ομοεσιος (единосущный) с малой переменой заменено было словом ομοεισιοζ (подобосущный).
104
Первый для наказания, вторая для подпоры.
105
То есть неподражаем.
106
У Пиндара.
107
Евхаристии.
108
Евсевия.
109
Епископ Кесарийский Евсевий.
110
Монашествующие.
111
Духовного.
112
Св. Григорий обращает слова эти к Св. Василию Великому.
113
Родитель Св. Григория Богослова.
114
Св. Василия Великого в Архиепископа Кесарийского.
115
На своего родителя и Св. Василия Великого, из которых последний рукоположил его в епископы.
116
Обращение к Св. Василию Великому.
117
Родитель Св. Григория Богослова.
118
Или до принятия на Себя тела, как некоторого рубища, или до сложения с Себя и самого тела в смерти крестной.
119
Если бы Отец происходил сам от Себя, то мог бы он быть отделяем сам от Себя, так что в одном могли бы мы представлять двух — одного предсуществовавшего и другого, из Него происходящего.
120
Константинополе.
121
Св. евангелиста Марка, первого епископа в Александрийской Церкви.
122
Арий (Αρειος) может означать неистового, исступленного.
123
Как родившийся в Каппадокии, из которой происходил некто Георгий, один из врагов Афанасия, о котором будет говориться в продолжение Слова.
124
Григорию, который, по изгнании Св. Афанасия арианами, был избран архиепископом Александрийским, но сведен с престола арианами и замещен Георгием Каппадокийцем.
125
Ариане, из ненависти к Св. Афанасию, у кого–то живого или мертвого отсекли руку и, представив ее в суд, клеветали на святого, что он отсек эту руку у одного умерщвленного им александрийского клирика Арсения и посредством ее производил чары. Между тем Арсений удален был арианами из города. Но когда дошла до него весть о том, в чем обвиняют Св. Афанасия, — немедленно явился в суд и изобличил лжецов.
126
Афанасия.
127
То есть дьявол.
128
Созерцательной и подвижнической жизнью.
129
Констанция.
130
Георгий дорогими подарками привлек на свою сторону евнуха Евсевия, главного начальника при императорском дворе и явного арианина.
131
В Константинополе.
132
Слова символа арианского.
133
По объяснению Никиты, Констанций, по внушению ариан, написал, что слово: «подобный» значит то же, что «единосущный», а потому не вредит благочестию, если кто употребляет то или другое слово. Ариане воспользовались этим против истинного учения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Книги похожие на "Собрание сочинений святителя Григория Богослова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Богослов - Собрание сочинений святителя Григория Богослова"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений святителя Григория Богослова", комментарии и мнения людей о произведении.