Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"
Описание и краткое содержание "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса" читать бесплатно онлайн.
Монография исследует динамику российской экономики в посткризисный период. Большое внимание уделяется изучению предпосылок развития кризиса в мировой и национальной экономике, его отраслевым и региональным проявлениям, анализу эффективности мер антикризисного регулирования на различных уровнях иерархии хозяйственной системы и обоснованию направлений посткризисного развития.
Монография базируется на материалах Всероссийской научной конференции «Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию».
Предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов, а также для специалистов, занимающихся исследованием проблем инновационного развития, экономической динамики, экономических реформ и работающих в области управления и государственного регулирования экономики.
Монография опубликована при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 10-02-14033 г.
Редакционная коллегия монографии:
д-р экон. наук, проф. И.А. Максимцев, д-р экон. наук, проф. А.Е. Карлик, д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский, д-р экон. наук, проф. С.А. Дятлов, д-р экон. наук, проф. В.А. Плотников.
Рецензенты:
доктор экономических наук, профессор Д.Н. Земляков
доктор экономических наук, профессор В.Т. Рязанов
В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты [71] .
Кризисные явления в экономике России проявились позднее, чем в США и других развитых странах. Кризису предшествовал период благоприятной международной конъюнктуры и достаточно успешного развития. ВВП страны в текущих ценах увеличился с 4,8 трлн руб. в 1999 г. до 41,7 трлн руб. в 2008 г., а его рост за этот период в сопоставимых ценах составил около 70 %. Вплоть до середины 2008 г. финансовая система демонстрировала устойчивое развитие. Так, еще во II квартале 2008 г. в банковской системе России продолжался существенный рост активов. В мае он достиг 3,3 %, и суммарные объемы активов банков на 1 июня 2008 г. составили 22,4 трлн рублей. Из них большая часть (14,5 трлн руб.) это кредиты, выданные физическим лицам и нефинансовым организациям. При этом чистый приток иностранного капитала в страну, зафиксированный ЦБР, во втором квартале составил 35,7 млрд долл. США. Это порождало иллюзию, что наша экономика в период острого мирового кризиса может стать «тихой гаванью» для инвесторов.
Но уже летом 2008 г. в экономике России начали действовать негативные тенденции. Первая волна глобального финансового кризиса обрушилась на Россию в августе-сентябре 2008 г. Испытывая недостаток ликвидности, международные инвесторы в первую очередь стали продавать купленные ранее акции на фондовом рынке России и обвалили этот рынок: в сентябре 2008 года фондовый индекс упал на 58 %. Изъятие активов с фондового рынка России привело к падению его индексов примерно в 5 раз. В мае 2008 г. размер капитализации российских компаний превышал 1,3 трлн долл. (или 138 % ВВП). В конце 2008 г. фондовый индекс РТС снизился до 632 п., а капитализация до 370 млрд долл. Произошёл форсированный уход с этого рынка нерезидентов, доля которых в торгуемых акциях достигала 70 %. Всего иностранные инвесторы вывели из России с августа по декабрь 2008 г. 147,9 млрд долл. [72] В целом за 2008 г. чистый отток капитала оценивается в 129,9 млрд. долларов вместо имевшего место в 2007 г. большого притока капитала (+83 млрд долларов). В последние четыре месяца 2008 г. предприятия, организации, банки России вернули иностранным инвесторам около 60 млрд долларов.
Снижение инвестиций продолжалось и в 2009 году. Значительно усложнились условия предоставления зарубежных кредитов, выросла процентная ставка. Многое проясняет динамика жилищного строительства [73] , где ситуация в 2010 году продолжает ухудшаться. Если в первом квартале 2009 г. в целом по стране еще сохранялся рост объемов ввода жилья (на 2 % к первому кварталу 2008 г.), то в 1 квартале 2010 г. объемы сократились на 6 % к тому же периоду 2008 г. (к 1 кварталу 2009 г. – на 8 %).
Весьма существенный канал влияния кризиса на экономическое развитие России – это вызванное кризисом снижение цен на топливо, сырье и материалы. Наиболее существенное негативное влияние на экономику России имело снижение экспортной цены на нефть. Превзойдя к середине 2008 г. 160 долларов за баррель, цена на нефть начала стремительное снижение и дошла до 30–40 долларов за баррель. Сокращение цены на нефть вызвало тенденцию к снижению цен на природный газ. В III квартале 2008 г. цена газа в Европе составляла 500 долларов, а на конец 2009 г. в контрактах цена определялась уже в 175 долларов. Сокращение объема экспорта нефти и газа привело к недополучению госбюджетом (в сравнении с 2008 г.) доходов в размере 2,5 трлн рублей [74] .
В 2007 г. из 8 % прироста ВВП в течение года около 4 % этого прироста осуществлялось за счет повышения цен на нефть, газ и металлы. Теперь этого прироста нет, и поэтому темпы экономического развития России за счет этого фактора снизились примерно вдвое. Снижение ВВП в 2009 году по сравнению с 2008 годом составило более 13 % [75] . Это свидетельствует о повышенной уязвимости российской экономики к воздействию кризисных факторов. И если для большинства стран, пораженных кризисом, одной из главных задач является преодоление дефляции, то для России в числе сложных задач остаётся борьба с инфляцией, что свидетельствует о стагфляции экономики России.
У государства из-за повышения в прошлые годы цен на нефть и газ, сырьевые ресурсы и материалы, экспортируемые из России, были накоплены значительные золотовалютные резервы (597 млрд долларов), в составе которых сформирован огромный стабилизационный фонд в размере около 8 трлн рублей, подразделяемый на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Поэтому государство в течение какого-то времени сможет поддерживать дефицитный государственный бюджет 2010 года дополнительными суммами из Резервного фонда.
Денежные доходы населения в 2009–2010 гг. растут существенно меньше, чем росли в предшествующие годы, а реальные доходы сокращаются. По данным Минздравсоцразвития численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила по состоянию на 26 мая 2010 года 2 миллиона 046 тысяч 101 человек [76] . Но, как правило, реальный уровень безработицы гораздо выше.
Еще один канал воздействия на Россию мирового финансового кризиса состоит в значительном укреплении доллара по отношению к рублю. Во время длительного периода ослабления рубля при относительно высокой инфляции происходило достаточно резкое ухудшение условий конкуренции для отечественных товаров в сравнении с импортом. Отсюда понятно, почему с каждым годом импорт рос повышающимися темпами. В 2004 г. он вырос на 28 %, в 2005 г. – на 29 %, в 2006 г. – на 40 %, в 2007 г. – на 27 % и в 2008 г. за 9 месяцев он увеличился на рекордные 42 %. Укрепление рубля дестимулировало экспорт, особенно готовой продукции.
В первый период кризиса, в частности в 2008 г., темп инфляции возрос, прежде всего, из-за того, что на борьбу с ним были брошены дополнительные средства, и сумма денег в обращении увеличилась. В 2008 году инфляция выросла до 13,3 % против 11,9 % в 2007 г. и 9 % в 2006 г. Среди стран Евросоюза и СНГ в России показатель инфляции почти самый высокий (выше только в Украине). Инфляция в 2009 году составила 8,8 % (за полный год). Главной причиной высокой инфляции в период подъема российской экономики, особенно в 2007–2008 гг., был огромный рост государственных расходов, финансируемых через консолидированный бюджет, включая внебюджетные государственные фонды. Консолидированный бюджет вместе с указанными фондами составляет около 40 % валового внутреннего продукта России, через который в народное хозяйство впрыскивается ежегодно астрономическая масса денежных средств, поскольку расходы бюджета росли по 35 % в год.
На наш взгляд, именно в период кризиса в нашей стране можно было сделать решающий шаг к сниженной хотя бы до 5–7 % инфляции, что не удалось в предшествующие годы. Но в России, когда цена на нефть в 20032004 гг. была примерно такой же, как сейчас, цены на бензин были вдвое ниже, чем сегодня. Они снизились незначительно, несмотря на трехкратное снижение базовой цены на нефть по сравнению с ее максимальным значением в 2009 году. В период кризисов часто на 20–30 % снижаются цены на недвижимость, прежде всего на жилье. В России опять-таки из-за монополизации, отсутствия равных условий конкуренции цены на недвижимость искусственно поддерживаются на относительно высоком уровне, не соответствующем реальным затратам.
Как видно, влияние кризиса на экономическое развитие идет по разным каналам, и оно многообразно. Последствия кризиса для России оказались очень острыми, глубокими и тяжелыми в сравнении с другими развивающимися странами. В России больше, чем в других странах, обвалился фондовый рынок, хотя по объему это восьмой фондовый рынок среди стран мира. Финансовый кризис перерос в России в экономический кризис. Цифры сокращения производства впечатляют.
В 2009 году снижение промышленного производства составило 13,5 %, в том числе в III квартале – 11,0 % к соответствующему периоду предыдущего года. В обрабатывающих производствах спад составил 19,1 %. Промышленность стала выходить из сильного спада уже со второй половины 2009 г. Показатели 2010 г. не вполне сопоставимы с предыдущими годами, т. к. Росстат изменил соотношение отраслей в индексе промышленного производства в пользу сырьевых отраслей, а в них спад был менее сильным. Тем самым чисто статистически показатели индекса улучшились, что следует принимать во внимание.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"
Книги похожие на "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Коллектив авторов - Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса"
Отзывы читателей о книге "Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса", комментарии и мнения людей о произведении.