Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поклоняющиеся звездам"
Описание и краткое содержание "Поклоняющиеся звездам" читать бесплатно онлайн.
Чешский этнограф, путешественник и писатель Ми послав Стингл хорошо известен советским читателям.
В своей новой книге он рассказывает о древнейших цивилизациях Америки, об увлекательном труде ученых-археологов и историков. Посвятивших себя поискам доинкских культур на Американском континенте.
Собственно говоря, внутренняя часть «Большой пирамиды» до сих пор еще по-настоящему не исследована. Совсем недавно, например, была открыта «Галерея жертвоприношений» с остатками того, что паломники приносили сюда подчас из очень дальних мест. (Так, например, были найдены раковины морских моллюсков, а ведь от горного Чавина до моря весьма значительное расстояние.) Среди жертвоприношений был обнаружен, между прочим, и череп женщины, очевидно принесенной в жертву божеству.
При первом знакомстве кажется, что с восточной стороны вход в пирамиду Чавина открывают красивые ворота.
Однако тот, кто войдет в них, убедится, что они никуда не ведут. На верхнюю ступень пирамиды от ложных ворот поднимаются две ныне уже почти развалившиеся лестницы.
На западной стороне — между «Лестницей ягуаров» и собственным комплексом пирамиды — простерся так называемый «Атриум камней», некая «прихожая» чавинского храма, с фризами летучих мышей и фризом людей-ягуаров. Здесь был обнаружен рельеф, изображавший муж-чину-воина. Так же, как и на «Лестнице ягуаров», строители храма повторили тут загадочное чередование черного и белого цветов.
Из «прихожей» «Большой пирамиды» можно войти в «Ворота хищных птиц». Их так называют потому, что две цилиндрические боковые колонны из черного камня целиком украшены изображениями хищных птиц, по всей вероятности кондоров. «Ворота хищных птиц» дополняет фриз на камне — изображение еще четырнадцати птиц. Интересно, что тут мы снова встречаемся с магическим числом семь, для чавинцев явно священным. Семь хищных птиц смотрят на юг, семь — на север.
За «Воротами хищных птиц» посетителя ожидает внутреннее помещение «Большой пирамиды». Выглядит оно весьма замысловато. Мы находим здесь несколько галерей, построенных в разные эпохи. Кроме уже упомянутой «Галереи жертвоприношений», это, например, «Галерея сумасшедшего» (такое неархеологическое название ей дали местные жители, потому что в ней долго скрывался один из обитателей деревни, которого считали душевнобольным). Другая хорошо сохранившаяся галерея — «Лабиринты», три коридора в форме буквы «G». К еще более давним временам относится «Галерея летучих мышей».
Помимо галерей, через «Большую пирамиду» проходят шахты, предназначенные, скорее всего, для вентиляции тесных, находящихся в глубине пирамиды святилищ. Древнейшее из них святилище, имевшее П-образную форму. К нему примыкают две перекрещивающиеся галереи. Как раз в том месте, где они пересекаются друг с другом, уже три тысячи лет стоит самое удивительное скульптурное произведение храма — почти 5-метровая колонна в виде копья. Ее испанское название Lanzon («Лансон»),
Чавинский «Лансон» украшает каменное изображение какого-то странного фантастического существа. Тот, кто изображен на острие копья в древнейшем чавинском храме, несомненно, должен был играть очень важную роль в религиозном культе чавинцев. Это божество с человеческим телом и многими чертами ягуара до сих пор выглядит весьма устрашающе. Какое же впечатление оно производило на верующих три тысячи лет назад! В нижней части пасти хищника выступают острые клыки, глаза подняты к небу. Пояс на туловище чавинского божества украшен головами ягуаров. Сзади из-под пояса свисают две змеиные головы. Правая рука бога поднята, левая опущена.
«Божество на острие копья» — одно из интереснейших произведений каменной скульптуры, сохранившейся в Чавине. Другое, не менее значительное произведение — «обелиск Тельо», украшающий ныне Национальный музей антропологии и археологии в Лиме. Это своеобразный портрет. Кроме божества-ягуара, на нем изображены растения, животные, морские моллюски, как бы вкомпонованные в общую картину. Божество с «обелиска Тельо» в целом похоже на устрашающее божество «Лансона»: те же четыре гигантских ягуарьих клыка, но на сей раз шею божества украшают головы ягуаров (возможно, головы змей). Тело божества покрыто изображениями змей, летучих мышей и, конечно же, ягуаров. Есть здесь и цветы, и различные плоды. От нижней части живота этого странного получеловека тянется вверх какое-то необычное растение с человеческими глазами на ветках.
Это произведение, словно вышедшее из-под резца современного скульптора-абстракциониста, с трудом поддается расшифровке. Еще один культовый памятник, найденный в Чавине в прошлом столетии известным итальянским ученым Раймонди, — «стела Раймонди», как сейчас называют эту скульптуру, — изображает такое же божество в виде человека-ягуара. От его божественной головы тянутся вверх стилизованные изображения морд ягуаров с чертами человека и с огромными хищными клыками.
«Стела Раймонди» явно более позднего происхождения, чем «обелиск Тельо» или «Лансон», стоящий на полу чавинского храма.
Композиция «стелы Раймонди» свидетельствует о том, что искусство культуры Чавин становилось все более и более «барочным». Крупнейшая галерея чавинской пластики, открытая в долине Касма, в местности, которая ныне носит название Серро-Сечин, относится к древнейшему периоду существования людей-ягуаров. Открыл этот второй по значению очаг культуры Чавин удачливый Хулио Сесар Тельо. Обследуя долину Касма, перуанский археолог натолкнулся на грубо отесанный камень с изображением мужчины-воина. В ходе раскопок он нашел около 90 подобных монолитов. (Сейчас известно уже более 300 таких монолитов.) Кроме того, в Серро-Сечин Тельо были найдены остатки сооружения, которое, возможно, было основной ступенью пирамиды.
Создается впечатление, будто скульптуры и резные изображения этих диковинных, но реалистически воспроизведенных воинов некогда обрамляли фасад основной ступени пирамиды Сечин. Изображенные на монолитах Серро-Сечин воины несколько отличаются от «барочных» фигур чавинских божеств. Язык стел и обелисков Чавина, по существу, нам непонятен, в то время как в изображенных мужчинах галереи Серро-Сечин мы легко узнаем воинов. Мы поражаемся их высокими шлемами, жезлами или палицами, богато украшенными широкими поясами. На одном из монолитов перед нами предстает военачальник или «император» в роскошном одеянии. А чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что именно он стоит во главе победителей, на специальном пояске у него висят отрубленные головы четырех повергнутых врагов.
Наряду с фигурами гордых победителей, сильных и уверенных в себе, в Серро-Сечин были найдены камни и стелы с изображением человеческих голов. Вне всякого сомнения, это обезглавленные в ходе боев враги или же принесенные в жертву пленники.
Триста портретов победителей и побежденных в Серро-Сечин как будто рассказывают о древнейшем периоде Чавина. Мы не оговорились, сказав «как будто», потому что многое или, лучше сказать, почти все, что связано с культурой Чавин, до сих пор окутано покровом тайны. Сегодня мы все еще переживаем время вопросов, а не ответов. Итак, Серро-Сечин как будто рассказывает о некоем «первоначальном периоде», когда воины и носители культуры Чавин должны были путем вооруженной борьбы с врагами завладеть этой территорией. Город Чавин свидетельствует уже об ином, гипотетическом этапе, когда власть «сыновей ягуара с копьями» была уже установлена и в Перу наступил период господства веры в несколько или одно ягуарье божество, которое прочно завладело душами перуанцев. Культ этого божества охраняли жрецы культуры Чавин.
Однако это всего лишь догадки, один из возможных вариантов развития, который вел, бесспорно, к зарождению первой высокой культуры в Перу, к расширению ее влияния, распространению ее изобразительного стиля и «ягуарьей» веры по всей обширной территории страны. Расшифровка изображений на камнях — дело очень сложное, и не все, что мы хотели бы прочесть, удается. Именно поэтому иногда не остается ничего иного, как додумывать, хотя бы так, как это было сделано в предыдущем абзаце.
Лица некоторых воинов на монолитах в Серро-Сечин, особенно их рты, очень похожи на морды ягуаров. В Чавине мы встречаемся с их изображе ниями на каждому шагу, поэтому вслед за исчезнувшими индейскими культурами и государствами Перу отправимся к древнейшему из индейских государств по следам ягуара.
ПО СЛЕДАМ ЯГУАРА
Итак, отправимся по следам ягуара и его почитателей — чавинцев. Но прежде чем искать их прародину, посетим еще несколько мест. Дело в том, что со следами чавинцев мы встречаемся не только в их удивительной столице и в древней галерее Серро-Сечин, но и в ряде других мест Перу. Так, например, в долине Касма, где находится и Серро-Сечин, в местечке Мохеке была обнаружена еще одна построенная ча-винцами пирамида. Тяжеловесное сооружение 30-метровой высоты украшено нишами, в которых были найдены остатки, к сожалению, сильно пострадавших глиняных статуй — в несколько метров каждая. Эти скульптурные фигуры были покрыты красками синего, красного, черного и зеленого цвета. В той же долине, в местности, носящей название Палька, была найдена еще одна пирамида. В нынешнем Серро-Бланко, в долине реки Непенья, обнаружены монументальные здания, стены которых украшали изображения клыков и глаз ягуара. (Чавинцы обычно изображали не всего хищника, а лишь некоторые характерные части его тела.) Стены здания в Пункури (также долина реки Непенья) увенчаны вылепленной из глины мордой хищника из породы кошачьих (ягуара).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поклоняющиеся звездам"
Книги похожие на "Поклоняющиеся звездам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам"
Отзывы читателей о книге "Поклоняющиеся звездам", комментарии и мнения людей о произведении.