Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поклоняющиеся звездам"
Описание и краткое содержание "Поклоняющиеся звездам" читать бесплатно онлайн.
Чешский этнограф, путешественник и писатель Ми послав Стингл хорошо известен советским читателям.
В своей новой книге он рассказывает о древнейших цивилизациях Америки, об увлекательном труде ученых-археологов и историков. Посвятивших себя поискам доинкских культур на Американском континенте.
Более древние памятники были найдены в первом из двух существенно отличающихся друг от друга мест погребения. Тельо назвал его (как более древнюю эпоху культуры Паракас) Паракас Кавернас.
Паракасские «каверны» (пещеры, ямы) по форме похожи на бутылки знаменитого итальянского вина кьянти с длинным узким горлышком и широким дном. В «бутылке», то есть в подземной камере, на глубине примерно 6–9 метров от поверхности земли рядами уложены мумии, завернутые в широкие ткани из шерсти или хлопка. Останки покойников великолепно сохранились благодаря мумификаторам и сухому климату Паракаса. Умерших обычно хоронили сидя, с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками.
В погребальных камерах темно, поэтому археологи вытаскивают мумии и подвешивают их на веревке.
После извлечения из «каверны» — уже под солнцем пустынного Паракаса — мумию «раздевают». Бесконечная лента ткани развернута, и перед археологами предстает тело умершего. Ученые сразу же замечают, что череп покойника искусственно деформирован для «красоты». Но не только это привлекает внимание археологов: черепа многих паракасцев еще при жизни подвергались трепанации, то есть хирургическому вмешательству. Трепанация и другие операции головы, совершавшиеся индейцами доколумбова Перу, да и вообще вся древнеперуанская хирургия принадлежат к величайшим достижениям американской цивилизации, потому позднее мы об этом расскажем более подробно.
А теперь еще раз взглянем на находки, добытые в здешних «кавернах». Рядом с мумиями из паракасских погребальных камер лежат многочисленные подарки, которые приносили близкие покойного. Они должны были сопровождать его в последний путь. Это маленькие золотые украшения, обломки тростника тотора, сети для рыбной ловли, остатки рыбы и другой пищи, кроме того, оружие и другой инвентарь: обсидиановые и костяные ножи, каменные топоры, особые трубочки для вдыхания табака, а также ткани и керамика, десятки, сотни сосудов, украшенных различными орнаментами. Одни еще близки к изображениям культуры Чавин и его божеству — ягуару, на других уже появляются впоследствии широко распространенные геометрические узоры. Особого внимания заслуживают сохранившиеся медицинские инструменты, которыми лекари Паракаса делали операции на черепе.
Поразительные операции хирургов продлили жизнь многим индейцам. Однако те, кто благодаря успехам хирургии избежал преждевременной смерти, когда-то все же должны были умереть. Их тела, законсервированные древнеперуанскими мумификаторами, приняли форму «рулонов» и были опущены в «бутылки» на этом необычном «полуострове мумий», на покрытом красноватыми песками Паракасе.
«ГОРОД МЕРТВЫХ» В ПЕРУАНСКОЙ ПУСТЫНЕ
В 1927 году X. С. Тельо нашел на полуострове Паракас, близ бутылевидных могил, под высоким наносом песка другое место захоронения, с еще большими погребальными камерами, «вестибюлями», длинными коридорами и внутренними двориками. Толщина стен подземных помещений достигает 30–40 сантиметров. Они сложены из камней, китовых костей и других подобных материалов. Обнаруженные Тельо погребальные сооружения напоминали остатки жилого комплекса и потому первооткрыватель назвал его Некрополис (по-гречески «город мертвых»). Паракас Некрополис был построен в более поздний период существования древнеперуанской цивилизации Паракас. Под таким названием он и вошел в историю.
Паракасский «город мертвых», «населенный» десятками мумий, отличается от паракасских «каверн». Здесь хоронили не всякого. Это место захоронения лишь для «благородных», тех, кто был побогаче, нечто вроде «посмертного клуба» для избранных.
Поражает богатство одежды умерших. Это не простые саваны или рубахи. Каждая мумия была завернута в один или несколько прекрасных плащей. Именно погребальный плащ являлся свидетельством привилегированного общественного положения покойного. Чем больше плащей, тем знатнее человек. В Паракас Некрополис были найдены мумии, «одетые» в пять и более плащей. Хлопчатобумажные ткани, из которых они были вытканы, украшены искусно вышитыми узорами. Искусство мумификации в поздний период цивилизации Паракас достигло больших высот. Хорошо сохранившиеся тела, завернутые в хлопчатобумажные полотнища, порой достигающие 20 метров, по прошествии двух тысяч лет свидетельствуют о высокой квалификации здешних мастеров мумификации.
Мумификаторы из «города мертвых» следовали точно разработанной методике. Сначала они отделяли голову от тела, затем из головы через носовую полость вынимали мозги, а также удаляли у покойника глаза. Тело вскрывали дважды: сначала, чтобы извлечь легкие, желудок, сердце и другие внутренности, а затем, разрезав прямую кишку, вынимали кишечник. Труп после извлечения из него внутренностей старательно бальзамировали. Вслед за этим его сушили над огнем или на палящем солнце. Постепенно тело полностью высыхало, как бы уменьшаясь в своих размерах. Отделенная от тела голова возвращалась на место. И наконец набальзамированные останки заворачивались в широкие куски ткани. Теперь же ученые разматывают эти рулоны ткани, чтобы через две тысячи лет взглянуть в лицо некогда живших людей из удивительного «города мертвых».
Некоторые паракасские мумии преподнесли своим открывателям неожиданные сюрпризы: так, в одном из рулонов, который был размотан ассистентом и ближайшим сотрудником Тельо, Торибьо Мехия Ксеспе, был обнаружен мужчина с длинными пышными усами и бородой. Следует сказать, что у индейцев борода и усы почти не растут. Дальнейшие находки помогли датировать возраст «города мертвых». Посредством радиоактивного углерода С14 удалось, например, определить дату мумификации одного из «мужчин в плащах» — 304 год до н. э. (разумеется, с допустимыми отклонениями). В одном из районов культуры Паракас Некрополис было сделано, как считают, одно поразительное открытие: знаменитый перуанский палеопатолог Оскар Уртеага Бальон якобы посадил после особой обработки зернышки кукурузы, найденные в одном из могильников, и те — еще раз скажем «якобы» — дали ростки.
Собственно, это прекрасный символ: из земли давно погибшей цивилизации родилась новая жизнь!
Но как бы ни обстояло дело с зернами кукурузы из могильника Паракас Некрополис, совершенно очевидно, что из культуры Паракас взошла новая высокая культура — культура Наска.
«ДЕМОНСТРАЦИЯ МОД» НА ПОЛУОСТРОВЕ ПАРАКАС
Некоторые древние перуанские цивилизации оставили после себя много предметов материальной культуры. Так, индейцы культуры Наска, о которых пойдет речь, передали в наследство будущим поколениям свою керамику, инки — архитектурные памятники, а представители культуры Паракас — великолепные ткани. Все, кого мы сейчас увидим во время воображаемой «демонстрации мод», жили в более поздний период истории цивилизации Паракас — в период Паракас Некрополис.
В «городе мертвых» были найдены не только мумифицированные тела «благородных» усопших, но и великолепные ткани, столь богато и искусно расшитые, что и поныне их красота и качество вызывают восхищение любого специалиста. Более того, знатоки считают ткани и плащи культуры Паракас лучшими текстильными изделиями древних культур мира. Умершие паракасцы с гордостью выставляют свой «посмертный гардероб» на всеобщее обозрение, словно для них, владык древнеперуанского «города мертвых», имела силу поговорка, что «по одежке встречают». На самом деле мумифицированные паракасцы наги, ведь покойника заворачивали в рулон ткани «без единой одежки». Всю «одежду» он уносил в загробный мир в последующих слоях своей «оболочки».
Прежде чем взглянуть на древнеперуанские «моды» Паракаса, присмотримся внимательнее к погребальным рулонам из Паракас Некрополис. Они кажутся несколько комичными. Внизу, у основания, они имеют диаметр 150 и более сантиметров, наверху — чуть более метра. Так же хоронили усопших в древнем Перу и представители других индейских культур. Внешней «оболочкой» порой служил кожаный мешок или сеть, сплетенная из растительных волокон. Здесь, в Паракасе, покойников всегда заворачивали в длинное полотнище из хлопчатобумажной ткани.
Развернув полотнище, мы обнаружим несколько плащей — самых роскошных атрибутов «гардероба» покойного. Второй слой обычно представляет собой полотняный мешок, крепко завязанный сверху. Если мы развяжем его, то найдем еще один слой материи, в которую вкладывали «унку», нечто вроде рубахи. Далее мы должны размотать еще один-два витка крепко облегающей тело материи. Под ними уже две тысячи лет ожидает своего освободителя нагая мумия, посаженная в плетеную корзину — плетенку. Колени прижаты к подбородку, конечности привязаны к телу веревками, которые нередко стягивают и пальцы на обеих руках умершего. Ткани из паракасских могильников сотканы из шерсти или хлопка. Шерстяные ткани, вышедшие из рук ткачей, пережили две с лишним тысячи лет и сохранились лучше, чем хлопчатобумажные. К счастью, плащи и другие «одеяния» паракасцев, как правило, были сотканы из шерсти. Все предметы облачения обычно совершенно новые. Это свидетельствует о том, что их назначение — служить «одеждой» покойного. В рулонах нет каких-либо отдельных предметов «одежды», здесь всегда налицо полный «комплект», украшенный, как правило, одинаковым орнаментом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поклоняющиеся звездам"
Книги похожие на "Поклоняющиеся звездам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам"
Отзывы читателей о книге "Поклоняющиеся звездам", комментарии и мнения людей о произведении.