Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Поклоняющиеся звездам"
Описание и краткое содержание "Поклоняющиеся звездам" читать бесплатно онлайн.
Чешский этнограф, путешественник и писатель Ми послав Стингл хорошо известен советским читателям.
В своей новой книге он рассказывает о древнейших цивилизациях Америки, об увлекательном труде ученых-археологов и историков. Посвятивших себя поискам доинкских культур на Американском континенте.
В отличие, например, от ацтекского Теночтитлана, который был полностью разрушен за коротким период завоевания Мексики испанцами, Тиауанако уничтожали в течение 450 лет. Жестокому, бессмысленному опустошению долгое время противостояли лишь отдельные энтузиасты. Один из самых видных современных защитников индейского города, уже упоминавшийся нами морской инженер Артур Познанский решил в конце концов перенести ряд памятников из Тиауанако в столицу Боливии Ла-Пас и создать из них своеобразную «тиауанакскую площадь» Мирафлорес. Ныне это самое посещаемое туристами место в стране.
Многие ученые не одобряют осуществленный Познанским «вывоз Тиауанако из Тиауанако», но, возможно, он спас для будущих поколений хоть часть из того, что в Противном случае усердные добыватели камня все равно бы из Тиауанако вывезли.
Отношение боливийцев к ценнейшему, удивительнейшему индейскому городу, сохранившемуся на территории их страны, изменилось только после второй мировой войны. Современные власти Боливии вполне отдают себе отчет в том, какой исключительный клад оставили потомкам безвестные творцы. Тиауанако и Чавин постепенно реконструируются. В 1957 году был основан боливийский государственный «Центр археологического изучения Тиауанако», которым с самого начала руководит известный боливийский археолог Карлос Понсе Санхинес.
За двадцать лет Санхинес и его сотрудники проделали большую работу по реставрации первоначального облика Тиауанако. Разумеется, археологи не могли вернуть городу разобранную лестницу, украденный храм, взорванные динамитом статуи. Однако то, что осталось, они очищают, заново подгоняют камень к камню, насколько возможно возвращают храмам и пирамидам Тиауанако их прежний вид. И открывают новые храмы и пирамиды. Например, сам Понсе Санхинес раскопал одну монолитную статую и обнаружил ранее не известный подземный храм.
Итак, взглянем сначала на все, что Понсе Санхинес и его помощники уже расчистили или вернули на прежнее место. Пройдемся по городу праотца Адама, храмы и лики статуй которого ставят перед нами неожиданные вопросы.
ПРОГУЛКА ПО ТИАУАНАКО
Первая же прогулка по Тиауанако вызывает волнение у всякого, кто посещает этот город. Гигантские каменные блоки (самый большой весит 131 000 килограммов), прославленные тиауанакские статуи, в которых одни видят правителей, а другие богов этого города, не менее прославленные монолитные Ворота Солнца, Ворота Луны, подземные пирамиды, полуразрушенные дворцы — все это мы находим на боливийском Альтиплано, о котором один из крупнейших знатоков прошлого Перу профессор Джон Олдон Мейсон сказал, что это последнее место на нашей планете, где археологов ожидает большое поле деятельности. Боливийский профессор Мариано Баптиста заметил, что главное, что Тиауанако отличает от других мест, привлекающих археологов и историков — например, от египетского Абу-Симбела, ливанского Баальбека или перуанского Саксауамана, — это окружающая природа. Этот город по праву называют Тибетом Нового Света.
Тиауанако, точнее то, что от него осталось, состоит из нескольких основных объектов. Наиболее хорошо реконструированная часть города — это так называемая Каласасайя, — усадьба, а возможно, дворец с прямоугольным основанием (размеры 126,20 X 17,50 метров). Она обнесена стеной, в которую встроен ряд неравномерно расположенных монолитных колонн, столь тяжелых, что расхитители камня не смогли вывезти их из Тиауанако. Внутренний двор Каласа-сайи, занимающий примерно треть всей площади объекта и находящийся ниже уровня земной поверхности, уже полностью восстановлен. Жители города вступали в Каласасайю через большие каменные ворота по монументальной лестнице с шестью ступенями. Этот объект, который иногда — неизвестно почему — называют Дворцом юстиции, описал один из первых хронистов Перу испанец Сьеса де Леон. Он рассказывал о патио, то есть внутреннем дворе Каласасайи, и расположенной рядом крытой зале с большими порталами и окнами. Эту дворцовую залу хронист сравнивал с построенным много позже прославленным Храмом Солнца в Куско, который был отделан золотом; тиауанакскую каменную Каласасайю также украшал этот драгоценный металл. В стены были вбиты золотые гвозди, на которых держались медные и бронзовые пластины, покрывавшие каменный остов здания.
Во внутренней части Каласасайи не так давно была найдена одна из самых знаменитых тиауанакских статуй. Эту статую называют Монолит Понсе — по имени ученого, обнаружившего ее 3-метровый колосс стоит на том же самом месте, где он некогда стоял. Интересное открытие в другом здешнем объекте — во дворце Кантайите — сделал боливиец Дик — Эдгар Ибарра Грассо. По мнению исследователя, один из найденных кантайитских обработанных камней представляет собой точную модель Каласасайи[24]. Если Ибарра прав, это означает, что проектировщики не делали чертежа планируемой постройки, а воплощали свой замысел в многократно уменьшенной каменной модели.
По соседству с Каласасайей Карлос Понсе Санхинес открыл весьма примечательное и до середины XX века никому не известное тиауанакское святилище, так называемый «Полуподземный» или «Полупогруженный храм». Данное археологами название указывает, что храм был построен ниже окружающего уровня земли. Его основание опущено на глубину 170 сантиметров. «Полуподземный храм» имеет площадь 742,5 квадратного метра.
На том же месте выдающийся исследователь Тиауанако профессор Уэндел Беннетт в 1932 году нашел гигантскую статую из розового камня, ныне носящую его имя. 2-метровый постамент под могучей фигурой первоначально был врыт в пол святилища.
Монолит Беннетта имеет высоту более 7,25 метра. Голову его украшает нечто вроде тюрбана или налобной повязки. Глаза смотрят прямо, и кажется, будто из них текут слезы. Руки сложены на груди. В одной из них находится типично тиауанакский сосуд-«керо», в другой — обрядовый индейский горн из раковины (в Боливии их называют «путуту»). Живот статуи обвязан широким поясом.
Неподалеку от гигантского Монолита Беннетта была найдена еще одна, меньшая статуя, изображающая мужчину с бородкой, что не совсем типично для индейцев. Этот и другие каменные тиауанакские бородачи заставили задуматься ученых. В юго-западном углу Каласасайи стоит прославленная тиауанакская статуя, которую нынешние боливийцы называют «El Fraile» — «Монах».
По соседству с Каласасайей расположены развалины сильно поврежденного Дворца саркофагов. Этот дворец, по всей видимости, состоял из ряда жилых помещений и небольших зал, окружавших центральный двор.
Южнее Каласасайи возвышается знаменитая тиауанакская пирамида Акапана. Поскольку до Понсе Санхинеса археологические работы не отличались размахом, Акапана не была изучена в должной мере. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, каково, собственно, назначение этой постройки и каким образом была создана Акапана. Одни полагают, что она была заранее спроектирована, другие, и их большинство, считают, что Акапана — это холм, которому придали террасообразный вид и на вершине которого некогда, возможно, находился индейский храм или жертвенник. Третьи убеждены, что на вершине Акапаны первоначально была расположена военная крепость, защищавшая город. На самом верху пирамиды сохранился небольшой водоем, очевидно, искусственное озерцо, ориентированное точно на восток, что само по себе уже свидетельствует об искусственном происхождении Акапаны. С вершины пирамиды открывается вид на объекты, лежащие в окрестности загадочного города. Важнейший из них, находящийся за железнодорожным полотном печально известной «дороги Прогресса», — это опять же террасообразная постройка Пума-Пунку, что буквально означает Ворота Пумы. Однако здесь нет никаких ворот, хотя поблизости действительно были найдены трое каменных ворот. Поскольку Пума-Пунку сооружена из огромных, иногда более чем стотонных блоков андезита и серого трахита, эти каменные гиганты сохранились до наших дней. Плиты мастерски обработаны, что свидетельствует о совершенстве искусства древних каменотесов. На вершине Пума-Пунку тиауанакские строители поместили святилище или жертвенник, а затем весь объект обнесли двойной стеной. Комплекс тиауанакских Ворот Пумы дополняло десять ворот и оригинальные огромные каменные седла.
Некоторые ученые весьма своеобразно объясняют назначение окружающей Пума-Пунку ограды: в сравнительно недавнее с точки зрения геологии время расцвета Тиауанако поверхность озера Титикака была будто бы на 34 метра выше, чем сейчас. Это означает, что озеро было тогда значительно шире и доходило до самого города. Таким образом, Тиауанако был расположен на берегу этого континентального моря Анд. Вполне возможно, что огражденная часть города являлась в ту пору портом. Именно оттуда отплывали в далекие странствия тиауанакские миссионеры, торговцы и воины. И именно сюда приставали ладьи паломников, которых притягивал в самый большой религиозный центр в горах, в эту Мекку Анд, культ главного божества Тиауанако. Главного божества?! Но верно ли, что строители древнего индейского города верили в одного, главного бога? Это очень важный вопрос. Как бы мы на него ни ответили — положительно или отрицательно, — мы должны попытаться найти в Тиауанако следы его культа, изображение этого предполагаемого божества древних горных индейцев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Поклоняющиеся звездам"
Книги похожие на "Поклоняющиеся звездам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Милослав Стингл - Поклоняющиеся звездам"
Отзывы читателей о книге "Поклоняющиеся звездам", комментарии и мнения людей о произведении.