» » » » Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)


Авторские права

Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)

Здесь можно скачать бесплатно "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)
Издательство:
«Гешарим – Мосты культуры»
Год:
2002
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Описание и краткое содержание "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать бесплатно онлайн.








Студентов-сионистов исключали из институтов как "идеологически чуждый элемент"‚ подозреваемых ставили под негласное наблюдение‚ проводили массовые обыски и аресты; по ходатайству профессора Московской консерватории Д. Шора и председателя Политического Красного Креста Е. Пешковой удавалось иногда заменить заключение в лагерях высылкой из страны – "без права возвращения в Советский Союз".

Весной 1922 года власти арестовали в Киеве делегатов нелегальной конференции сионистской партии "Цеирей Цион" – "Молодежь Сиона". Их отвезли в ГПУ‚ заперли в камере‚ однако они продолжили там прерванное заседание‚ провели прения‚ проголосовали за резолюции‚ а по окончании конференции пропели "Га-Тикву". Был суд. Арестованных обвинили в стремлении "бросить еврейскую молодежь в объятия контрреволюционной буржуазии" и осудили на сроки заключения до двух лет. Вскоре после этого прошли аресты сионистов в Харькове‚ Полтаве‚ Одессе‚ Киеве и в других городах Украины. Газеты требовали обратить серьезное внимание на "разложение еврейской сионистской детворы"‚ печатали письма евреев‚ раскаявшихся в увлечении "сионистскими бреднями": "Мне стало легче‚ как после продолжительной болезни‚ когда я сбросил с себя весь этот средневековый хлам‚ именуемый сионистской литературой".

В 1923 году закрыли в Москве издательство "Еврейский студент" – "по имеющимся в ГПУ сведениям‚ издательство явно сионистского характера". Летом того года проходили аресты сионистов в Иркутске‚ Чите и других городах Сибири. В Бурятии органы ГПУ выявили среди евреев двенадцать сионистов и поставили их "на учет"; в отдаленном бурятском поселении установили наблюдение за всеми евреями‚ которые там жили (было их восемь человек)‚ и уполномоченный ГПУ сообщал про заведующего аптекой: "Крещен в 1911 году и женат на русской‚ а потому сионистом быть не может..."

Председатель ОГПУ Ф. Дзержинский считал по-видимому, что следует избавиться от евреев, не желавших ассимилироваться, и предлагал в 1924 году: "Просмотрел сионистские материалы. Признаться точно‚ не пойму‚ зачем их преследовать... Их партийная работа для нас вовсе не опасна – рабочие (доподлинные) за ними не пойдут‚ а их крики‚ связанные с их арестами‚ долетают до банкиров и "евреев" всех стран и навредят нам немало. Программа сионистов нам не опасна‚ наоборот‚ считаю полезной... Мы должны ассимилировать только самый незначительный процент‚ хватит. Остальные должны стать сионистами... Зачем их иметь себе врагами".

В августе 1924 года сионисты, действовавшие в подполье, распространили по стране десятки тысяч листовок с критикой большевистского режима. В ответ на это в ночь на 2 сентября 1924 года‚ в еврейский праздник Рош га-Шана‚ в разных городах Советского Союза прошли аресты. Охота за сионистами продолжалась два месяца‚ и за решеткой оказалось около трех тысяч человек; в знак протеста по улицам Одессы прошла колонна еврейской молодежи с пением "Га-Тиквы"‚ – демонстрантов разгоняла конная милиция‚ и многие были арестованы. Теперь их уже не высылали из страны‚ чтобы это не стало "серьезным стимулом для усиления сионистской работы"; активных сионистов приговаривали к заключению в лагерях‚ из тюрем отправляли на этап‚ а сокамерники‚ ожидавшие своей участи‚ провожали их песней на иврите: "Смело‚ друзья! Не теряйте бодрости в неравном бою..."

В 1925 году ГПУ насчитало в Одесской губернии две с половиной тысячи молодых сионистов, в Подольской губернии пять тысяч, в Киевской – две тысячи. Они агитировали за выезд из СССР и отправили несколько пеших групп к границе с Персией, распространяли сионистскую литературу, устраивали демонстрации молодежи под лозунгом "Долой евсекцию!" С начала 1926 года начались новые аресты и высылки сионистов. Их отправляли на поселение малыми изолированными группами в отдаленные районы Урала, Сибири и Средней Азии‚ где они встречались с евреями-кадетами‚ меньшевиками‚ эсерами и составляли совместно высокий процент среди прочих политических заключенных. Сионистов размещали в крохотных деревнях за сотни километров от железнодорожных станций‚ под постоянным контролем уполномоченных ГПУ‚ которые в любой момент могли перевести их в иное‚ более гиблое место‚ а то и послать рапорт начальству для продления срока ссылки.

Жизнь была невыносимо трудной‚ впроголодь‚ без какой-либо медицинской помощи‚ в тяжелых климатических условиях долгой полярной зимы или невыносимой среднеазиатской жары; ссыльные болели‚ становились инвалидами и умирали‚ а иные кончали жизнь самоубийством. Из письма молодой женщины, сосланной за сионизм в Среднюю Азию: "Вот уже пять лет, как я нахожусь в ссылке... Нет никакой надежды на освобождение. Иногда я решаю положить конец жизни мучений и одиночества, жизни голодной собаки, но у меня не хватает на это сил и мужества. До каких пор будут продолжаться мои страдания?.."

Немногочисленные сионистские группы существовали нелегально в разных городах страны и издавали рукописные бюллетени, которые распространяли среди евреев. В 1934 году было разгромлено подпольное сионистское руководство в Советском Союзе; остававшийся на свободе Б. Гинзбург пытался поддерживать связь между разрозненными группами‚ был арестован в 1937 году и погиб. Евреям и в дальнейшем припоминали их сионистское прошлое и отправляли за колючую проволоку; некоторые из них провели в заключении по пятнадцать–семнадцать лет‚ но большинство погибло в советских тюрьмах‚ лагерях и ссылках.


4


В начале двадцатого века российский сионист М. Усышкин предложил создать молодежную рабочую организацию для юношей и девушек‚ готовых "провести три года в сельскохозяйственных поселениях Эрец Исраэль‚ где они будут солдатами еврейского народа‚ однако их оружием станут не сабля и винтовка‚ а плуг и лопата". Эту идею подхватило сионистское движение "Цеирей Цион" ("Молодежь Сиона")‚ и в 1916 году в Мелитополе и Симферополе‚ в Прилуках Полтавской губернии и Сквире Киевской губернии появились группы еврейской молодежи‚ которая готовила себя к физическому труду‚ чтобы при первой возможности уехать в Эрец Исраэль.

После Февральской революции стали возникать стихийно и независимо друг от друга центры сельскохозяйственной подготовки в России‚ на Украине‚ в Белоруссии и Крыму. Туда вступала молодежь из сионистских организаций‚ а также юноши и девушки‚ не причастные до этого ни к какому движению. Возле Одессы появилась ферма‚ где пятьдесят человек завели огородное хозяйство; возникли молодежные группы под Харьковом и Москвой; кое-кто нанимался в еврейские поселения юга Украины‚ чтобы научиться работать на земле; были и такие‚ что после дня обычной работы шли на заводы и в мастерские‚ обучаясь какому-либо ремеслу.

Из воспоминаний первых участниц движения: "Мы уставали до изнеможения‚ так как нам пришлось пахать поле‚ заросшее сорной травой высотой с человеческий рост. Время от времени надо было переворачивать плуг‚ счищать с него комья мокрой земли и прилипшие сорняки. Неподалеку от нас пахали мужчины-украинцы. Они подходили‚ предлагали помощь. Мы благодарили их‚ но от помощи отказывались. Нам хотелось почувствовать себя самостоятельными‚ самим справиться с работой. "Дядько" не уставал восторгаться нами‚ называя нас "мои жидовочки". Мы работали от зари до зари‚ затем на телеге возвращались в коммуну..."

В Библии сказано: когда Моше (Моисей) вывел народ из Египта и вёл его по пустыне‚ воины из колен Реувена и Гада дали клятву "наавор халуцим" – "пойдем впереди всех по пути Господа". Отсюда возникло понятие "халуцим" – идущие впереди; новое движение в России получило название "Гехалуц" – "Первопроходец"‚ "Пионер"‚ и на его знамени было начертано "Идущий впереди войска". В начале 1918 года в Харькове состоялась первая всероссийская конференция разрозненных групп‚ которые приняли такое решение: "Каждый член "Гехалуца" в диаспоре должен подготовить себя к труду. По прибытии в Эрец Исраэль он обязан предоставить себя в распоряжение "Гехалуца" на трехлетний срок... Долг каждого участника движения заблаговременно овладеть языком иврит... В "Гехалуц" принимаются люди‚ желающие остаться в Эрец Исраэль на всю жизнь".

Председателем петроградского отделения стал И. Трумпельдор. На окраине города группа из двадцати человек нанялась выращивать картофель: жили коммуной в съемном доме‚ трудились на полях‚ по вечерам учили иврит‚ не работали по субботам. Когда возникали конфликты‚ срочно вызывали Трумпельдора‚ и тот разъяснял молодым людям‚ что они "должны смотреть на свою жизнь здесь‚ как на переходный этап‚ а настоящие трудности еще ждут в Эрец Исраэль". Трумпельдор стремился к единству сионистского движения‚ разделенного на политические группировки; в январе 1919 года "Гехалуц" провозгласил себя "трудовым надпартийным объединением", и Трумпельдор стал председателем ЦК этой организации. Весной того года он поехал в Крым и организовал новое хозяйство возле Джанкоя‚ затем через Стамбул отправился в Эрец Исраэль‚ чтобы подготовить прием молодежи‚ но вскоре погиб в стычке с арабами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Книги похожие на "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)"

Отзывы читателей о книге "Очерки времён и событий из истории российских евреев [том 3] (1917-1939)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.