Авторские права

Жак Жуана - Гиппократ

Здесь можно скачать бесплатно "Жак Жуана - Гиппократ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с., год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жак Жуана - Гиппократ
Рейтинг:
Название:
Гиппократ
Автор:
Издательство:
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с.
Год:
1997
ISBN:
5-222-00390-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гиппократ"

Описание и краткое содержание "Гиппократ" читать бесплатно онлайн.



Открывая эту книгу, вы попадаете в демократическую Грецию V века до нашей эры, когда начинал свою карьеру великий Гиппократ, «отец медицины» и потомок Эскулапа.

За что потомственный врач, уроженец острова Кос, был удостоен священного культа и почему при жизни стал соперником богов? Правда ли, что на приеме у древнего врача все были равны, — и сам император, и простой раб? Кто придумал «Клятву Гиппократа»? Зачем греческие доктора изучали риторику, философию и даже географию? На сотни любопытнейших вопросов отвечает эта книга. А если вы режиссер, попробуйте снять по ней фильм — книга дает невероятно живую и подробную картину из жизни тех времен.

«Гиппократ» не оставит равнодушным ни специалиста, ни просто любознательного читателя.



© «Hippocrate» Librairie Artheme Fayard, 1992






Как врачи-гиппократики представляли себе акт исцеления? Прежде всего, как действие, которое состоит в «противостоянии» болезни и ее причине. Это выражение появляется в трех самых знаменитых определениях терапии:

«Эпидемии» I

«(Медицинское) искусство состоит из трех слов: болезнь, больной и врач. Врач — служитель искусства, больной должен противостоять (ek ton enantion epistamenos) болезни вместе с врачом».

«Природа человека»

«Болезни, вызванные переполнением, лечатся пустотой. Те, что происходят от пустоты, лечатся переполнением. Те, что происходят от физических упражнений, лечатся отдыхом. Те, что вызваны слишком большой инертностью, лечатся упражнениями. Обобщая все эти понятия, можно сказать, что врач должен противостоять (enantion histasthai) установленному характеру болезни, состоянию тела, временам года и возрасту, расслабить то, что напряжено, и напрячь то, что расслаблено. Это наилучший метод принести облегчение больной части».

«Ветры»

«Если вам известна причина болезни, вы будете в состоянии назначить телу то, что ему полезно, отправляясь от противоположного, чтобы противостоять (ek ton enantion epistamenos) болезни. Эта медицина, действительно, самая естественная. Например, голод — это болезнь, ибо то, что удручает человека, получает это название. Каково же лекарство от голода? То, что устраняет голод, а это пища. Значит, этим лекарством нужно лечить эту болезнь. Другой пример: питье устраняет жажду. Или еще: переполнение лечится пустотой, упражнение отдыхом, отдых упражнением. Короче, противоположное есть лекарство от противоположного».

Таким образом, основа гиппократизма — это лечение противоположным, аллопатия. Однако «Гиппократов сборник» настолько разнообразен, что в нем встречается и первое четкое определение гомеопатии — лечения подобным. Как правило, лечение вписывается в контекст борьбы. Роль врача — «бороться» (antagonisasthai) с болезнью с помощью своего искусства. Болезнь враждебна человеку. Значит, нужно ответить лечением, враждебным болезни. Именно так считает автор «Священной болезни»:

«При этой болезни, как при многих других, нужно не увеличивать недуг, а изнурять его, прописывая самое враждебное (polemiotaton) каждой болезни, а не то, что ей дружественно. Ибо с помощью того, что ей дружественно, она процветает и растет, тогда как с помощью того, что ей враждебно, она чахнет и слабеет».

Лечение должно произвести благоприятное «контризменение»:

«Кто умеет с помощью режима формировать у человека влажность, сухость, тепло или холод, тот может вылечить также и эту болезнь при условии различения благоприятных способов (kairous) предписывания полезных вещей».

Следует запомнить две основные мысли. Лечение должно изменять состояние тела, но нужно, чтобы это изменение производилось благоприятным образом.

Лечение, понимаемое как изменение, — постоянная тема «Гиппократова сборника». «Всякое изменение настоящего состояния благотворно для больного, так как если вы не изменяете недуг, он возрастает», — говорит автор трактата «О местах в человеке». Так как сама болезнь произвела изменения, лечение логически должно производить изменение в обратном направлении. «Для сильных болезней нужно использовать сильные средства, а для слабых болезней средства, которые не являются сильными», — продолжает тот же автор. Такое логически безупречное суждение было поставлено под сомнение автором «Режима при острых болезнях»:

«Я знаю, что врачи делают абсолютно противоположное тому, что нужно: в начале болезни они хотят начать с высушивания больных в течение двух-трех дней или больше перед тем, как прописать супы и напитки. Вероятно, им кажется нормальным произвести большое контризменение, потому что в теле наступило большое изменение. Произвести немаловажное изменение дело хорошее, но нужно, чтобы изменение производилось правильно и безопасно».

Чтобы произвести изменение «правильно и безопасно», оно должно быть постепенным, так как всякое большое и резкое изменение пагубно для человека. Получается, что лечение, которое теоретически кажется наилучшим («произвести сильное изменение в случае сильных болезней»), в действительности самое пагубное. Оно рискует причинить столько же зла, что и болезнь. Поэтому борьба между врачом и болезнью никогда не бывает равной. Врач должен уметь дозировать степень изменения и уловить подходящий момент, чтобы произвести его. Подходящее количество, подходящий момент выражается греческим словом kairos, которое традиционно переводят как «случай», но которое означает правильную меру и одновременно благоприятный момент. Нужно прописать ни слишком много, ни слишком мало, ни слишком рано, ни слишком поздно. Это, безусловно, самое трудное в искусстве. «Жизнь коротка, искусство вечно, случай (kairos) шаток, опыт обманчив, суждение трудно», — сказано в начале «Афоризмов».

Два критерия терапевтического воздействия: здоровое и естественное

Чтобы решить столь трудную задачу, врач ищет критерии. Самые важные — это «хорошее здоровье» и «природа».

Режим для здоровых людей интересует врачей не только в рамках гигиенической медицины. Он служит для сравнения, позволяющего определить режим больных.

«На примере режима людей, которые здоровы, необходимо также изучить то, что полезно. Ибо если для здоровья людей очевидно, что тот или другой режим сильно разнится, так как же может быть, чтобы эта разница не была также большой и при болезнях и очень большой в случае острых болезней?» («Режим при острых болезнях»).

Всякая ошибка, которую можно допустить в режиме при полном здоровье, будет вредоноснее в состоянии болезни, так как больной слабее, чем здоровый человек. Это же рассуждение использует автор «Древней медицины»:

«Нарушения, которые возникают у человека от чрезмерной пустоты, не менее серьезны, чем те, которые возникают от чрезмерного переполнения. Это можно хорошо уяснить, если сослаться на здоровых людей».

Между понятием «хорошее здоровье» и «природа» есть существенное различие. Под «природой» врачи-гиппократики понимают «человеческую природу». Она определяется нормальным строением (элементарным, анатомическим или физиологическим) и нормальной реакцией на все внешние воздействия (режим, окружающая среда). Природное состояние, как и состояние хорошего здоровья, — это нормальное состояние. Поэтому врач может взять за образец своего искусства как природу, так и состояние здоровья.

Когда хирург оспаривает способ вправления перелома или вывиха, он ссылается на положение конечности, соответствующее природе (kata phusin). Вообще знание природного строения человеческого тела необходимо для каждого врача. Именно это имел в виду автор трактата «О местах в человеке», когда сказал: «Природа тела — отправная точка размышления о медицине». Эта формулировка знаменита. Гален приписывает ее самому Гиппократу и упрекает своих современников, что они хвалят это правило, не следуя ему:

«Они с таким рвением отдаются этой задаче, — с иронией говорит он, — что не знают по поводу каждой части тела не только ее субстанцию, форму, строение, величину или ее связь с прилегающими частями, но даже где она находится».

Но важно не только знание природного строения тела, важно также знание его реакций. У каждого человека они различны. Это переменная величина, которую нужно учитывать при лечении. Трактат «Переломы» вводит эту переменную наряду с возрастом, когда речь идет о сроке восстановления кости:

«Кость предплечья восстанавливается обычно в пределах тридцати дней; но нет ничего постоянного, так как природа отличается от природы, а возраст от возраста».

«Что касается времен года, природы хорошо или плохо расположены — одни к лету, другие к зиме. А что касается местности, возраста, а также свойств болезни, одни плохо или хорошо расположены к одним, другие к другим».

Поэтому автор «Эпидемий» I начинает длинное перечисление факторов, которые должен учитывать врач при исследовании больного, с «человеческой природы» вообще, а потом переходит к «особой природе каждого».

Размышления гиппократиков приводят наконец к мысли, у которой будет великое будущее в истории западной медицины: природа лечит себя сама (natura medicatrix). Эта мысль находит свое выражение в афористической форме в отрывке из «Эпидемий» VI: «Природа — врач болезней. Природа сама находит пути без участия мысли: например, моргание, помощь, оказываемая языком и все остальные действия подобного рода. Природа, не обучаясь, сама по себе знает все, делает то, что подобает».

Это своего рода признание существования рефлексов, с помощью которых природа сама защищается от болезней. Пример непроизвольного моргания через сто лет будет повторен Аристотелем: «Все животные и особенно люди моргают, чтобы веками воспрепятствовать тому, что падает в глаза, — говорит он и добавляет: — Это движение непроизвольно, его делает природа». Природе приписывается инстинктивное знание в двух знаменитых афоризмах из трактата «О пище»:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гиппократ"

Книги похожие на "Гиппократ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жак Жуана

Жак Жуана - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жак Жуана - Гиппократ"

Отзывы читателей о книге "Гиппократ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.