Авторские права

Жак Жуана - Гиппократ

Здесь можно скачать бесплатно "Жак Жуана - Гиппократ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с., год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жак Жуана - Гиппократ
Рейтинг:
Название:
Гиппократ
Автор:
Издательство:
Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.— 480 с.
Год:
1997
ISBN:
5-222-00390-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гиппократ"

Описание и краткое содержание "Гиппократ" читать бесплатно онлайн.



Открывая эту книгу, вы попадаете в демократическую Грецию V века до нашей эры, когда начинал свою карьеру великий Гиппократ, «отец медицины» и потомок Эскулапа.

За что потомственный врач, уроженец острова Кос, был удостоен священного культа и почему при жизни стал соперником богов? Правда ли, что на приеме у древнего врача все были равны, — и сам император, и простой раб? Кто придумал «Клятву Гиппократа»? Зачем греческие доктора изучали риторику, философию и даже географию? На сотни любопытнейших вопросов отвечает эта книга. А если вы режиссер, попробуйте снять по ней фильм — книга дает невероятно живую и подробную картину из жизни тех времен.

«Гиппократ» не оставит равнодушным ни специалиста, ни просто любознательного читателя.



© «Hippocrate» Librairie Artheme Fayard, 1992






Похвала привычке Эрасистрата была подхвачена Галеном, который посвятил ей небольшое произведение, чтобы напомнить врачу о необходимости учитывать при лечении этот фактор.

Привычка связана со здоровьем, а изменение вызывает болезнь. Ясно, что болезнь означает скачок по отношению к нормальному состоянию. Существует как бы гетерогенность между нормальным и патологическим. Короче говоря, человек переходит от состояния мира в состояние гражданской войны. Судьба тела подобна судьбе города. Тело человека и тело общества остаются безмятежными, пока все составляющие их элементы спокойны и смешаны. И наоборот, они становятся жертвами междоусобиц и болезни, когда одна часть изолируется от остального, чтобы захватить власть, и начинает наносить ущерб целому. Такое сравнение у Гиппократа никогда не появляется, для этого нужно «подождать» Платона. Но эта метафора тем более легко угадывается у врачей-гиппократиков, что лексика, связанная с насилием и войной, постоянно служит для описания физиологических и патологических процессов.

Однако при более близком рассмотрении антитеза между нормальным и патологическим обозначена не всегда так резко. В некотором отношении здоровье близко к болезни. Это углубление размышления над нормальным и патологическим производится в трех направлениях. Во-первых, превосходное здоровье быстро портится при болезни, во-вторых, хорошее здоровье порой бывает только видимостью, а в третьих, здоровье — состояние относительное.

Непрочность чересчур хорошего здоровья

Первое направление состоит в том, чтобы показать, что чересчур хорошее здоровье на самом деле является непрочным равновесием и в конечном счете опасным. К таким выводам приводит опыт спортивной медицины. Тяжелоатлеты, как мы уже знаем, чтобы достичь предела своих возможностей, должны были не только усиленно тренироваться, но и придерживаться мясного рациона. Они должны были есть говядину, мясо козла и антилопы. Такой допинг, естественно, таил опасности, которые врачи-гиппократики уже сознавали:

«У атлетов состояние хорошего здоровья, если оно доведено до крайностей, опасно, так как они не могут усидеть на месте и оставаться неподвижными. А поскольку они не остаются неподвижными и не могут продвигаться к лучшему, им ничего не остается, как двигаться к худшему. По этим причинам полезно без промедления положить конец хорошему здоровью, чтобы тело начало снова получать пользу».

Довольно необычно, что врач советует положить конец хорошему здоровью. Дело в том, что хорошее здоровье, доведенное до крайности, рискует перейти в болезнь. Вот один из прискорбных случаев, которые угрожают атлетам: «Этот вид поноса поражает преимущественно людей с плотным телом, когда они, имея такую природу, подвержены усиленному мясному режиму. Ибо суженные сосуды не принимают поступившую пищу. Эта порода людей неустойчива и тяготеет к крайностям: у людей с такой комплекцией полный расцвет здоровья длится недолго».

Таким образом, хорошее здоровье является шатким и недолговечным равновесием, и слишком хорошее здоровье опасно, потому что оно способствует злоупотреблениям.

Хотя эти рассуждения основаны на медицинском опыте, они вписываются в общий культурный контекст, когда религиозное и нравственное мышление осуждает крайности и ценит золотую середину. В этом состоит причина, по которой уже в театре Эсхила без всякой ссылки на атлетов мы встречаем мысль, что чересчур цветущее здоровье опасно, и близка болезнь. Хор стариков в «Антигоне» Эсхила, опасаясь за судьбу своего царя, вернувшегося с победой, но близкого к своему падению, приводит примеры процветания, заканчивающегося несчастьем. Среди них он называет хорошее здоровье:

«Ненасытен предел хорошего здоровья в его полноте, потому что болезнь — его соседка, которая разделяет ту же перегородку и готовится его захватить».

Мысль аналогична идее врачей-гиппократиков: между здоровьем и болезнью перегородка очень тонкая! Конечно, мысль выражена в разном контексте. У Эсхила болезнь, следующая за слишком хорошим здоровьем, — результат зависти богов ко всякому чрезмерному цветению людей. Тогда как у гиппократиков опасность избытка здоровья объясняется рационально.

Видимость хорошего здоровья

Случай с атлетами представляет исключение. Врач даже говорит, что атлетическое телосложение будто бы не является естественным. Но даже у людей, которые ведут обычную жизнь, хорошее здоровье иногда обманчиво. Болезни предшествует период мнимого здоровья.

Автор «Режима» придает этой мысли большое значение, так как он использует этот период мнимого здоровья и латентность недуга для предвидения, диагноза и предупреждения болезни. Как мы уже видели, причина болезни, по его мнению, — это нарушение равновесия между двумя составляющими режима: пищей и упражнениями. А это нарушение сначала незаметно, так как «люди кажутся здоровыми». Только наметанный глаз врача может поставить предварительный диагноз:

«Я поставил превентивный диагноз до того, как человек заболел от излишеств в одном и другом смысле. Ведь болезни не возникают у людей внезапно, но они развиваются постепенно, перед тем как заявить о себе. Таким образом, до того, как здоровье у человека было побеждено болезнетворным, я открыл то, что испытывают люди, и способ привести это состояние к здоровью».

В описании частных случаев, иллюстрирующих его открытия, автор очень тонко различает признаки, предвещающие болезнь во время периода мнимого здоровья, и симптомы уже проявившейся болезни. Вот начало описания первого случая, где нарушение равновесия возникает из-за преобладания пищи над физическими упражнениями:

«После обеда и после сна ноздри без видимой причины закупориваются; людям кажется, что они переполнены, но высморкаться нечем. Однако, когда они ходят и делают утром упражнения, тогда они сморкаются и отплевываются. Потом со временем у них тяжелеют веки, на лбу появляется зуд, у них уменьшается аппетит, и они хуже переносят питье, у этих людей появляется бледность. При этих условиях возникают катары и лихорадки с ознобом в соответствии с местом, куда направилась плетора… Так как у этого индивида пища возобладала над упражнениями и наполнение, которое постепенно накапливается, ведет его к болезни. Но этого нельзя допускать. Как только обнаруживаются первые признаки, нужно знать, что пища преобладает над упражнениями и постепенно накапливается плетора».

Симптомы болезни появляются только «со временем». Им предшествуют «первые признаки». Врач не должен ждать симптомов, но вмешаться «с первых признаков, чтобы восстановить равновесие между пищей и упражнениями». В этом желании начать лечение с периода мнимого здоровья, до того, как болезнь обнаружится во всей своей силе, присутствует здоровая интуиция.

Относительное здоровье

Врачи-гиппократики увидели тесную связь между нормальным и патологическим не только в этот период между концом здоровья и началом болезни. Они первыми заметил, что здоровье — это относительное, имеющее степени, состояние.

Одного вида инвалидов было достаточно, чтобы навести на такую мысль. По поводу вывиха наружу двух тазобедренных суставов, будь он врожденный или вызванный болезнью, автор отмечает, что эти инвалиды могут обладать довольно хорошим здоровьем (ikands hugidroi), если нет осложнений. Но целое несовершенно. Тело (за исключением головы) не достигает своего полного развития. Вот пример относительного здоровья.

В результате получается, что граница между здоровым и патологическим размыта. Она становится иногда такой расплывчатой, что происходит соединение слова, обозначающего здоровье, со словом, обозначающим болезнь:

«Те, у кого ноздри по природе влажные, а семя водянистое, имеет скорее болезненное здоровье (hugiainousi noseroteron)», — сказано в «Афоризмах». Однако это крайний случай. Обычно врач пытается установить иерархию в степенях здоровья. Он классифицирует различные конституции в зависимости от большей или меньшей способности противостоять внешним явлениям и сопротивляться изменениям.

Возьмем снова пример изменения в ритме ежедневного приема пищи. Если автор «Режима при острых болезнях» считает, что такое изменение пагубно для всех без исключения людей, автор «Древней медицины» видит тут возможность установить иерархию нормального и между нормальным и патологическим:

«Для большинства людей, каким бы режимом они ни пользовались, едят ли они раз в день или два, совершенно неважно, придерживаются они или нет этой привычки. Но, наоборот, есть люди, которые, если они отклоняются от благоприятного для них режима, неспособны легко восстанавливаться, но при каждом из этих двух типов режима у них возникает большое недомогание, если они его изменяют даже на один день… О таких конституциях, которые быстро и сильно ощущают изменение режима, я говорю, что они слабее, чем другие. Слаб тот, кто близок к болезни, но больной еще слабее, и ему приходится больше страдать всякий раз, когда он отклоняется от того, что ему подходит».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гиппократ"

Книги похожие на "Гиппократ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жак Жуана

Жак Жуана - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жак Жуана - Гиппократ"

Отзывы читателей о книге "Гиппократ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.