Жак Жуана - Гиппократ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Гиппократ"
Описание и краткое содержание "Гиппократ" читать бесплатно онлайн.
Открывая эту книгу, вы попадаете в демократическую Грецию V века до нашей эры, когда начинал свою карьеру великий Гиппократ, «отец медицины» и потомок Эскулапа.
За что потомственный врач, уроженец острова Кос, был удостоен священного культа и почему при жизни стал соперником богов? Правда ли, что на приеме у древнего врача все были равны, — и сам император, и простой раб? Кто придумал «Клятву Гиппократа»? Зачем греческие доктора изучали риторику, философию и даже географию? На сотни любопытнейших вопросов отвечает эта книга. А если вы режиссер, попробуйте снять по ней фильм — книга дает невероятно живую и подробную картину из жизни тех времен.
«Гиппократ» не оставит равнодушным ни специалиста, ни просто любознательного читателя.
Желаемый результат — правильная повязка, не слишком свободная и не слишком тугая. Но врачи не пренебрегали эстетикой. Несведущему человеку трудно вникнуть во все тонкости. Разновидности перевязок так же систематизированы, как фигуры танца. Каждый виток бинта прикрывает предшествующий; в другом месте он более или менее сдвинут по отношению к предшествующему. Существовали повязки с выразительными и таинственными названиями: «глаз» или «ромб». Их количество свидетельствует о сложности этого раздела медицинского искусства. Оно было для публики важным тестом сноровки врача, а для некоторых врачей — удобным случаем с небольшими затратами вызывать удивление больного и зрителей.
Врачи-гиппократики не поддавались искушению злоупотреблять этими театральными эффектами. Наоборот, они сообщают об этих излишествах и осуждают их. Перевязка носа, если верить автору «Суставов», давала возможность проявить большой артистизм, и следовательно, ее больше всего домогались врачи, жадные до сенсаций. Сцена изображена просто великолепно:
«Те, кто использует бездумную ловкость, приходят в восторг, встретив перелом носа, чтобы наложить на него повязку. В течение одного или двух дней врач важничает, а перевязанный человек совершенно счастлив. Вскоре перевязанный человек утомляется, так как ношение повязки вызывает у него тошноту. Что касается врача, то он доволен, потому что получил возможность продемонстрировать свою ловкость, артистично перевязав нос. Но такой способ наложения повязки вызывает обратное тому, что положено».
Обсуждение бесполезных красивых повязок становится общим предписанием в трактате «Врач»:
«Нужно отвергать изящные и театральные перевязки (theatricous), которые не приносят никакой пользы. Ибо это подобно пошлости и чистому шарлатанству, часто приносящим, кроме всего прочего, вред человеку, которого лечат. Больной ищет не украшения, а облегчения».
Театральность осуждается во имя пользы, а также во имя природы. Некоторые врачи отличались не столько техникой перевязки, сколько необычным положением сломанной руки, которую они перевязывали. Например, врач настаивает, что нужно держать вытянутую руку в позе лучника. «А почему в позе лучника? — возражает автор «Переломов» и резонно замечает: — Эта ошибка, вероятно, не была бы допущена нашим ученым коллегой, если бы он представил самому пострадавшему протянуть руку». Обличая невежество любителей сенсаций, автор вынужден признать, что они могут завоевать успех у клиентуры, завороженной новшеством лечения:
«Конечно, лечить сломанную руку несложно, и каждый врач на это способен; тем не менее я считаю себя обязанным распространиться на эту тему, потому что знаю, что врачи прослыли умелыми благодаря положениям, которые они придавали руке при перевязках, положениям, которые должны были способствовать их репутации невежд. Но в нашем искусстве о многих вещах судят подобным образом: новое лечение, о котором еще толком неизвестно, полезно ли оно, восхваляется больше, чем обычное лечение, о котором известно, что оно полезно, а необычные вещи хвалятся больше, чем очевидные».
Сцена из грандиозного спектакля: сотрясение лестницейИтак, наложение повязки было иногда удобным случаем для демонстрации таланта перед кучкой зрителей. Но благодаря аппаратам вправления вывихов или переломов врач мог организовать грандиозный спектакль перед более широкой публикой.
Самым зрелищным был метод, который называют «сотрясением лестницей». Он служил для выпрямления искривления позвоночника. Горбуна крепко привязывают к лестнице вниз головой; лестницу поднимают в воздух с крыши дома или с башни, потом ее резко опускают, чтобы толчок выпрямил горб. Это был столь же опасный, столь и эффектный метод. Нужно, чтобы помощники врача, которые поднимали лестницу, были хорошо обучены. Они должны были тянуть канат так, чтобы лестница падала строго перпендикулярно и чтобы не свалиться самим. Можно было также использовать блок или ворот, но это снаряжение тяжелее и дороже.
Такое вмешательство не производится в пределах рабочей комнаты. Оно протекает под открытым небом перед большой толпой. Фактически это большой спектакль. Автор «Суставов», очень скептически относясь к этому методу, изобличает шарлатанство использующих его врачей: «Насколько мне известно, сотрясения лесгницей еще никого не выпрямили. Врачи, которые ими пользуются, это преимущественно те, кто хочет ошеломить большую толпу. У таких людей возникает восхищенное удивление, когда они видят человека или висящего в воздухе, или сброшенного на землю, или же иные зрелища подобного рода. Они с восторгом созерцают эти зрелища, не заботясь о результате операции. Лично мне стыдно применять такие методы лечения, потому что они являются скорее деянием обманщиков».
Таким образом, некоторые врачи становятся настоящими режиссерами ярмарочного спектакля, захватывающего для публики, но опасного для больного. Они используют восхищение толпы, чтобы привлечь клиентуру и затмить менее шумливых коллег. Но такие врачи недвусмысленно осуждаются автором-гиппократиком во имя идеала, который состоит в соблюдении интересов больного, а не в поддержании репутации врача.
Театральность и репутация врачаВрачи-гиппократики предостерегают от этих театральных методов. Но это делается также и в интересах врача. Репутация, основанная только на удивлении, вызванном зрелищем, недолговечна. Как только обнаруживается неэффективность лечения, за восхищением следует бесчестье. Такими рассуждениями автор «Суставов» заканчивает повествование о сотрясении лестницей:
«В любом искусстве и особенно в медицине стыдно предлагать большой толпе большой спектакль, большую речь, а потом ничего не сделать полезного».
Тот же врач в «Переломах» после описания аппарата для длительного вытяжения ноги предостерегает от безрассудного использования зрелищных аппаратов:
«То же самое относится к другим механическим средствам: их нужно либо правильно задумывать, либо вообще не задумывать; ибо стыдно и противоречит искусству пользоваться механическими средствами, которые лишают пользователя всякого средства».
Позор, который обрушивается в случае неудачи на вра-чей-любителей зрелищ, равен первоначальному восхищению.
Значит ли это, что врач-гиппократик полностью пренебрегал зрелищным характером лечения? Это зависело от того, насколько для врача была важна его репутация. Вероятно, автор «Суставов» и «Переломов» лично не рассматривает с этой точки зрения терапевтический метод. Главное для него — знать, является ли метод одновременно естественным и эффективным. Но когда автор обнаруживает, что хороший метод является еще и зрелищным, он не гнушается сообщить о нем.
Описывая метод вправления вывиха тазобедренного сустава, который состоит в подвешивании пациента вниз головой на балке дома, и подчеркивая его естественность, он продолжает:
«И этот метод имеет нечто театральное для тех, кому нравится показывать свою изобретательность посредством таких зрелищ».
Врач с визитом к больномуПовседневная работа была более скромной. И все-таки, покуда врач находится в своей рабочей комнате, он извлекает пользу из внушительного обрамления, на фоне которого практикует. Совсем другое дело, когда он сам отправляется к лежачим больным. Входя в незнакомое жилище, он видит окружение больного: семью, соседей, друзей, которые ждут его прихода, кто с надеждой и тревогой, а кто с любопытством. Здесь, при первой встрече с больным, особенно важно проявить себя, внушить уважение и доверие.
Предписания о поведении в эти решающие минуты даны особенно подробно в поздних трактатах. Трактаты древнего периода уделяют этому внимание лишь косвенно и полностью посвящены тому, что было главным для врача при его появлении: прогнозу.
Правила, которым должен был следовать врач во время своих визитов, обнаруживают ту же этическую и эстетическую основу, которая определяла его деятельность в рабочей комнате. Его визит должен был готовиться заранее, вплоть до мельчайших деталей. В сопровождении одного или нескольких помощников и учеников он, как и современный врач, отправляется к больному с портативной сумкой с набором необходимых инструментов, чтобы быть готовым к любым ситуациям. Нет ничего более вредоносного для врача, чем быть застигнутым врасплох. Советы отчетливо, как в замедленной съемке, выделяют различные временные моменты визита. Момент, предшествующий входу:
«Перед тем как войти, — сказано в «Благопристойности», — знайте, что нужно делать; ибо в большинстве случаев требуется даже не умозаключение, а помогающее вмешательство».
Врач входит:
«Во время входа, — продолжает тот же автор, — помните о том, как сесть, как падает и располагается вокруг одежда, не забывайте о внушительной осанке, лаконичности речи, невозмутимости, внимании к больному, тщательности, ответах на возражения, владении собой при неожиданных беспорядках, способе внушения, когда поднимается суматоха, средствах, чтобы служить больному».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Гиппократ"
Книги похожие на "Гиппократ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жак Жуана - Гиппократ"
Отзывы читателей о книге "Гиппократ", комментарии и мнения людей о произведении.