Дмитрий Пигарев - На торпедных катерах
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На торпедных катерах"
Описание и краткое содержание "На торпедных катерах" читать бесплатно онлайн.
В основу подготовки флота к боевым действиям на море был положен принцип согласованного взаимодействия всех сил флота как в наступательном, так и в оборонительном боях.
Роль ударных сил отводилась подводным лодкам и авиации, а из надводных кораблей - легким силам, особенно торпедным катерам.
Флоты отрабатывали проведение операций на море как самостоятельно силами флота, так и совместно с сухопутными войсками и авиацией, при этом все задачи решались по единому плану и руководству в интересах достижения общих целей.
Накануне Великой Отечественной войны наш Военно-Морской Флот был развернут следующим образом.
На Севере главной базой флота являлся город Полярный. В его бухтах размещались основные силы флота-более 50 боевых кораблей различных классов: подводные лодки, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли и катера, торпедные катера. Надводные корабли и подводные лодки организационно сводились в несколько самостоятельных соединений, а морская авиация - в части. В Архангельске находилась беломорская военно-морская база. В состав сил Северного флота также входил Мурманский укрепленный район, имевший в своем составе несколько артиллерийских батарей. В ходе войны Северный флот прикрывал приморский фланг сухопутного фронта от десантов и ударов вражеских кораблей, защищал свои морские сообщения, непрерывными ударами по коммуникациям врага, его кораблям и базам нарушал транспортные перевозки противника и лишал его инициативы на море.
Краснознаменный Балтийский флот и подчиненные ему части береговой обороны должны были оборонять побережье Балтийского моря, не допускать захвата противником баз с моря и высадки десанта, а также проникновения кораблей противника в Финский и Рижский заливы.
Главной базой Краснознаменного Балтийского флота был Таллин. Здесь располагалась эскадра, в которую входили два линкора, лидеры и эсминцы, а также силы базы, состоявшие из сторожевых кораблей, тральщиков и сторожевых катеров.
На Усть-Двинск базировались соединения надводных кораблей: крейсер "Киров", эскадренные миноносцы, сторожевики.
Базы находились также в Либаве, Ханко, Палдиски. Главной тыловой базой являлся Кронштадт. Некоторые части сил флота, особенно подвергавшиеся достройке и реконструкции, дислоцировались в Ленинграде. Полки и соединения авиации базировались на аэродромах, расположенных на весьма значительном протяжении - от Либавы до Новой Ладоги.
С развертыванием военно-морских баз на территориях Эстонской и Латвийской социалистических республик флот из восточной части Финского залива вышел на просторы Балтийского моря.
В первый период войны оборона военно-морских баз и островов Краснознаменным Балтийским флотом сыграла важную роль в срыве немецко-фашистского наступления на ленинградском стратегическом направлении.
При обороне Таллина мощная морская артиллерия крейсера "Киров", эскадренных миноносцев и канонерских лодок нанесла врагу большой урон.
Под Ленинградом вели огонь с моря линейные корабли "Петропавловск" и "Октябрьская революция", крейсера, лидеры, эскадренные миноносцы и другие корабли. Лавина сокрушительного огня артиллерии кораблей и береговой обороны Краснознаменного Балтийского флота сеяла смерть в рядах захватчиков. Одни только комендоры линейного корабля "Октябрьская революция" разгромили несколько мотомеханизированных колонн и крупнокалиберных батарей противника и уничтожили много его живой силы и техники.
Активно содействовала нашим войскам морская авиация, успешно действовали в море подводные лодки и торпедные катера.
На Черноморский флот - главная база Севастополь - возлагалась оборона северного и восточного побережий Черного моря, защита своих морских сообщений и нарушение коммуникаций врага.
В состав флота входили эскадра, подводные лодки, силы других военно-морских баз, военно-воздушные силы. Наиболее важные участки побережья и отдельные объекты надежно прикрывались береговой артиллерией.
В устье Дуная для защиты южных границ Молдавской республики была развернута Дунайская военная флотилия. В ее составе было 5 мониторов, 22 бронекатера, 5 вооруженных глиссеров и несколько вспомогательных судов, а также шесть подвижных береговых батарей.
В начале войны, когда наши войска вели тяжелые оборонительные бои, линейные корабли, крейсера, эскадренные миноносцы и другие корабли артиллерийским огнем поддерживали действия пехотинцев.
B обороне Одессы кроме подвижной береговой артиллерии активно участвовали крейсер "Коминтерн", эскадренные миноносцы "Шаумян", "Незаможник", "Фрунзе", "Дзержинский", канонерские лодки "Красная Грузия", "Красная Армения" и другие корабли. За три с половиной месяца обороны Одессы только транспортный флот Черноморского бассейна сделал в направлениях Одесса-Севастополь-Одесса 911 пароходо-рейсов, не считая нескольких сотен рейсов боевых кораблей и катеров. За это время в Одессу было доставлено более 58 тысяч человек.
Главную базу - Севастополь - обороняли 31 корабль, в том числе линкор, 5 крейсеров, 2 лидера и 11 эскадренных миноносцев. Корабли флота провели в общей сложности 407 стрельб по вражеским целям.
Торпедные катера в это время включались в состав конвоев, охраняли наши транспорты на коммуникациях Одесса-Севастополь, активно участвовали наравне с другими кораблями в обороне Одессы, Севастополя, Керчи, выполняли другие боевые задачи.
Героическая оборона Одессы, Севастополя, Таллина, островов Моонзундского архипелага, Ханко, Ленинграда, Мурманска составляет ярчайшие страницы военной истории нашей Родины, является замечательным примером взаимодействия сухопутных войск и флота.
Под давлением превосходящих сил противника Советская Армия была вынуждена отступить в глубь страны. В связи с этим Балтийский флот потерял все базы, за исключением Кронштадта и Ленинграда. У Черноморского флота осталось несколько второстепенных баз в юго-восточной части Черного моря. На том и на другом флотах до предела сузилась возможность применения крупных надводных кораблей в боевых действиях в открытом море. Вся тяжесть борьбы легла на подводные лодки, морскую авиацию и малые надводные корабли, в том числе на торпедные катера. Роль этих сил еще больше возросла в период наступательных операций Советской Армии. Стремительный темп наступления армейских частей потребовал от флота значительно сократить сроки подготовки морских сил и боевых средств и проводить сами операции ускоренными темпами.
Эту задачу наиболее успешно могли решать только малые надводные корабли. Для больших кораблей очень серьезной помехой являлась минная опасность, на ликвидацию которой потребовалось бы длительное время.
До войны у морских тактиков существовало мнение, что торпедные катера могут применяться на море только против кораблей и транспортов и в основном в темное время суток. Условия войны заставили многое пересмотреть. Торпедные катера во взаимодействии с исребительной авиацией и другими классами кораблей предпринимали атаки в дневное время. После небольшого дооборудования они стали выполнять активные минные постановки, привлекались к десантным операциям как силы прикрытия или как средства высадки передовых отрядов, выполняли другие различные задания: спасали летчиков, упавших в море с поврежденных самолетов, несли дозор, вели борьбу с подводными лодками, высаживали разведывательные группы в тыл противника.
Таким образом, торпедные катера превратились в универсальные корабли, и, как показала практика, они со своими задачами успешно справились.
На морских сообщениях
Советские катерники встретились лицом к лицу с врагом в первые же дни войны.
Наступая, гитлеровские войска растянули свои сухопутные коммуникации. Железные и шоссейные дороги не справлялись с потоком грузов, кроме того, они постоянно находились под воздействием нашей авиации и партизан.
В этих условиях для фашистской Германии возросло значение морских перевозок. В оккупированные порты Советской Прибалтики потянулись конвои из транспортов, барж, шхун, шедших в охранении боевых кораблей.
Чтобы обеспечить движение кораблей и судов в наиболее опасном районе Ирбенском проливе, гитлеровское командование перебазировало часть своих легких сил в захваченные перед этим порты Либаву, Виндаву и Усть-Двинск. На северном побережье Курляндского полуострова были установлены береговые батареи.
Что касается Заполярья, то здесь, по признанию самих немцев, ведение войны полностью зависело от морских сообщений. Из-за отсутствия в Северной Финляндии и Северной Норвегии железных дорог единственным путем, по которому противник доставлял на этот отдаленный театр военных действий вооружение и продовольствие, был морской путь. Гитлеровцы вывозили из Петсамо к Киркенеса никелевую руду. Поэтому фашистское командование вынуждено было привлекать для перевозок большое количество транспортных судов. Ежемесячно между апортами Северной Финляндии и Северной Норвегии проходило в среднем 25 конвоев общей численностью до 150 транспортов и 300 боевых кораблей охранения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На торпедных катерах"
Книги похожие на "На торпедных катерах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Пигарев - На торпедных катерах"
Отзывы читателей о книге "На торпедных катерах", комментарии и мнения людей о произведении.