Дмитрий Пигарев - На торпедных катерах
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На торпедных катерах"
Описание и краткое содержание "На торпедных катерах" читать бесплатно онлайн.
В годы первой мировой войны наибольшего успеха в применении торпедных катеров добились итальянские катерники. Они потопили два линейных корабля и четыре транспорта. Несколько немецких кораблей потопили английские торпедные катера.
Действовали катера главным образом небольшими группами ночью против кораблей, стоявших в базах. Только несколько атак предпринималось по кораблям, совершавшим переход морем.
Военно-морской флот царской России не имел в своем составе торпедных катеров.
Офицеры русского флота не раз вносили предложения о постройке их, но царское адмиралтейство без достаточных оснований отвергало эти предложения. Не поддержало командование и частную инициативу отдельных офицеров Балтийского флота, переоборудовавших судовые катера под носители торпед и предлагавших использовать их против неприятельских кораблей.
Англичане применили свои торпедные катера против кораблей советского флота.
В ночь на 18 августа 1919 года группа катеров во взаимодействии с авиацией сделала попытку внезапно прорваться в гавань Кронштадт, где стояли советские линейные корабли и крейсера, составлявшие основное ядро флота, и торпедами потопить их. Все, казалось, было рассчитано на успех. Нападение совершилось ночью со стороны Петрограда, скрытность подхода обеспечивала авиация, глушившая рев моторов катеров и отвлекавшая внимание наблюдателей. Но английские интервенты просчитались. Они натолкнулись на высокую бдительность советских моряков, их хорошую боевую выучку.
Сигнальщики эскадренного миноносца "Гавриил", стоявшего в то время в дозоре, своевременно обнаружили вражеские катера. Последовали меткие залпы. Три торпедных катера были потоплены огнем миноносца, один взорвался при входе в гавань. Операция по уничтожению Советского Военно-Морского Флота не удалась империалистам.
Торпедные катера интервентов находились и в Каспийском море. При освобождении порта Энзели советская Каспийская флотилия захватила более десяти английских торпедных катеров.
* * *
Когда первая мировая война закончилась, перед морскими тактиками уже не стоял вопрос - строить торпедные катера или нет. Они проявили себя, как необходимый класс боевых кораблей, особенно для борьбы на стесненных морских театрах. Торпедные катера получили всеобщее признание, и теперь речь шла только лишь о том, как их улучшить, как повысить их боевые возможности.
Тактическая и конструкторская мысль работала в двух направлениях. Первое отражало стремление сохранить основные размеры катера возможно малыми и добиться улучшения его боевых качеств путем усовершенствования двигателей, оружия, обводов корпуса. Представители второго направления, наоборот, стремились повысить мореходность, дальность плавания катеров за счет увеличения их размеров. Развитие обоих направлений привело в конечном счете к созданию двух подклассов торпедных катеров - ближнего и дальнего действия.
В Советском Военно-Морском Флоте торпедные катера появились в конце 20-х годов. Проектирование их было поручено коллективу конструкторов Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Руководил работами инженер А. Н. Туполев, известный в наши дни как выдающийся конструктор реактивных воздушных лайнеров, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. В те годы Туполев работал над опытными глиссирующими катерами.
В 1927 году на Черном море производились испытания первого советского торпедного катера. Его творцы назвали свое детище ласковым именем "Первенец". Это был катер ближнего действия. Его пробовали в самых различных условиях погоды и состояния моря. Учтя положительные и отрицательные стороны "Первенца", конструкторы создали новый катер типа "Г-4" (глиссирующий четвертый), который и был принят на вооружение. Через несколько лет флот получил улучшенную модель - "Г-5". Этот катер по своим боевым возможностям стоял значительно выше своих предшественников. Мощный двигатель (до 1200 лошадиных сил) позволял развивать скорость до 50 узлов (свыше 90 километров). Главное вооружение - две торпеды. По сравнению с прежними эти торпеды имели в три раза больше взрывчатого вещества, значительно выше скорость и дальность хода.
Вместо торпед катера могли принимать на борт по нескольку мин. Тогда катер из торпедного превращался в маленький минный заградитель, тоже опасный для противника. Он мог скрытно и внезапно появляться у вражеских портов или на путях движения вражеских кораблей и производить постановку мин.
Увеличился калибр и повысилось качество артиллерийского вооружения. На катере устанавливались две-три спаренные установки крупнокалиберных пулеметов или такое же количество автоматических малокалиберных пушек.
Примерно в те же годы судостроители создали катер дальнего действия типа "Д-3". Он располагал таким же вооружением, как и "Г-5". По скорости хода "Д-3" уступал своему предшественнику, зато имел значительно большую мореходность и дальность действия, что соответствовало его боевому назначению.
В 1928 году на Черноморском и Балтийском флотах сформировались дивизионы торпедных катеров, а в начале 30-х годов на этих флотах и на Тихом океане были созданы бригады. Первыми бригадами торпедных катеров командовали: на Черноморском флоте - И. Л. Кравец, на Балтике -В. Ф. Чернышев, на Тихоокеанском флоте - Ф. С. Октябрьский. Начальником штаба Тихоокеанского соединения торпедных катеров был А. Г. Головко.
Начиная с 1929 года торпедные катера принимали непосредственное участие в маневрах и учениях флотов. В учебных боях и атаках командиры катеров и их экипажи показали хорошую боевую выучку, умение эффективно использовать свое грозное оружие.
В 1937 году бригаде торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота за высокие показатели в боевой подготовке была вручена Грамота Народного Комиссара Обороны.
А над миром уже сгущались черные тучи второй мировой войны. Германский фашизм, не встречая серьезного противодействия своим притязаниям на мировое господство, все больше наглел. Немецкие войска захватили Австрию, Чехословакию, Польшу и другие страны Европы.
Война приближалась к границам СССР.
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны вторглась в пределы Советского Союза. Началась самая жестокая из всех войн, когда-либо пережитых народами нашей страны.
Война на наших морских театрах приняла своеобразную форму. Без классических боев и сражений линейных сил, за которыми в прошлых войнах обычно следовали длительные паузы, но все же упорная, кровопролитная, не на жизнь, а на смерть, исключительно напряженная, непрерывная и ведущаяся в море, под водой, в воздухе и прибрежных районах всеми средствами, без пауз и отдыха, целеустремленная только на то, чтобы бить и последовательно уничтожать немецких захватчиков где бы они ни были - эта та же "истребительная война" перенесенная на море, - писал адмирал Флота СССР И. С. Исаков.
Рассчитывая на молниеносное наступление на суше, немецко-фашистское командование ставило перед своими военно-морскими силами ограниченную задачу блокировать Советский Военно-Морской Флот в его базах. К. началу войны Германия имела в Балтийском море 3 линейных корабля, 8 тяжелых и легких крейсеров, 27 эскадренных миноносцев, 83 подводные лодки и большое количество сторожевых кораблей, тральщиков и катеров. В одном только Финском заливе базировалось потом более 48 различных кораблей.
На Крайнем Севере в базах Норвегии и Финляндии - Тронхейм, Тромсе, Хаммерфест, Нарвик, Киркенес и Петсамо (Печенга) - гитлеровцы сосредоточили в общей сложности около 50 кораблей и вспомогательных судов. На Черном море германское командование планировало использование румынского королевского флота, состоявшего из 35 различных кораблей и боевых катеров.
Военно-Морской Флот Советского Союза в своем техническом и боевом развитии, в организации и подготовке личного состава сделал накануне войны крупный шаг вперед и был готов к защите морских рубежей Родины.
Флот быстро пополнялся. Только в 1940 году на верфях страны было заложено 100 боевых кораблей, главным образом эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, торпедных и сторожевых катеров. Кроме того, находилось в постройке еще 169 кораблей всех классов, часть которых была закончена в первой половине 1941 года и приняла участие в войне.
В основу подготовки флота к боевым действиям на море был положен принцип согласованного взаимодействия всех сил флота как в наступательном, так и в оборонительном боях.
Роль ударных сил отводилась подводным лодкам и авиации, а из надводных кораблей - легким силам, особенно торпедным катерам.
Флоты отрабатывали проведение операций на море как самостоятельно силами флота, так и совместно с сухопутными войсками и авиацией, при этом все задачи решались по единому плану и руководству в интересах достижения общих целей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На торпедных катерах"
Книги похожие на "На торпедных катерах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Пигарев - На торпедных катерах"
Отзывы читателей о книге "На торпедных катерах", комментарии и мнения людей о произведении.