Галина Калинина - Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире"
Описание и краткое содержание "Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире" читать бесплатно онлайн.
…
Для нас очень важно усвоить одну истину, вытекающую из грехопадения и сатаны, и наших прародителей. Главное для гордыни и зависти — это не быть, а казаться, не трудиться, а присвоить плоды труда, в том числе славу, почет и уважение. Испокон веков одержимые этими страстями люди боролись именно за эти плоды, которые в их глазах обладали гораздо большей ценностью, чем сами таланты. Но лишь XX век возвел эти пороки в добродетели. Имидж, то есть искусство казаться тем, кем не являешься, стал краеугольным камнем культуры, политики, экономики. Так в нашем сознании произошла подмена обладания талантами и добродетелями способностью выдавать себя за их обладателя. То же произошло и с творчеством. Ныне произведением искусства называется любой предмет, который сумел выделится из общей массы любым свойством. Это же относится и к творцам подобных артефактов.
В-третьих, художник, попавший как корабль без руля в злую стремнину страстей, будет рано или поздно изувечен и обессилен этими страстями. Его творческая энергия истощится, и он выродится или в плагиатора или в «носителя идей», а благодатные дары свободного таланта отнимутся от него. Сам диавол, будучи такой же тварью, как и мы, не только не имеет в себе источника жизни и вдохновения, но лишен возможности вернуть себе его. Ведь Христос, оставив нам Святые Дэры Причастия к Божественному бытию, не призвал к этой трапезе падших аггелов, так как те по своей воле безвозвратно отпали от Бога и не имеют в себе возможности к покаянию.
Итак, опираясь на Священное Писание и богословие, мы можем однозначно утверждать, что сатана не творит ничего нового, он лишь вносит в творческие способности человека свои плевелы — страсти. И насколько духовно чист человек-художник будет чисто или нечисто его художество.
Во все времена люди искусства являлись проводниками и выразителями неких идей и душевного состояния того общества и той культуры, в которых они обитали. Перед поэтами, художниками, музыкантами, как и перед всеми нами, всегда стоял выбор: позволить ли течь через себя темной, страстной, приносящей мгновенную славу и богатство силе; или выбрать узкую, полную терний и трудов тропу собственного самоусовершенствования, выйти на проповедь не того, что льстит похоти и самомнению толпы, а того, что может помочь этой толпе обрести лица и лики, осознать себя как людей и призвать этих людей к вратам Царствия Божия. Таковы талант Иродиады, пляской своей принесшей гибель св. пророку Иоанну Крестителю, и талант евангелиста Луки, по преданию, написавшего дивный лик Богородицы — Владимирскую икону Божией Матери. Таковы талант В. Набокова, ради денег и славы создавшего «Лолиту», соблазняющую и оскверняющую души сотен тысяч людей, и талант старца Паисия Святогорца, чьи мудрые, полные любви слова и после его смерти извлекают людей из пучины отчаяния, грехов, страстей. Тысячи подобных примеров вокруг нас, и поэтому бессмыслен спор об искусстве, как бессмысленно спорить — демонское изобретение псалтырь или Божественное. Под ее музыку веселились в блудилищах, и из нее пророк царь Давид извлек Божественные глаголы, превратив слова и музыку в непрестанную молитву.
Искусство таково, каким его делает человек — автор, творец, создатель. Исходя из очищенного сердца, оно несет чистую радость; рожденное помраченными чувствами, оно сквернит и затемняет мир. По плодам познается древо.
Другое дело, что перед христианством и его носителем и хранителем Церковью и культурой стоят разные задачи. Церковь и культура относятся к разным планам человеческого бытия. «Церковь хоть и пребывает в мире, но миру не принадлежит, культура же принадлежит миру и истории, вместе с которыми она и погибнет: «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3; 10). Хотя, как сказано, «пшеницу уберут в житницы»[93] . Именно поэтому верующие люди не склонны придавать столь уж большое значение художественным талантам и способностям человека. «Нетленным сокровищем», собираемым на Небесах, были и остаются для нас великие добродетели, привлекающие в душу Духа Святого и ведущие нас в жизнь вечную.
Глава 9. Новоявленные пристрастия и грехи
Существует огромная категория грехов и греховных стремлений, которые либо возникли в наше время, либо в наше время получили очень широкое распространение. Об этих грехах особенно тяжело говорить, поскольку св. отцы, подвижники и аскеты, чьими наблюдениями, знаниями и опытом мы пользуемся, рассматривая внутренний мир человека, не имели опыта в подобных грехах, не сталкивались именно с этими проявлениями действующих в нас страстей.
Наркомания, или страсть эскапизма
Именно наркоманию можно, наверное, считать истинным бичом нашего времени. Понятное дело, наркотики существовали испокон веков. Еще в древности во время языческих культовых обрядов использовались наркотические вещества, которые, как считали жрецы, помогают увидеть богов и вступить с ними в общение.
Несмотря на это, в писаниях святых отцов вряд ли найдется упоминание о наркомании как о грехе или пристрастии, ибо именно так будем мы именовать в дальнейшем это явление. Объяснение этому факту напрашивается само. Ведь даже в начале XX века, когда упоминание о наркотиках встречается достаточно часто (опиум и морфий, реже — кокаин), зависимость как таковая является скорее исключением, нежели правилом. Во-первых, в начале XX века наркотические вещества могут быть достоянием высших классов, а соответственно не столь большого количества людей. Во-вторых, употребляют наркотики, как изысканные дорогие напитки, то бишь нечасто и в небольших количествах. И совсем уж немногие «подсаживаются».
К середине XX века, а уж тем более к концу ситуация радикально меняется. Звучат ошеломляющие цифры, говорящие о том, что чуть не половина земного шара «сидит на игле». При этом особенно удручает тот факт, что цифры эти растут от поколения к поколению. Если среди бабушек и дедушек процент людей, пробовавших наркотики, совсем невелик, то среди внуков, нынешних подростков, едва ли 10% тинэйд-жеров прошли мимо «косячка» (это в лучшем случае), а то и шприца.
Конечно, огромные цифры до некоторой степени можно объяснить модой, с одной стороны, и доступностью наркотиков — с другой. Значительно сложнее обстоит дело с дальнейшим вовлечением человека в наркотическую зависимость. Ведь в конце концов для того, чтобы с гордостью сказать: «Я пробовал анашу», вполне достаточно единожды затянуться. Кстати, эффект анаши особенно интересен, поскольку, как известно, с первого раза она не действует, а следовательно, потребности попробовать еще раз возникнуть не может. Тем не менее, популярность травки и скорость вовлечения в курение новых людей очень велика. То есть человек, начавший «курить», терпеливо ждет некоторое время, пока, наконец, наркотик начинает действовать.
С более сильными наркотиками все происходит быстрее, и в момент первой же пробы человек переживает «состояние измененного сознания».
Физическая зависимость, о которой так любят говорить врачи и в еще большей степени сами наркоманы, конечно, очень велика, но вполне преодолима. Давным-давно придуманы уже методы борьбы с ней. И опять же наркоманам часто удается «соскочить» с наркотиков на месяц, а то и на полгода даже без посторонней помощи. А в то же время доказано, что через две недели потребности в наркотическом веществе организм уже не испытывает.
Из всего вышесказанного можно вывести, впрочем, давно уже осознанное заключение: привязанность к наркотикам имеет в большей степени не физический, а психологический характер.
Почему наркотики получили такое распространение именно в XX веке? На это есть несколько причин. Во многом пристрастие к наркотикам объясняют фрустрацией (т.е. ослаблением, сведением на нет) ощущения осмысленности бытия. Экзистенциальный вакуум, или, проще говоря, отсутствие смысла жизни, признается многими психологами одной из самых важных проблем нашего века. Несомненно, ослабление веры является основной причиной потери человеком ощущения осмысленности жизни. За отсутствием высшей цели человек ставит во главу угла принцип удовольствия: «Я живу для того, чтобы получать удовольствие». Но для современного человека, прямо скажем, интеллектуально развращенного по сравнению с каким-нибудь крестьянином века XIX, недостаточно есть вволю или блудить напропалую. Удовольствия должны быть более изощренными, то есть человек стремится истончить удовольствие, сделать его таким, чтобы оно максимально действовало на душу через эмоционально-чувственные переживания. Изощренность — это стремление человека перенести удовольствие в мир душевный из мира грубо плотского, материального. Отсюда же происходит увлечение восточными религиями и оккультизмом. Оно и понятно: ведь для мало-мальски душевно развитого человека очень трудно сделать смыслом жизни еду или секс.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире"
Книги похожие на "Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Галина Калинина - Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире"
Отзывы читателей о книге "Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире", комментарии и мнения людей о произведении.