» » » » Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени


Авторские права

Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Астрель, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Рейтинг:
Название:
Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Издательство:
Астрель
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Описание и краткое содержание "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена той стране, которую на Западе в XV–XVII веках называли по имени ее столицы Московией. Именно она стала тем ядром, из которого сформировалось наше государство: и Российская империя XVIII — начала XX в., и СССР, и современная Россия. Сотни томов специальных исследований посвящены проблемам московского периода, а любой курс русской истории — курс истории Московии. Однако современных пособий, в которых речь шла бы исключительно об истории Московской Руси, очень мало. Книга Л. А. Беляева — одна из попыток восполнить образовавшийся пробел. Она написана традиционно, как «рассказ о событиях истории». Но за внешней беспристрастностью этого рассказа скрыто глубоко личное отношение автора к Московии, над археологическим и культурологическим исследованием которой он работает в течение всей жизни.






Но собственное поведение Лжедмитрия было неверным и совсем не походило на традиционный образ жизни московского царя. Тысячи глаз видели, что Лжедмитрий носит иноземное платье, подчеркнуто пренебрегает местной знатью и национальными обычаями (не позволяет кропить себя святой водой; не ходит в баню; не спит после обеда; посещает город, лавки ювелиров и аптекарей без свиты; ест телятину в пост и многое другое). Москвичи еще не знали, что в Польше их царь принял католичество, но постепенно заподозрили, что он «не совсем православный»: на это указывали попытки разрешить в Москве строительство костела и открыть иезуитский «коллегиум» для обучения детей.

Кичлив и распутен самозванец был до крайности, даже в сравнении с Грозным, — среди его жертв оказалась чистая и милая девушка Ксения Годунова, дочь царя Бориса. Эта выходка вызвала сильное раздражение в народе и привлекла много сердец к страдалице. От Лжедмитрия отвернулась даже Мария Нагая — после того, как он задумал вырыть из могилы в Угличе труп похороненного там ребенка и в очередной раз доказать, что ему удалось спастись.

Особую критику вызывало расточительство Лжедмитрия, несвойственное правителям Руси: он без конца заказывал драгоценности у лучших ювелиров Европы, дарил неслыханные суммы своим покровителям-полякам, заказывал бесчисленные наряды, строил новый дворец, а при отсутствии денег раздавал направо и налево векселя. В конце концов Казенный приказ поставил его расходы под контроль и ограничил выплаты по царским распискам!

Думу раздражали и безуспешные попытки Лжедмитрия вмешаться в европейскую политику, и фантастически дорогостоящие военные проекты. Так, он думал начать войну с протестантской Швецией и стал готовить поход на Азов, принадлежавший Турецкой империи (хотя в союз с ним не вступила ни одна европейская держава). Для этого в Ельце была создана военная база. Наконец, царь собрался втянуть Россию в борьбу за корону Речи Посполитой, которую ему тайно предложили польские шляхтичи-заговорщики. Сигизмунду III об этом сообщили московские бояре, сразу заговорив о желании свергнуть самозванца и возвести на престол сына короля, Владислава. В итоге Лжедмитрий утратил поддержку короля.

Старое московское боярство вообще относилось к царю с недоверием и контролировало все сколько-нибудь ответственные его шаги. Теперь оно убедилось не только в низком происхождении самозванца, но и в непригодности на роль «природного царя». Положение Лжедмитрия стало крайне ненадежным, в Московии и за рубежом открыто говорили о самозванстве царя, умножились слухи о заговорах, состоялся ряд покушений на его жизнь, «шатость» появилась даже среди стрельцов охраны.

В такой обстановке самозванцу нужна была поддержка, и он решил заключить брак с Мариной Мнишек. Это было одним из условий договора с польским королем и позволяло под благовидным предлогом ввести в Москву наемную армию. Несмотря на противодействие Боярской думы, царь добился своего: 2 мая 1606 г. невеста прибыла в Москву в сопровождении огромного эскорта пехоты и конницы, привезя в обозе довольно много оружия.

Это событие еще больше осложнило отношения с подданными: по происхождению невеста явно не была ровней московскому царю, архиепископ Казанский Гермоген открыто называл ее еретичкой, язычницей и «польской девкой» (его пришлось даже сослать в монастырь). Едва терпевшее царя-«еретика» духовенство заволновалось еще и потому, что он начал занимать у богатых монастырей деньги: было ясно, что назад их будет получить нелегко. Настоящим насилием над русскими обычаями стала свадьба: Марина впервые в истории Руси была венчана на царство вместе с мужем в Успенском соборе; обряд ее обращения в православие и совершение таинства брака патриарх совершил за закрытыми дверями. Устроенные вслед за тем танцы и маскарад выглядели в глазах москвичей ничем иным, как бесовскими играми. Огромная военная свита Мнишков вела себя в Москве, как в завоеванном городе.

Народ еще верил «доброму царю», видя его именно в Лжедмитрии, но бояре во главе с Шуйскими и Голицыными воспользовались напряжением в столице. В ночь на 17 мая они впустили в Кремль новгородских дворян, недавно прибывших в Москву, и на рассвете подняли город набатным звоном, направив гнев толпы на поляков. Те не смогли прийти на подмогу Лжедмитрию, заговорщики захватили дворец и убили пытавшегося скрыться самозванца, одновременно перебив в городе множество иноземцев. Над трупом глумились несколько дней, публично подтвердив, что убитый был Гришкой Отрепьевым. Позже во дворце нашли секретные договора с папой римским и польским королем — они окончательно оправдали в глазах народа убийство царя и доказали его «неподлинность».

Василий Шуйский

Московский престол вновь освободился. У бояр был уже опыт избрания царя, и они после недолгих, но горячих споров выбрали Василия Ивановича Шуйского (1606–1610) — врага и Годуновых, и Лжедмитрия, того самого, кто вел пятнадцать лет назад следствие о гибели царевича Дмитрия, а потом вынужден был признать его в самозванце. С него взяли обещание («крестоцеловальную запись») быть истинно «боярским царем»: править «по старине», не казнить без суда, по одной опале (гневу), не забирать имущество осужденных. За Василия Шуйского стояло дворянство центральных и северо-западных областей (Смоленской и Новгородской земли), он выделялся знатностью рода, но, избранный на царство второпях, без созыва Земского собора (даже акт помазания был совершен наспех), тоже не мог полностью убедить народ в своей «подлинности». Тем более что этот уже пожилой человек не отличался выдающимися способностями, а был известен своей скаредностью, хитростью и лживостью. Наконец, он вступил на престол в разгар гражданской войны и не успевал избавиться от одного противника, как ему приходилось иметь дело с новым.

Чтобы уничтожить возможность умножения самозванцев, Шуйский выкопал в Угличе останки царевича Дмитрия, торжественно перенес их в Москву и поместил в Архангельском соборе. Сразу же вслед за этим у гробницы были отмечены чудесные исцеления, царская канцелярия составила описание чудес Дмитрия Углицкого, и в Кремль началось настоящее паломничество. Все же самоубийцу (пусть и невольного) канонизировать не следовало, и Шуйскому пришлось пересмотреть версию о «нечаянной» смерти царевича, которую он сам когда-то поддержал. Дмитрия Углицкого объявили злодейски зарезанным, мучеником. Другим актом агитации против мертвого Лжедмитрия стало почетное перезахоронение его врагов, Годуновых. Их тела перенесли в Троице-Сергиев, причем в процессии шло множество бояр и Ксения Годунова в черном монашеском платье. Все же слишком частые смены Шуйским своих взглядов не прошли незамеченными, подорвав доверие к нему.

Несмотря на «странности» Лжедмитрия, москвичи вспоминали его добром — он пользовался популярностью как законный наследник, «добрый царь», сменивший, наконец, на троне узурпатора, и умел привлечь к себе сердца свободой и живостью обращения.

Тем более в него продолжали верить жители провинции: ведь они не видели, подобно москвичам, его труп. Так что страна отказалась принять смерть «прирожденного царя»: «черниговы, и путимцы, и кромичи, и комарицы, и вси рязанские городы» заявляли, что «царь Дмитрий Иванович» жив. Юг продолжал верить в «истинного» Дмитрия и не хотел присягать Шуйскому. Особенно ждали новых кандидатов в «добрые цари» казаки, всегда готовые встать под их знамена.

В «воскрешении» Дмитрия были заинтересованы и Мнишки. Марина, находясь под арестом в Ярославле, продолжала считать себя законной царицей Московии. В Самборе открыто говорили, что царь Дмитрий в очередной раз избежал смерти и находится под защитой родичей жены, ожидая возможности занять престол. В Самбор сошлись дворяне и казаки, служившие Лжедмитрию I в Москве: они готовы были подтвердить слух о его спасении. В Россию пошли грамоты с призывами не признавать власти Шуйского, как незаконно захватившего престол. Через границу шел активный обмен посольствами между Россией и Польшей, в обе стороны скакали эмиссары Мнишков и слуги Лжедмитрия I. Официальная Речь Посполитая отмежевалась от своего погибшего ставленника, а вступить в Россию без больших сил было слишком опасным. Поэтому приход нового самозванца отсрочился на несколько месяцев.

Но развития гражданской войны это не остановило — напротив, сразу за вступлением на престол Василия Шуйского последовала ее новая вспышка, в которой особенно ясно проявились движущие силы недовольства. Продолжался мятеж казаков, выдвинувших еще при Лжедмитрии своего самозванца, «царевича Петра» (якобы сына царя Федора и Ирины Годуновой) — их отряды шли от Каспия вверх по Волге. В начале лета 1606 г., после годичного перерыва, гражданская война вспыхнула с новой силой: дворяне южных уездов начали вооруженную борьбу с правительством Шуйского.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Книги похожие на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Беляев

Леонид Беляев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Отзывы читателей о книге "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.