» » » » Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени


Авторские права

Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Астрель, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Рейтинг:
Название:
Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
Издательство:
Астрель
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Описание и краткое содержание "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать бесплатно онлайн.



Эта книга посвящена той стране, которую на Западе в XV–XVII веках называли по имени ее столицы Московией. Именно она стала тем ядром, из которого сформировалось наше государство: и Российская империя XVIII — начала XX в., и СССР, и современная Россия. Сотни томов специальных исследований посвящены проблемам московского периода, а любой курс русской истории — курс истории Московии. Однако современных пособий, в которых речь шла бы исключительно об истории Московской Руси, очень мало. Книга Л. А. Беляева — одна из попыток восполнить образовавшийся пробел. Она написана традиционно, как «рассказ о событиях истории». Но за внешней беспристрастностью этого рассказа скрыто глубоко личное отношение автора к Московии, над археологическим и культурологическим исследованием которой он работает в течение всей жизни.






Введение

Мы будем говорить об истории Северо-Восточной Руси, которую иначе называют Московской Русью. Сегодня это название звучит как тавтология: ведь мы привыкли, что столица России — город Москва. Однако исторически оно оправдано: до того, как возникло Московское государство, существовала уже домонгольская, так называемая Древняя или Киевская Русь. А в послемонгольский период претендентом на наследие Руси, выступала Литва, и, по крайней мере, до XVI в. существовала «немосковская», Литовская Русь. С самого зарождения Руси и до конца XV в. можно говорить также о Руси Новгородской. Только с XVI в. (особенно с его второй половины) названия «Русь», «Россия», «Российское царство» начинают употреблять, понимая под этим царство Московское. Наконец, с правлением Петра Великого начался период «Петербургской Руси», или Российской империи. На фоне этой разноголосицы имен употребление средневековых названий нашей страны: Московия, Московская Русь или просто Москва, и сегодня полно смысла.

Московская Русь зародилась в недрах Древней Руси, первого государства восточных славян (см. книгу В. Я. Петрухина «Древняя Русь» в этой же серии). Славяне, пришедшие в междуречье Волги и Оки из пределов Киевской и Новгородской земли, создали здесь новое мощное государство — Владимиро-Суздальское княжество, которое с середины XII в. резко выделилось из среды других древнерусских княжений своей силой и самостоятельностью. Центр развития Руси в конце XII — начале XIII в. стал постепенно смещаться к северо-востоку. Владимирские князья все меньше интересовались правом на киевский престол, видя в своем стольном городе реальную столицу Руси.

Однако возникшее Великое Владимирское княжение в конце 1330-х гг. было сокрушено ударом монголо-татар, и Северо-Восточная Русь, в отличие от западных областей, вошла в состав их новой степной державы. С этого момента и начинается история средневековой Руси — история освобождения от ига захватчиков, создания независимого, а затем и многонационального царства. Его и называют Московской Русью, поскольку весь ход развития страны оказался связан с расцветом небольшого удельного княжения, стольным городом которого стала Москва.

Сперва совсем маленькое, Московское княжество за 400 лет сумело освободиться от ига захватчиков, «вернуть» все земли, входившие когда-то в Древнюю Русь, начать освоение евразийских степей, тайги и тундры. В Московской Руси сформировался язык, национальный характер и культура русского народа, были заложены основы экономики, очерчены ее границы.

В книге рассказывается, как именно это происходило.

ЧАСТЬ I

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОЙ РУСИ

МОСКВА И ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Об имени Москвы

Будущий центр России, город Москва, возник в междуречье Оки и Волги в XI или XII в. (археология пока не дает точной даты). Свое имя он получил от Москвы-реки, на которой стоит. А кто так назвал реку, языковеды еще не решили. В глубокой древности (I тысячелетие до н. э. — середина I тысячелетия н. э.) здесь осели финно-угорские племена (их центром была крепость Дьяково, городище недалеко от нынешнего Коломенского). На берегах реки селились и древние балты, предки литовцев и латышей — следы их наречия сохранялись под Москвой до XIX в. Поэтому название реки расшифровывали по-разному, исходя из разных языков — и как быстрая, и как темная, и как медвежья. Вероятно, оно восходит к балтскому или славянскому понятию «влага», «вода».

Первые славянские поселения на Москве-реке

В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь суда волоком тащили по суше или низкой воде, отсюда можно было отправиться и на юг, и на восток, и на север. Примерно посредине этого речного треугольника текла небольшая Москва-река, соединявшая Волгу с Окой.

В конце X — начале XI в. на ее берегах появились первые поселки славян с окружавшими их полями и курганами (могильными холмами). Славяне шли сюда с уже освоенного плодородного юга и богатого севера, от Киева, Смоленска и Новгорода. Их влекли леса, богатые пушниной, и малоосвоенные земли, но главное — отсюда можно было властвовать над путями, связывавшими Восток и Запад. К началу XIII в. вдоль всей Москвы-реки и впадавших в нее рек появились сотни деревень славян из племенных союзов вятичей и кривичей (только в черте Москвы осталось до 900 курганных могильников). Эти земли входили во Владимиро-Суздальское княжество, лежавшее на северо-востоке Древней Руси.

«Основание Москвы» и ее первая крепость. Князь Юрий Долгорукий

Мы не знаем точной даты появления многих древних городов, поэтому договорились считать днем их рождения первое упоминание в летописи. Москва впервые названа по имени под датой 1147 г.: «Приди ко мне, брате, в Москов» — такими словами суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий, вернувшись из похода на Великий Новгород, пригласил к себе союзника, князя Святослава Ольговича. Вскоре Юрий Долгорукий приказал построить город-крепость: «повеле соделати град мал, древян и нарече его Москва-град». Она встала там, где сходились границы земель Рязани, Смоленска, Чернигова и Новгорода. Ее трудно было миновать: через нее шли древние сухопутные дороги из Новгорода в Рязань, из Смоленска во Владимир. Поэтому Москва часто упоминается в рассказах о походах княжеских дружин. Москва-река служила важной торговой дорогой между северо-западом и юго-востоком Руси. Поэтому город быстро рос, богатея вместе с Суздальской землей, вплоть до конца первой трети страшного для всей Руси XIII века.

МОСКВА В СОСТАВЕ ОРДЫ

Катастрофа 1230-х гг

В конце 1230-х годов на Русь напали орды Бату-хана (Батыя). В большинстве это были народы Средней Азии и южных степей, говорившие на тюркских языках, но вела их кочевая монгольская знать, пришедшая из Сибири. Историки называют захватчиков монголо-татарами, а их господство — монголо-татарским игом (татары — имя одного из монгольских племен, которым в конце концов стали называть всех ордынцев, то есть прежде всего — тюрок). Ни монгольские, ни тюркские племена еще не имели опыта построения больших государств, поэтому в составе их войск были китайские чиновники, ответственные за налаживание управления покоренными землями, и китайские военные инженеры.

Постоянно ссорившиеся друг с другом русские князья не смогли собрать достаточно сил, чтобы победить захватчиков в открытом поле. А стены их лучших крепостей, построенные из земли и дерева, плохо защищали от боевых машин. Зимой 1237–1238 гг. пали города Рязанской и Владимирской земель; в 1239–1240 гг. погибли Чернигов и Киев.

Одновременно с запада пришла новая беда: завоевавшие Прибалтику рыцари-крестоносцы достигли границ Новгорода и Пскова. Русь была на краю гибели. Нужно было сохранить хотя бы остатки независимости. Это удалось сделать дальновидному князю Александру Ярославичу Невскому (1220–1263). Он видел, что бороться сразу с двумя противниками невозможно.

Татары были все-таки дальше от оставшейся непокоренной Северной Руси, чем крестоносцы. Правда, они требовали подчинения и выплаты дани (для этого нужно было «дать число» — позволить сосчитать ее плательщиков). Но они не посягали на православную веру и не отнимали у князей их власть. Поэтому татары были менее опасны, и князь Александр убедил новгородцев вынужденно подчиниться им. Это помогло дать отпор натиску рыцарей, защитить западные рубежи Новгорода и вернуть уже потерянный было Псков.

Но Древняя Русь как единая страна больше не существовала. Южные и западные княжества (Киевское, Полоцкое, Смоленское и другие), спасаясь от татар, вошли в состав Великого княжества Литовского, а восточные — в созданную Бату-ханом степную державу, позже названную Золотой Ордой. Ее столицы, Сарай-Берке и Сарай-Бату, как по волшебству выросли на Волге близ Каспийского моря.

Русь в составе Орды

После нашествия многое в древнерусской культуре было утрачено навсегда. Но внутреннее единство народа, язык, обычаи, традиционный уклад хозяйства Северо-Восточной Руси уцелели. Ордынцы были кочевниками-скотоводами, они не собирались лишать русских земледельцев их земли, тем более — навязывать свой образ жизни. Им нужно было подчинить народ и наладить сбор дани. Ордынцы по опыту знали, что это лучше доверить местной знати, но жестко ее контролировать. Они сохранили власть русских князей и православную христианскую религию, а Церковь, на которую стремились опереться, даже освободили от дани. Более того, многие удобные ей черты в устройстве русских земель ордынская власть стремилась поддержать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Книги похожие на "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Беляев

Леонид Беляев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Беляев - Московская Русь: от Средневековья к Новому времени"

Отзывы читателей о книге "Московская Русь: от Средневековья к Новому времени", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.