Алексей Чертков - Очерки современной бурсы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки современной бурсы"
Описание и краткое содержание "Очерки современной бурсы" читать бесплатно онлайн.
Прошло более ста лет с тех пор, когда были опубликованы «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. Но и в наше время все еще есть духовные учебные заведения, о которых писал Помяловский.
Что происходит за высокими заборами и толстыми стенами современной бурсы? На этот и ряд других вопросов отвечает предлагаемая читателям книга.
Ее автор, Алексей Борисович Чертков, был верующим, окончил Московскую духовную семинарию и академию, получил степень кандидата богословия, служил в церкви. А. Б. Чертков рассказывает о том, что видел и пережил сам во время учебы в духовных заведениях и службы в церкви.
Беседа с Дон-Кихотом побудила Андрея сильнее задуматься над вопросом: какие разумные доводы в свою защиту может выставить богословие?
ДИСПУТ
Ответ Андрей стал искать в тех богословских науках, которые они изучали. Среди других предметов был у них курс «основного богословия». Его преподавал один из ведущих богословов, доцент, священник Василий Преображенский. Окончив перед революцией духовную академию, отец Василий не стал священником и долгое время работал учителем. Лишь после Великой Отечественной войны он вернулся к церковной деятельности, принял сан священника и стал сперва преподавателем, а затем и доцентом духовной академии и семинарии.
Его предмет знакомил воспитанников духовной школы с основными богословскими понятиями. Составной частью основного богословия была «христианская апологетика», то есть обоснование истинности христианской религии с позиции разума и науки, а также доказательство преимущества христианства перед другими религиями.
Преподавал свой предмет отец Василий не в пример своим коллегам живо, увлекательно, по крайней мере настолько, насколько позволяла богословская тематика.
Если профессор догматического богословия протоиерей Серафим Савицкий читал материал нудным, старческим голосом, уткнувшись в текст, если доцент церковной истории Иван Николаевич Мурашов даже не давал себе труда объяснить задаваемый урок, а просто отсылал к соответствующей главе учебника, если остальные профессора и преподаватели пересказывали богословские учебники конца прошлого века, то отец Василий излагал семинаристам материал по памяти, никуда не заглядывая, не боясь кое-где вставить шутку. Поэтому он нравился семинаристам. Андрею на первых порах казалось, что сообщаемые отцом Василием истины неоспоримы, и он, как губка, впитывал положения основного богословия, не задумываясь над ними.
Но после разговора с Дон-Кихотом Андрей стал размышлять над материалом. Изучая этот предмет, юноша старался отобрать то, с чем он безусловно соглашался, что считал неоспоримой истиной. К своему удивлению и сожалению, он замечал, что таких положений немного и касаются они главным образом второстепенных вопросов. По основополагающим же проблемам религии давалась неубедительная аргументация, да и она преподносилась в завуалированной туманными фразами форме. За красивыми словами чувствовались теоретическое бессилие и безоговорочная защита христианства, рассчитанные на человека, который уже верит. Доказывалось не столько существование бога, сколько то, чей бог истинный — мусульманский, буддийский или христианский. Не доказывалась возможность чудес с точки зрения науки, а устанавливались отличия чудес истинных от ложных.
«Я-то верю, — думал Андрей, перелистывая свою тетрадь с записями уроков отца Василия. — Ну, а неверующего смогли бы убедить его доводы? Смогу ли я, сделавшись священником, подобными аргументами обратить какого-нибудь закоренелого безбожника к вере?»
Своими мыслями юноша поделился с Гатукевичем.
— Лева, я имею «нечто рещи тебе».
— Рцы! — ответил Гатукевич.
— Давай устроим богословский диспут!
— Это еще к чему? — удивился священник.
— Мы изучаем основное богословие. Но что от этого толку. Мне сдается, что доводы, которые выдвигает отец Василий, не требуют доказательств лишь для тех, кто верит. А смогут ли они убедить неверующего в правоте религии?
— Трудно сказать, — ответил, поразмыслив, отец Лев. — Неверующего ничем не убедишь. Он упрям как осел.
— Предположим, что так, — с жаром воскликнул Андрей. — Но тогда для чего мы все это учим? Верующих старушек не надо убеждать, они и так верят.
— Мы учим для себя, чтобы укрепиться в вере! — твердо произнес Гатукевич.
— Ты меня знаешь, Лева, я верующий. До поступления сюда я надеялся, что в святилище богословской науки есть факты, доказывающие правоту религии. Но теперь, когда я знакомлюсь с этими фактами, у меня создается впечатление, что слишком уж они наивные…
— Что же ты предлагаешь?
— Я уже сказал: диспут. Один из нас будет выступать, изображая неверующего, другой, основываясь на лекциях отца Василия, опровергать атеиста. Посмотрим, что из этого получится.
— Вообще-то сие интересно… Давай. Пойдем в свободную аудиторию и сразимся.
— Пошли. Поскольку ты у нас ученый муж, философ, изобрази заядлого скептика и выкладывай все, что знаешь против религии, я же буду защищать ее. Погоди, я сбегаю за тетрадкой, в которой записаны уроки отца Василия.
Через несколько минут Андрей вернулся.
— Итак, начнем. Я атеист! Не верю ни в какого бога — прости меня, господи, за невольный грех! Требую: докажи мне, что он есть, и я уверую! — нарочито важно произнес Гатукевич.
Андрей быстро перелистал странички тетради. Наконец нашел нужное место и стал читать:
— Атеисты любят повторять, что бытие божие нельзя доказать и не существует достаточных для него оснований. Большой беды от этого вздора быть не может. Если бы слепые от рождения вздумали уверять, что звезд на небе и самого неба нет и что доказать существования их нельзя, то от этого не изменилось бы ничего. Небо существует для зрячих. Точно так же и в духовной области: для зрячих, то есть верующих, есть бог и есть совершенно достаточные доказательства его бытия. Мы, верующие, можем и должны твердо заявить, что существуют основания для веры нашей в бога, более того, о бытии бога мы знаем. Мы знаем, что бог есть, а не только веруем в него.
— Погоди! Как атеист, я должен тебя прервать и заявить: не согласен! Порочность ваших утверждений, молодой человек, состоит в том, что вы заявляете, будто у вас есть доказательства бытия божия, и в то же время говорите, что они существуют только для вас. А для нас? Почему мы не можем их понять? Где же логика?! Вам они не нужны, раз вы и так верите. Они нужны нам!
— Отвечаю. Доказательства бытия божия нужны и полезны как для верующих, так и для неверующих, но способных к вере и ищущих ее. При искреннем искании бога доказательства усиливают веру, оживляют религиозное чувство, располагают к вере…
— Снова нелепость: чтобы стать верующим, я должен уже быть верующим! А если я не верю? Чем вы докажете мне, что бог есть? Чем вы сами себе это доказываете?
— О существовании бога мы узнаем тем же самым эмпирическим путем чувственного восприятия, как и о существовании всего другого. О существовании предметов окружающего нас внешнего мира мы узнаем посредством своих органов чувств, собственное наше бытие для нас удостоверяется внутренним чувством, самосознанием или рефлексией, а божество и его действия на нас мы воспринимаем религиозным чувством, которое служит органом сверхчувственного восприятия божества. Орган религиозного знания называется религиозным чувством, или верой. Только путем религиозного чувства мы вступаем в живую связь с божеством, чувствуем близость бога, его присутствие, и без него для нас не было бы бога, как для слепых нет солнца. Бытие бога является предметом внутренней уверенности, а потому истина бытия бога для истинно-верующего, то есть имеющего религиозное чувство, есть факт внутреннего сознания и не основывается на доводах разума.
— Договорился! Обещал доказать, что бог есть, а сам все твердишь, что ты его чувствуешь. Ты чувствуешь, а я не чувствую. Так докажи же мне, что он есть! Себе-то зачем доказывать: ты и так веришь.
— Из учения о сущности религиозного познания вообще и происхождения идеи бога путем внутреннего религиозного опыта, а не рассудочного мышления, ясно следует невозможность удостоверения истины бытия божия одними рассудочными доказательствами без наличия, хотя бы в зародыше, религиозного чувства, хотя бы в виде смутного предчувствия бога, тяготения к нему, искания его. Поэтому нелепо было бы требовать от доказательств бытия божия такой же достоверности, как и от математических доказательств или эмпирической очевидности естественнонаучных фактов. Такой принудительной достоверностью и очевидностью доказательства бытия божия не обладают.
— Что и требовалось доказать! — иронически произнес Гатукевич, войдя в роль безбожника. — Кричали, что у вас есть куча достовернейших доказательств, а в результате оказалось, что нет ни одного. Единственное доказательство: «Я верю!» Хоть кол на голове теши, а верю, потому что мне кажется, будто бог есть. Одним кажется, что он есть, другим — что его нет. Кто же прав?
— Для непредвзятого ума нет и не может быть убедительнее того доказательства бытия божия, какое дается наблюдением над природой. Вся природа превращается в свидетельство о бытии бога, в сплошное откровение бога, в космологическо-телеологическое доказательство его бытия. В религиозной и научно-философской литературе есть достаточно сочинений, где наука о природе вырастает для чистого от предрассудков ума в одно сплошное свидетельство о боге. Что космологическое и телеологическое доказательства бытия божия, получаемые из наблюдений над природой, совершенно достаточны для убеждения в бытии бога, свидетельствуют величайшие верующие представители естествознания всех времен, например Кеплер, Ньютон, Коперник, Линней, Бойль, Берцелиус, Ампер, Пастер, Фарадей и многие другие корифеи науки. Эти великие ученые единогласно утверждают, что веру в бога они почерпнули в самих занятиях своей наукой, в научном исследовании природы и разными словами выражают мысль Бэкона, что только полузнание удаляет от бога, а истинное знание природы приближает к нему. Идея бога как верховной разумной первопричины всего существующего все более становится требованием научного мировоззрения, а бытие божие становится постулатом науки. Здесь мы пришли к выводу, которым без остатка рассеивается вульгарное мнение о противоречии веры в бога и науки и по которому атеизм объявляется истиной научной. Напротив, сама наука изъявляет противным ей атеизм, а не веру в бога, когда за доказательствами бытия божия признает научное значение, а истину бытия божия ставит и одном ряду с истинами научными…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки современной бурсы"
Книги похожие на "Очерки современной бурсы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Чертков - Очерки современной бурсы"
Отзывы читателей о книге "Очерки современной бурсы", комментарии и мнения людей о произведении.