» » » » Алексей Чертков - Очерки современной бурсы


Авторские права

Алексей Чертков - Очерки современной бурсы

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Чертков - Очерки современной бурсы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Молодая гвардия, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Чертков - Очерки современной бурсы
Рейтинг:
Название:
Очерки современной бурсы
Издательство:
Молодая гвардия
Жанр:
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки современной бурсы"

Описание и краткое содержание "Очерки современной бурсы" читать бесплатно онлайн.



Прошло более ста лет с тех пор, когда были опубликованы «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. Но и в наше время все еще есть духовные учебные заведения, о которых писал Помяловский.

Что происходит за высокими заборами и толстыми стенами современной бурсы? На этот и ряд других вопросов отвечает предлагаемая читателям книга.

Ее автор, Алексей Борисович Чертков, был верующим, окончил Московскую духовную семинарию и академию, получил степень кандидата богословия, служил в церкви. А. Б. Чертков рассказывает о том, что видел и пережил сам во время учебы в духовных заведениях и службы в церкви.






ПРО И КОНТРА

Андрей постепенно стал осваиваться в семинарии, привыкать к ее порядкам. То, что в первые дни казалось странным, постепенно приобретало силу привычки, а потому выполнялось легче.

Андрей принадлежал к числу тех, кто сближается с людьми не сразу. Больше остальных друзей по учебе ему нравился священник Лев Гатукевич, который был чуть старше Андрея. Поступил отец Лев, так же как и Андрей, сразу в третий класс. До этого он прослужил год на приходе в Белоруссии, откуда был родом. Гатукевича, хотя он и не имел никакого духовного образования, в сан священника посвятил минский архиерей. Но Гатукевич не хотел оставаться невеждой в богословии и, презрев материальные блага приходской жизни, решил окончить духовную семинарию и академию. Это нравилось Андрею и духовно сближало молодых людей. В свободные часы они часто бывали вместе, строили планы будущей пастырской деятельности.

Дружба с Гатукевичем скрашивала скуку семинарской жизни. В первые недели Андрей особенно тосковал по дому, родным, знакомым и, конечно, по Лиде, от которой вот уже третью неделю не было писем.

«Наверно, я ей совершенно безразличен, раз она не соберется черкнуть мне пару строк», — думал огорченно юноша.

Однажды во время обеда Дон-Кихот, важно расхаживавший между рядами столов трапезной с пачкой писем в руке, молча протянул Андрею конверт. Юноша сразу узнал почерк Лиды и обрадовался, но тут же заметил, что конверт распечатан. Не придав этому в первую минуту значения, Андрей сразу принялся читать письмо.

Лида коротко сообщала о себе, о домашних новостях, о том, что Николаю удалось сдать вступительные экзамены и поступить в университет. Теперь он студент, писала она, и, кажется, очень доволен этим. К радости Лиды, Николай собирается вступить в комсомол. Она осторожно намекала, что и Андрею пора бы взяться за ум. В заключение письма Лида просила написать, как он живет, нравятся ли ему его науки и не забыл ли он своих старых знакомых.

После обеда Андрей перечитывал письмо. За этим занятием и застал его Гатукевич. Он поинтересовался, кто пишет. Андрей рассказал вкратце о содержании письма.

Молодой священник не мог понять, как Николай мог променять церковь на учебу в университете, изменить своим убеждениям.

— Он, видимо, никогда и не был верующим, — добавил Гатукевич.

— Я тоже так думаю, — согласился Андрей. — Просто приучили его с детства к церкви. А когда Коля вышел в самостоятельную жизнь, он поспешил распрощаться с церковью.

— И зря. Я бы никогда не променял церковь на все блага земные, — заявил отец Лев. — Для меня вера в бога дороже всего!

— Для меня тоже! Но Колю я все же как-то понимаю. Он всегда интересовался математикой, физикой, и, наверное, университет привлек его не с материальной стороны, а потому, что именно в точных науках он видит свое призвание.

— Каждому свое. Что касается меня, то я интересуюсь философскими вопросами. Не будь я верующим, священником, обязательно изучал бы философию. Нет науки интереснее ее!

— Я считаю, что религия и философия тесно связаны, — заметил Андрей. — Изучая богословие, мы тем самым становимся философами.

— Не совсем так, — возразил Гатукевич. — Ты читал когда-нибудь философские произведения?

— К стыду своему, не так уж много.

— А я читал немало и знаю, что религия действительно близка к философии, но только к одному ее направлению — к идеализму.

— А другие философские направления отрицают ее?

— Направлений в философии очень много. Чуть ли не каждый крупный философ создавал свою школу. Эти школы непрестанно боролись одна с другой. Большинство из них открыто не отходило от религии, не отрицало ее. Напротив, многие крупные мыслители были верующими. Однако философы-материалисты проповедовали атеистические идеи, выступали против церкви.

— А мы в семинарии и академии будем их изучать?

— Кажется, нет. Во всяком случае, я не видел в списке предметов, изучаемых у нас, курса философии.

— Жаль. Интересно было бы основательно познакомиться с этой наукой.

— Не только интересно, а просто необходимо. Нас почему-то лишили такой возможности. Придется самим в свободное время штудировать философию.

— А где мы возьмем нужные книги?

— Я уже ознакомился с каталогом нашей библиотеки. Кое-что есть и у нас. Не знаю, как ты, а я твердо решил, помимо богословия, за эти годы основательно изучить и философию. Это необходимо пастырю в наш век. Когда я служил на приходе, ко мне не раз обращались люди неверующие со всевозможными вопросами. Что мог я им сказать, кроме того, что бог есть? Ничего, потому что был невеждой. Я для того и приехал сюда, чтобы основательно изучить религию, богословие, а также все направления философии. После этого я смогу быть настоящим защитником религии.

— Молодец! — с восхищением воскликнул Андрей.

— Всякую науку надо изучать систематически. Поэтому я решил начать с самых древних мыслителей, затем перейти к позднейшим и, наконец, к современным. Считаю, что надо сперва проштудировать наших единомышленников, идеалистов, и, только окончательно укрепившись в религии и идеализме, можно переходить к изучению противников. Поэтому меня не смущает отсутствие в нашей библиотеке мыслителей материалистического толка. Пока я дойду до них, академия будет позади и в обычной библиотеке всегда можно будет найти нужную книгу.

— Ты просто молодец, Лева! — повторил Андрей. — Давай вместе заниматься. Я в этих вопросах, можно сказать, полный профан. Прошу тебя, будь моим руководителем!

— С удовольствием, только и я пока недалеко ушел. Давай вместе работать!..

Теперь у Андрея появилась, кроме изучения чисто богословских дисциплин, и другая цель. Он решил заняться самообразованием. С такими мыслями он отправился на вечерние занятия. После ужина Андрея вызвал к себе в кабинет помощник инспектора Николай Петрович.

— Садитесь, — пригласил его Дон-Кихот, указывая на стул.

Юноша сел.

— Смирнов, что нового у вас дома?

— Да вроде бы ничего. Все идет по-старому.

— Как поживает ваш владыка?

— Не знаю. Я написал архиепископу письмо, но пока ответа нет. Наверное, он занят делами.

— А как поживает ваша девушка?

Андрей вспыхнул.

— Откуда, Николай Петрович, вы знаете, что у меня есть девушка?

— На то я и помощник инспектора, чтобы знать о вас все, — спокойно ответил Дон-Кихот. — Вы получили сегодня письмо от нее.

— Разве вы знаете, от кого я получил письмо?

— Я не обязан перед вами отчитываться, молодой человек.

— Почему семинаристам нельзя переписываться с девушками? — спросил Андрей.

— Я вам отвечу словами апостола Павла: «Все мне можно, но не все полезно».

— Что плохого в том, что я дружу с девушкой, переписываюсь с ней? Мы должны думать и о будущей подруге жизни, должны выбирать себе матушку.

— Та, с которой вы переписываетесь, не подходит для матушки!

— Почему? Вы ее знаете?

— Матушка должна быть верующей. А эта девушка хочет свести вас с пути истинного. Поэтому я настоятельно рекомендую вам прекратить всякую переписку с ней!

Андрею стало ясно, почему письмо оказалось распечатанным. Он едва подавил желание встать и закатить пощечину Дон-Кихоту. Только мысль, что этот поступок неминуемо приведет к исключению его из семинарии, к крушению мечты стать священником, заставила бурсака сдержаться.

— Все будет так, как вы велите! — покорно ответил он. Про себя же подумал, что надо быть умнее и попросить Лиду адресовать письма не на семинарию, а «до востребования».

Удовлетворенный ответом воспитанника, помощник инспектора пустился в длинные рассуждения о том, что жизнь сложна, что время нынче для церкви трудное, а поэтому им, наставникам, приходится зорко следить за своими питомцами, чтобы они не подпали под чуждое влияние. Долго ли до греха: встретит семинарист неверующую девушку, влюбится и нее, а она, глядишь, и уведет его из лона церкви. Жизнь манит своими прелестями, а путь пастыря тернист и труден. Если не ограждать семинаристов от мирских влияний, то мало кто из них устоит против соблазнов.

«Действительно, — думал Андрей, слушая разглагольствования Дон-Кихота, — лишь знание всех поступков, мыслей и желаний бурсаков позволяет духовному начальству вовремя пресекать любые попытки молодых людей свернуть с пастырского пути».

Но Андрея, как и всякого нормального молодого человека, тянуло к жизни, ему хотелось любви, и любви не по расчету, не по принципу: верующая ли девушка или нет.

Тайный голос говорил ему, что, знать, не так уж сильна религия, если ей приходится искусственными средствами держать людей в подчинении. Неужели девушка может оказаться сильнее господа бога? Молодой человек избрал путь священника, значит господь привлек его к себе. Почему же он не в состоянии удержать его?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки современной бурсы"

Книги похожие на "Очерки современной бурсы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Чертков

Алексей Чертков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Чертков - Очерки современной бурсы"

Отзывы читателей о книге "Очерки современной бурсы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.