Владилен Воронцов - Судьба китайского Бонапарта

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Судьба китайского Бонапарта"
Описание и краткое содержание "Судьба китайского Бонапарта" читать бесплатно онлайн.
Это первая в нашей стране книга о Чан Кайши (Цзян Чжун-чжэне), более 20 лет возглавлявшем в Китае режим, свергнутый в 1949 г о результате народной революции, и укрывшемся после этого с остатками своих войск на острове Тайвань. Каким образом он вошел в китайскую революцию, стал сначала одним из соратников Сунь Ятсена, а затем отошел от его линии? Как сложилась жизнь Чан Кайши и судьба его сына Цзян Цзинго, пробывшего в СССР 12 лет, комсомольца 20-х, завершившего свой путь на посту «президента» Тайваня? На эти и другие вопросы отвечает автор в написанной в жанре документальной публицистики книге, в которой использует новые, в том числе и архивные, материалы.
Маршалл с первых шагов своей деятельности убедился в нежелании Чан Кайши пойти на компромисс с КПК. Генералиссимус в своих приватных беседах демонстрировал стремление решить «коммунистическую проблему» в большей степени мирными средствами, нежели путем военной силы. Казалось, Чан Кайши начал мыслить по-новому в условиях критической ситуации в Китае. Но нет! Мирные методы, согласно позиции генералиссимуса, могли быть применены только в одном случае — лишения КПК своих вооруженных сил.
Состоявшийся в начале марта 1946 г. пленум ЦИК Гоминьдана принял курс на форсированную подготовку к гражданской войне.
1 апреля Чан Кайши разорвал соглашение с КПК.
В конце июня армии Чан Кайши начали общее наступление против освобожденных районов. Началась гражданская война.
Летом 1946 г. гоминьдановский террор привел к новым жертвам. 11 июля в Куньмине было совершено убийство широко известного в Китае демократического деятеля Ли Гунпу. Профессор Ли возглавлял Демократическую лигу (основную партию промежуточных сил) в провинции Юньнань. 15 июля от руки убийцы погиб другой деятель Демократической лиги — поэт Вэнь Идо. Каратели из окружения Чан Кайши полагали, что убийствами могут преподать урок «зарвавшимся» деятелям науки и искусства — Го Можо, Мао Дуню, Чжан Ланю, Шэнь Цзюньжу и другим. Террор, однако, вызвал бурю возмущения в стране.
Летом 1946 г. встал вопрос о замене Хэрли на, посту посла США в Китае. Маршалл предложил кандидатуру Ведемейера, но услышал на пресс-конференции голос Чжоу Эньлая: эта фигура абсолютно неприемлема для КПК. Маршалл попросил предложить приемлемую в этом смысле кандидатуру. Чжоу Эньлай назвал имя Лейтона Стюарта.
Кандидатура Л. Стюарта пришлась по душе как сторонникам «демократизации» режима Чан Кайши, так и его противникам. Л. Стюарт родился в семье американских миссионеров в Китае в 1876 г. В 1904 г. с дипломом теологической семинарии в кармане и со своей невестой он вернулся в Ханчжоу, где родился. Сначала проповедник (продолжение родительского дела), затем с 1907 г. ведет курс в миссионерской теологической семинарии в Нанкине. В течение 11 лет Стюарт преподавал Новый завет и греческий язык китайским студентам, готовившимся стать служителями христианской церкви в Китае. С 1919 г. он — президент Яньцзинского университета. «Генерал Маршалл, учитывая мою репутацию либерального американца, — вспоминал Стюарт, — первоначально вовлек меня в свои усилия по формированию коалиционного правительства».
Для видного деятеля миссионерской общины Чан Кайши выглядел одним из представителей его многочисленной паствы, которую следовало направить на путь истины. Л. Стюарт, как знаток местной действительности, был сразу же привлечен к обсуждению наиболее важных проблем. В июне он принимает редактора гоминьдановской газеты «Дагун бао» Ху Линя у себя в резиденции. Ху Линю был задан вопрос: «Какова его точка зрения относительно перспектив мирных переговоров с КПК?»
— Китайские коммунисты не являются аграрными реформаторами, и американцы глубоко заблуждаются, думая так. «Вороны черны по всему миру», — процитировал Ху китайскую пословицу, — и почему бы и не в Китае?
— Форма коалиционного правительства означает нечто вроде объединенной республики Германии и Франции. Нет основы, на которой националисты и коммунисты могли бы работать сообща.
— В лучшем случае Маршалл способен добиться временного мира…
— Демократия в американском понимании никогда не будет утверждена в такой стране, как Китай, и, конечно, в любой другой азиатской стране.
Ху Линь отражал точку зрения правых в Гоминьдане. Эти же мысли повторил несколько позже Чан Кайши во время встречи со Стюартом. Никакой разницы, открыто высказал свои мысли генералиссимус, между коммунистами Китая, России, Франции или какой-либо иной страны не существует.
Чан Кайши начинал проявлять признаки нервозности по поводу миссии Маршалла. 6 июля 1946 г. он принимает Дж. Робинсона, советника генерала. На гостя обрушился град вопросов: поняла ли Америка цель КПК — выждать до тех пор, пока Китай развалится, и взять власть? Понял ли Трумэн, что его политика — ослабление вооруженного противоборства, коалиция с КПК, содействие КПК — играет на руку коммунистам?
29 ноября 1946 г. в Национальном собрании открылись дебаты вокруг основного вопроса — о новой конституции. Две сессии проходили под председательством представителя Младокитайской партии Цзе Шуньшэна. В качестве лидера оппозиции выступил Гун Кэн, в прошлом один из соратников Сунь Ятсена. Поводом для критики послужило поведение генерала Маршалла, стремившегося повлиять на содержание конституционных документов. Гун обрушился на авторов проекта конституции, поскольку они занимались, по его мнению, копированием иностранных конституций. Зачем нам, спрашивал оратор, копировать сначала японскую, затем американскую конституцию, когда Китай нуждается в собственном китайском законодательстве?!
За спорами вокруг конституции скрывались острые противоречия между различными фракциями Гоминьдана. Фракция политических наук («Чжэнсюэси») и представители либерального крыла Гоминьдана (Сунь Фо и другие) выступали вместе в борьбе с группировкой «Си Си» под лозунгом демократической конституции. Младокитайская и Социал-демократическая партии поддерживали «Чжэнсюэси». Спор разрешил Чан Кайши, пригрозив «Си Си». 1 января 1947 г. Гоминьдан обнародовал новую конституцию. КПК и Демократическая лига назвали конституцию лицемерной, оправдывающей диктатуру.
В начале января 1947 г. генерал Маршалл был назначен государственным секретарем США. Госдепартамент объявил о прекращении посредничества США в Китае. Представительства КПК в Нанкине, Чунцине и Шанхае прекратили свою деятельность. США открыто пытались в ходе гражданской войны раздавить революционные силы Китая руками Чан Кайши.
Начавшееся в Пекине движение против американского вмешательства в гражданскую войну стало распространяться на другие города. В мае 1947 г. под руководством КПК началось движение под лозунгом «Против голода, против гражданской войны, против притеснений».
Чиновники жиреют, народ — обескровлен
5 июня 1946 г. советник Маршалла Дж. Робинсон посетил дом Чэнь Лифу. Утопавшее в зелени здание примыкало к соседнему особняку, где обитал Чэнь Гофу. Власть братьев Чэнь распространялась и на местные партийные организации, они располагали собственной тайной полицией. Перед советником Маршалла предстал политик, абсолютно не понимающий и не воспринимающий любые, даже косметические, изменения правительственной машины в сторону демократии.
Робинсон старался направить Чэня на обсуждение политической ситуации, но безрезультатно. Трудно было поверить, что это один из могущественных воротил партии, глава орготдела Гоминьдана. Хозяин предпочитал рассуждать об истории своей собственной борьбы, в основном о том, как он героически спасал Чан Кайши во время сианьских событий 1936 г., затем позднее в Гуанчжоу. Трехчасовая тирада Чэнь Лифу предусмотрительно предназначалась для ушей любого собеседника[84].
В своем «учении», названном «философией жизни», Чэнь Лифу рассуждал о необходимости для человека жить для других, делать добро. А в это время в ряде районов Китая развивался простой товарный обмен — результат немыслимой инфляции. Служба на свадьбах, похоронах, помощь неграмотным оплачивались рисом, маслом, солью, топливом. Когда Чэнь Лифу призывал к моральному совершенствованию, к «очищению сердца» от воздействия греховной морали, чужой идеологии, в деревне расцветала торговля людьми. В конце 40-х годов в деревне продавали молодых девушек за несколько пикулей риса. Один боров обменивался на две девушки, корова — на три. Для крестьянина, который, не выдерживая голода и холода, бежал в город, проповедь Чэнь Лифу значила не больше, чем для слепого зажженный фонарь. «Философия жизни» призывала к смирению, покорности. Деревенская беднота, не имея возможности откупиться от призыва в армию, уходила в горы, где собирались отряды отчаявшихся людей, чтобы с оружием в руках добиться той справедливости, какой она им виделась и без идеологических наставлений Чэнь Лифу.
«Философия жизни» представляла интерес для гоминьдановской верхушки как идеологическое средство, способное как-то склеить разваливающуюся пирамиду государственной власти.
Гоминьдановские лидеры, опираясь на политическую и военную власть, осуществляли спекуляции гигантских масштабов. Бюрократический капитал контролировал торговлю, финансы, промышленность, коммуникации, сырье и т. п. К началу 1948 г. в Гуанчжоу, согласно гоминьдановским данным, не имели работы 280 тыс. человек. Из имевшихся в Циндао 1500 предприятий было закрыто 1200. Бизнесмены средней руки и основанные на частных инвестициях предприятия объявляли себя банкротами. К августу 1946 г. в гоминьдановском Китае было закрыто от 60 до 80 % предприятий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Судьба китайского Бонапарта"
Книги похожие на "Судьба китайского Бонапарта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владилен Воронцов - Судьба китайского Бонапарта"
Отзывы читателей о книге "Судьба китайского Бонапарта", комментарии и мнения людей о произведении.