» » » » Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу


Авторские права

Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Роза ветров, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу
Рейтинг:
Название:
Загадка Скапа-Флоу
Издательство:
Роза ветров
Год:
2011
ISBN:
978-5-903722-21-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадка Скапа-Флоу"

Описание и краткое содержание "Загадка Скапа-Флоу" читать бесплатно онлайн.



В ночь с 13 на 14 октября 1939 года германская подлодка «U-47» смогла прорваться на рейд главной базы Британского флота — Скапа-Флоу. В официальном сообщении немцев прозвучало, что в результате рейда был потоплен линкор «Ройал Оук» с командой 1200 человек и поврежден линейный крейсер «Рипалс». Англичане в ответ заявили, что «Рипалс» находился в море.

Прошли десятилетия, а вопрос так и оставался открытым. Александр Корганов провел настоящее расследование, в ходе которого ему удалось встретиться не только с оставшимися в живых членами экипажей линкора и подлодки, но и с автором идеи этой атаки — гросс-адмиралом Карлом Деницем, отозвавшимся об этой книге как об увлекательном и правдивом повествовании.

Александр Сергеевич Корганов, родился в Париже в русской семье эмигрантов первой послереволюционной волны, получил юридическое образование, затем служил в торговом флоте Франции, а впоследствии возглавлял разработку перспективных проектов подводных систем вооружения. Крупный специалист в области подводных технологий: в том числе, в области гидродинамики и двигательных установок. Автор многих книг и публикаций на специально-технические и исторические темы. Его монография «Подводные лодки» считается одной из лучших в данной области. Более десяти лет им издавался журнал «Revue Forces Sous-Marines», имевший международное признание.






«Прошло, по крайней мере, два часа, прежде чем с „Пегасуса“ пришла какая-то помощь (…). Прибыв на борт „Пегасуса“, я заговорил на трапе со знакомым капралом, и тот уверил меня, что на борту „Пегасуса“ никто не имел ни малейшего представления, что случилось с нами до поступления первых спасенных».

С другой стороны, мистер Р. А. Роули с «Пегасуса» говорит, что команду поспешно разбудили около 01.20 два сильных взрыва. Он видел огромные потоки искр из носа и кормы «Ройал Оука», а затем над заливом прогремело три взрыва.[56] Господин Роули ничего не говорит о дистанции между этими кораблями.

Мистер Роули отметил силуэт линкора «Ройал Оук», выделявшийся на фоне неба. Этот факт указывает на позицию «Пегасуса» — севернее линкора, стоявшего на якоре под берегом, примерно в полумиле от восточного берега Мейнленда и в дистанции менее двух миль от северного берега. Министерство обороны, обращаясь к официальным источникам, указывает его позицию точно на север, другими словами помещает «Пегасус» в позицию, отмеченную Прином как место стоянки «Рипалса». Коммандер Р. Ф. Николс заявляет об этом совершенно недвусмысленно: «Рипалс» ушел, после чего «Пегасус» бросил якорь фактически на том же самом месте (В 1400 ярдах по пеленгу 340 от «Ройал Оук»).

В этом случае, почему уцелевшие после взрыва не пробовали добраться до «Пегасуса»? И почему это им понадобилось ждать два часа прибытия спасательных шлюпок? Только один моряк, унтер-офицер Р. Керр, рассказал Александру Макки, как он три часа плыл в ледяной воде, чтобы достичь «Пегасуса». У Керра хватило мужества, несмотря на серьезные ожоги, и никому кроме него, как известно, не удалось добраться до «Пегасуса» вплавь. Большинство мнений по поводу позиции «Пегасуса» расходится, располагая его по самым разным направлениям. Со своей стороны Герберт Джонстон точно помнит, что был подобран «Дэйзи II», которая затем доставила всех спасенных на борт «Пегасуса», стоявшего на якоре к юго-востоку от линкора «Ройал Оук», грубо, в дистанции две-три мили, в заливе Сандойн.

Он успел рассказать об этом также авторам «Scapa Flow»,[57] проиллюстрировав небольшим рисунком. Джонстон знал залив Сандойн особенно хорошо, потому что жил по соседству в маленькой деревне Сент-Мэри. С этой позиции можно было видеть, как «Ройал Оук» выделяется на фоне неба. Мог ли быть он тем самым небольшим танкером, обнаруженным верхней вахтой U-47? Хэнзель так не думал, потому что надстройка явно находилась ближе к центру корабля. Когда Джонстона спросили об этом, он не смог вспомнить, были ли вообще танкеры в Скапа-Флоу. Немец и англичанин увидели два различных корабля в одно и то же время в одном и том же месте. Это смущает, если обратить внимание, что утверждение г. Джонстона о позиции «Пегасуса» более чем на 180 градусов отличается от данных, полученных Александром Макки, особенно от Джона Гатта, шкипера «Дэйзи II», а также от сведений переданных Министерством обороны, коммандером Николсом и г-ном Дэвисом. С другой стороны, Джонстон, подобно Дэвису, но противореча г. Роули, «никогда не слышал, что, как это было сказано, все на борту „Пегасуса“ поняли, что „Ройал Оук“ только что был торпедирован».


Эскиз г. Джонстона содержит две детали, несколько усложняющие проблему. Вы видите на нем два вспомогательных крейсера, «Равалпинди»,[58] о котором вообще никто не говорил, и «Вольтер», стоящие на якоре на главной стоянке Флота, соответственно справа и слева от оси пролива Хокса-Саунд. Первый из этих кораблей находится на курсе, на который предположительно легла U-47 после входа в Скапа-Флоу. Если информация г. Джонстона правильна, то Прин никогда не был на Оркнеях, либо его военный дневник — фальшивка. Трудно предположить, что он не видел эти два лайнера, высоко расположенных на воде, или спутал один из них с небольшим дозорным кораблем, охранявшим Хокса-Саунд. Но если, случайно, крейсер справа стоял на якоре, двумя-тремя милями южнее, Прин действительно мог не видеть его на фоне берега, когда лодка лежала на курсе зюйд-вест.

Рисунок, выполненный Гербертом Р. Джонстоном (уцелевшим британским свидетелем с «Ройал Оук»), указывает соответствующие позиции «Пегасуса» и других кораблей в Скапа-Флоу той драматической ночью.


Фактически, после торпедирования линкора «Ройал Оук», в то время как U-47 направлялась на выход из Скапа-Флоу, прижимаясь к восточному берегу Мейнленда, немецкие вахтенные обнаружили корабли, движущиеся с направления Хокса-Саунд. Крейсер, стоявший на якоре в двух-трех милях к северу, мог быть принят в темноте за транспорт или танкер (танкер, «спящий на якоре», упомянут в книге Прина). Рисунок Джонстона — всего лишь попытка пояснить соответствующие позиций кораблей, находившихся в Скапа-Флоу, не претендующая на точность карты.


Позиция линкора «Ройал Оук» в ходе атаки также вызывает расхождения. Направление по разным утверждениям варьируется на все четыре стороны — 360°. Согласно показаниям Г. Джонстона, «Ройал Оук» и «Пегасус» стояли на якоре параллельно восточному берегу Мейнленда. Это — мнение значительного числа свидетелей, как британских, так и немецких, по крайней мере, относительно линкора и с тем лишь различием, что некоторые утверждали, что нос был развернут на север, а другие на юг. Коммандер Николс утверждал, что нос был направлен почти на север, т. е. правый борт располагался параллельно берегу. Это заявление подразумевает, что Прин, возможно, стрелял не с юга с дистанции 3000 м, как он пишет в журнале боевых действий, а с востока и намного ближе, возможно с 500 или 600 м, поскольку линкор находился в полумиле от побережья Мейнленда.

Старпом «Ройал Оук» объясняет два отказа в первом залпе и выстрела из кормового аппарата именно тем, что Прин, вероятно, атаковал с очень малой дистанции. Фактически торпеда, при выходе из торпедного аппарата, прежде чем занять установленную глубину хода, заглубляется, проходя некоторую дистанцию.[59] Возможно, эти три торпеды прошли под целями. Журнал боевых действий упоминает, что взрыватели торпед не были магнитными (обеспечивавшими взрыв под килем цели). Тогда профессиональная ошибка становится очевидной, впрочем, трудно предполагать, что Прин, опытный офицер-подводник, мог вести себя как новичок. Трудно представить также, что команда U-47 полностью потеряла чувство направления или что Прин рискнул фальсифицировать журнал боевых действий, чтобы представить вымышленный доклад командованию. Это выглядит удивительно и весьма неправдоподобно еще и потому, что вряд ли бы команда не обсуждала это и продолжала скрывать правду только из уважения оставшихся в живых к светлой памяти Прина.

Никто не уважает некомпетентного и нечестного офицера. С мостика U-47 Дзиаллас оценивал позицию линкора между востоком и северо-востоком. Оно полностью совпадает с мнением господина Дэвиса, выразившего его с убедительной искренностью:

«Это — вопрос, где мнения разнятся. Лично я верю в предположение, что нос линкора „Ройал Оук“, когда он тонул, был направлен почти точно на север: я был всего лишь скромным и малозначимым капралом королевской морской пехоты, и обсуждение всего этого может считаться дерзостью с моей стороны. Но я находился на главной палубе по левому борту, когда корабль начал тонуть, и отчетливо помню, что, увидев скалы прямо по корме, задумался на мгновение — доплыву ли до них? Если бы нос действительно смотрел на север, я бы вообще не увидел никаких скал, а тогда я их действительно наблюдал. Поэтому думаю, что нос скорей всего смотрел где-то на северо-северо-восток, из-за чего, собственно, торпеды и попали в правый борт с юга».

Скромность господина Дэвиса говорит в его пользу, ведь он никогда не пытался прихвастнуть. Далеко не все свидетели обладают этим качеством. Независимо от причин, карта Скапа-Флоу, изданная Адмиралтейством под № 35, подтверждает показания Дэвиса. Затонувший корпус «Ройал Оук» ориентирован на ней на восток-северо-восток. Маловероятно, что линкор мог заметно изменить свой курс за восемь-десять минут, прошедших после трех попаданий торпед второй атаки Прина. Удивительно, что гидрографическая служба британского флота издала такую карту для официальной истории, поскольку обычно знак затонувшего судна не имеет направления; без сомнения это — вопрос недостаточной координации между заинтересованными службами.

Второй немецкий свидетель, господин Хэнзель, хранил в своей памяти картину, где нос линкора был направлен на юго-восток, а левый борт располагался параллельно скалам (а «Рипалс» стоял на якоре между линкором «Ройал Оук» и берегом):

«„Ройал Оук“ и „Рипалс“ стояли курсом на юго-восток, который вполне естествен из-за течения, преобладавшего в ходе атаки. Известно, что любой корабль на якоре обычно располагается носом к течению, а, если его нет, на ветер. Во время атаки мы следовали курсом норд-ост, то есть шли с юго-запада. Вторая атака была проведена также с юго-запада, но в позицию стрельбы мы шли с востока. Во время второй атаки дистанция до „Ройал Оука“ была очень маленькой».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадка Скапа-Флоу"

Книги похожие на "Загадка Скапа-Флоу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Корганов

Александр Корганов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу"

Отзывы читателей о книге "Загадка Скапа-Флоу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.