Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Загадка Скапа-Флоу"
Описание и краткое содержание "Загадка Скапа-Флоу" читать бесплатно онлайн.
В ночь с 13 на 14 октября 1939 года германская подлодка «U-47» смогла прорваться на рейд главной базы Британского флота — Скапа-Флоу. В официальном сообщении немцев прозвучало, что в результате рейда был потоплен линкор «Ройал Оук» с командой 1200 человек и поврежден линейный крейсер «Рипалс». Англичане в ответ заявили, что «Рипалс» находился в море.
Прошли десятилетия, а вопрос так и оставался открытым. Александр Корганов провел настоящее расследование, в ходе которого ему удалось встретиться не только с оставшимися в живых членами экипажей линкора и подлодки, но и с автором идеи этой атаки — гросс-адмиралом Карлом Деницем, отозвавшимся об этой книге как об увлекательном и правдивом повествовании.
Александр Сергеевич Корганов, родился в Париже в русской семье эмигрантов первой послереволюционной волны, получил юридическое образование, затем служил в торговом флоте Франции, а впоследствии возглавлял разработку перспективных проектов подводных систем вооружения. Крупный специалист в области подводных технологий: в том числе, в области гидродинамики и двигательных установок. Автор многих книг и публикаций на специально-технические и исторические темы. Его монография «Подводные лодки» считается одной из лучших в данной области. Более десяти лет им издавался журнал «Revue Forces Sous-Marines», имевший международное признание.
Не дожидаясь подписания Соглашения, немцы заложили серию прибрежных субмарин водоизмещением 250 тонн, и двух линейных крейсеров в ответ на появление французских линкоров «Дюнкерк» и «Страсбург». Несмотря на Версальский договор, ограничивший количество и максимальное водоизмещение кораблей в 10 000 тонн, оба линейных крейсера официально имели расчетное водоизмещение 26 000 тонн, а фактически 32 000 тонн. Аналогично заявленное водоизмещение двух карманных линкоров «Дойчланд» и «Адмирал Шеер», заложенных в 1929 и 1931 гг. соответственно, составляло 10 000 тонн, а фактически достигало 14 000…
Освободив руки, в пределах структуры Соглашения от 18.06.1935 г., немцы не приступили, как ожидалось, к реализации главной военно-морской программы. Напротив, они почему-то топтались на месте. В ожидании разработки детальной военно-морской доктрины, они приняли переходную программу, включавшую постройку двух тяжелых линейных кораблей, тяжелых крейсеров, торпедных катеров, подводных лодок и различных мелких кораблей. Наряду с бюджетными ограничениями 1938 и 1939 годов, возникли противоречия во взглядах у главнокомандующего подводными силами коммодора Дёница и главного штаба ВМС, отдававшего предпочтение большим подлодкам водоизмещением 2000 тонн. Технические трудности, касающиеся новой энергетической установки, вызвали также задержку строительства торпедных катеров.
В мае 1938, когда Гитлер еще не считал войну с Великобританией неизбежной, верховное командование выбрало долгосрочную программу кораблестроения — План Z, предусматривавший создание до конца 1948 г. гомогенного и хорошо сбалансированного флота, призванного сокрушить британскую торговлю. Гитлер одобрил проект и поставил срок от шести до десяти лет. Объявление войны 3-го сентября 1939 г. было встречено высшими офицерами Кригсмарине с испугом. Германский флот, застигнутый врасплох, начал войну с силами, гораздо ниже предела, установленного военно-морским соглашением 1935 года. Подводные силы вступили в войну, располагая всего 56-ю подлодками, из которых только 22 были способны к действиям в Атлантике.[45]
«Однако из этих 22 лодок должно было находиться на боевых позициях в среднем от 5 до 7 единиц. Суровая действительность показала, однако, что это число может снижаться до двух», — поясняет гросс-адмирал Дёниц в своих мемуарах (гл. V…).
«…Таким образом, в Атлантике одновременно могли действовать пять — семь подводных лодок.
Впрочем, следовало учитывать, что даже это небольшое число будет сокращаться. Ожидаемые потери не предполагали компенсации за счет новых подводных лодок. Мы были наказаны за нашу бездеятельность в 1936–1937 годах. Пришлось начинать войну, имея в строю всего 56 подводных лодок. Если бы мы использовали полученное в 1935 году право строить подводные лодки, общее водоизмещение которых составляло 45 процентов английского, то количество лодок, пригодных для действий в Атлантике, было бы больше на 16 единиц. Помимо всего прочего, нас угнетала мысль, что число подлодок будет уменьшаться и быстро достигнет своего минимума. И события не заставили себя ждать. В феврале 1941 года в строю у нас осталось всего 22 подводные лодки…»
К тому же в начале военных действий командиры были связаны рядом ограничений, касающихся атаки торговых судов. Причем эти ограничения могли только ужесточаться.
В течение первых недель Второй мировой войны, как и в начале Первой, действия лодок были нацелены прежде всего против военных кораблей. Именно в этом ключе атака Скапа-Флоу и была реализована. Крупный успех операции, которой управлял Дёниц и блестяще выполнил Прин, повлиял на все подводные силы.
(b) Прин проник в Скапа-Флоу, потопил «Ройал Оук» и повредил линейный крейсер «Рипалс»Это официальная германская версия. Спустя тридцать лет после событий оставшиеся в живых члены экипажа U-47 все еще уверены, что именно таков был результат их миссии.
Прина, похоже, не слишком волновал вопрос установления идентичности врага. И он, конечно же, был не главным в ходе операции. В своем журнале боевых действий[46] он вообще не указывает никаких названий, просто перечисляя характер целей.
«00.55
Два линейных корабля стоят на якоре, а ближе к берегу — эсминцы. Крейсеров не видно, поэтому атакуем больших парней. Дистанция примерно 3000 метров. Глубина хода торпед 7,5 метров. Атакуем.
01.16 (время, подвергнутое сомнению в карандаше, исправлено на 00.58).
Одна торпеда выпущена по кораблю, стоящему севернее, две — по стоящему южнее. После добрых 3 минут взрыв торпед на корабле, расположенном севернее; по двум другим ничего не обнаружено. Что случилось?»
В ходе ночной атаки довольно трудно точно опознать корабль и более того с рубки. У немцев не было никаких шансов определить названия находившихся перед ними линкоров. Корабль, расположенный южнее, мог быть любым из пяти линейных кораблей типа «Ройал Соверин».[47] Тот, что стоял севернее, был и вовсе скрыт на две трети, и его было еще сложнее точно идентифицировать. Исходя из объяснений экспертов по подводной войне, оба корабля располагались на якорной стоянке параллельно, и визуально с U-47 наблюдалась из-за носовой надстройки южного корабля лишь носовая часть корабля, расположенного севернее. На дистанции два-три километра надстройки кораблей сливались друг с другом в темноте. Однако корабль, стоявший севернее, был единодушно идентифицирован всеми офицерами как линейный крейсер.
Старший матрос Хэнзель, стоявший на мостике позади Прина, слышал, как тот сказал, что «Ринаун» находится в море где-то в другом месте, поэтому это мог быть только «Рипалс». Позже, в интервью прессе и радио, Прин заявил, что он опознал «Рипалс» по двум трубам, поскольку у «Ройал Оук» была лишь одна.
Фактически, именно БИ-БИ-СИ в сводке новостей в 11 часов утра идентифицировала линейный корабль, потопленный в Скапа-Флоу 14-го октября, как «Ройал Оук». Других кораблей британское радио не упоминало.
Когда 17-го октября U-47 вернулась в Вильгельмсхафен, после доклада Прина об итогах операции второй корабль был определенно идентифицирован как «Рипалс» с помощью превосходной аэрофотосъемки, проведенной 12-го числа лейтенантом Неве. На этих фотографиях рядом с линкором «Ройал Оук» на якоре стоял линейный крейсер с двумя трубами. Командующий подводными силами подтвердил торпедирование Рипалса и привел доклад Прина в своем военном дневнике.[48]
(с) Прин проник в Скапа-Флоу, потопил «Ройал Оук», но не повреждал никакого другого корабляЭто — официальная британская версия. Потерю линейного корабли невозможно скрыть. Он затонул, а его киль, находившийся близко к поверхности, можно было сфотографировать в любое время. Другое дело, если бы он просто был поврежден. Поэтому британцы объявили на весь мир о потоплении линкора «Ройал Оук» спустя десять часов после события. Затем, когда в немецком официальном заявлении торжественно прозвучало, что подводная лодка проникла в Скапа-Флоу, потопила «Ройал Оук» и повредила «Рипалс», Адмиралтейство ответило без дальнейших комментариев, что ночью с 13-го на 14-е октября 1939 г. линейный крейсер находился в море. Каждый поддержал свою позицию, и такое положение вещей сохранялось до конца войны.
Тем временем люди из экипажа U-47 переходили на другие лодки, продолжая службу с различным исходом. Кто-то из них погиб на войне, другие выжили.
После войны историки, писатели и журналисты вернулись к проблеме, и каждый из них дал свою версию. Прин и его вахтенные офицеры Эндрасс и фон Фарендорф были мертвы. Они погибли в море и больше не могли свидетельствовать.
Согласно официальной британской истории, корабли, которые Прин принял за линейные корабли, на самом деле были линкором «Ройал Оук» и старым авианосцем «Пегасус». Последний не пострадал. Позже кэптен С. У. Роскилл пишет на стр. 73 первого тома «Войны на Море», что одна из трех торпед первого залпа попала в носовую часть «Ройал Оук», а возможно в одну из ее якорных цепей. (Две других торпеды были потеряны.) На борту линкора взрыв лишь слегка почувствовали, и повреждения показались незначительным, а командир и другие офицеры, вышедшие на палубу, чтобы понять, что случилось в действительности, пришли к выводу, что это был случайный взрыв внутреннего характера.[49]
Можно ли предположить, чтобы командир подводной лодки и его офицеры могли спутать линейный крейсер в 32 000 тонн и длиной 242 метра, то есть один из крупнейших кораблей британского флота, с бывшим транспортом водоизмещением 6900 тонн, переоборудованным в авианосец? Кроме того, длина «Пегасуса» составляла всего 111 метров, то есть вполовину меньше «Рипалса», но, прежде всего, тот имел самый характерный силуэт в Королевских ВМС, плоская палуба и труба как у печки в кормовой части. Поэтому весьма трудно принять эту официальную версию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Загадка Скапа-Флоу"
Книги похожие на "Загадка Скапа-Флоу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Корганов - Загадка Скапа-Флоу"
Отзывы читателей о книге "Загадка Скапа-Флоу", комментарии и мнения людей о произведении.