» » » » Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути


Авторские права

Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути

Здесь можно скачать бесплатно "Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство М.: Вече, 2002. — 416 с., год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути
Рейтинг:
Название:
Тайны Шелкового пути
Издательство:
М.: Вече, 2002. — 416 с.
Год:
2002
ISBN:
5-7838-1172-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайны Шелкового пути"

Описание и краткое содержание "Тайны Шелкового пути" читать бесплатно онлайн.




История легендарного и великого Шелкового пути полна загадок и тайн. Здесь возникали и исчезали древние цивилизации, зарождались новые этносы и гибли целые народы, создавались бесценные памятники культуры, совершались удивительные открытия прославленными путешественниками.

О многовековых тайнах Шелкового пути и его современном облике, о древних загадках Китая и его нынешнем развитии рассказывается в книге кандидата исторических наук Н. Х. Ахметшина, дважды путешествовавшего по великому Шелковому пути.


В книге использованы фотоиллюстрации Ахметшиной Ренаты Наильевны!Книга издана в авторской редакции






Усопший святой изображен в образе пленительной женщины, удобно расположившейся на ночлег и только что уснувшей. Ее облик во всех деталях излучает спокойствие, умиротворение и согласие с природой. Улыбающееся лицо, изящные изгибы тела исключают на визуальном уровне мотивы печали и страданий. У головы и в ногах у божества застыли фигуры будд соответственно прошлого и грядущего, они на редкость торжественны и величественны, осознавая значение происходящего. Вся скульптурная композиция, несмотря на статичность поз, выглядит весьма естественно и гармонично во многом потому, что фигуры практически полностью отделены от стен и несут четко выраженную самостоятельную смысловую нагрузку, реализуя общий замысел художника. Как уже говорилось ранее, эти творческие приемы возникли и получили максимальное развитие в эпоху Тан.

Фресковая живопись не только играет роль яркого и динамичного фона, но и придает действу драматический характер. Ее главный лейтмотив — всеобщая скорбь. Так, на северной стене, за спиной у будды Майтрейи несколько верующих, узнав о кончине Учителя, в отчаянии сводят счеты с собственной жизнью. Этот фрагмент примечателен тем, что в нем, судя по одеяниям, участвуют правители Китая, Тибета, государств Центральной Азии и др. На фреске противоположной стены изображена сцена безудержного горя старца Кашьяпы. На западной стене, там, где покоится голова погрузившегося в нирвану Будды, его основные ученики, Кашьяпа и Ананда, увидев друг друга, обнялись и в бессильном безмолвии опустились на землю, не пытаясь скрыть слезы глубокой скорби.

Статуи сидящих божеств в пещерах 96 и 130 ошеломляют своими размерами. В первой из них, расположенной в самом центре Могаоку, будда Майтрейя, высота которого составляет 35,5 метра, был сооружен, согласно документам, в 695 г.; во второй, — 27,3-метрового гиганта изготовили, по всей вероятности, в первой половине VIII в. Как и в случае с только что описанными скульптурами, их сначала высекли из камня, а затем соответствующим образом обработали глиной и покрасили.

Созерцая такие колоссы, даже в меру восприимчивый современный человек неизбежно наделяет их магической силой, воображая таинственные и мистические картины далекого прошлого или извлекая из памяти сцены из псевдоисторических американских боевиков. Неудивительно, что и в старые времена они были главными действующими лицами всевозможных историй. Вот одна из легенд.

Статую поменьше некогда прозвали «черным Буддой». Дело в том, что ее долго не реставрировали и не поновляли в отличие от другой, что в главной части пещерного комплекса. Столетиями приходили сюда паломники, зажигали свечи и читали священные сутры. Массивная скульптура в результате почернела и полностью оправдывала свое печальное название. Монахи и местные жители всегда считали, что она наказывает любого, кто причинит ущерб статуям и настенной живописи монастыря.

Однажды в этих краях объявилась шайка разбойников. Недолго думая, бандиты решили поселиться в пещере. Они разжигали там огонь и готовили пищу, игнорируя предупреждения окружающих. Через несколько дней от бесконечного дыма фрески потемнели, да и сама статуя стала еще чернее. Старый монах попытался усовестить преступников, но был избит ими и выброшен из пещеры.

Прожив в ней около двух месяцев, разбойники узнали от местных жителей, что «черный Будда» отвечает на любую просьбу или мольбу. Они решили проверить силу его могущества и, хорошо вооружившись, ввалились в пещеру. Самый свирепый и отвратительный из них закричал: «Эй, лысый! Монахи рассказывают о тебе всякие небылицы. Я и мои друзья пришли узнать правду. Если окажется, что они лгут, то мы разобьем тебя на куски, а фрески замажем». Не дожидаясь последних слов своего главаря, несколько бандитов открыли пальбу, целясь в голову статуи.

Внезапно сверху упал большой камень, насмерть поразив одного из них. Затем на бандитов обрушился настоящий град из кусков породы, и они поспешно выбежали из пещеры. Спустя некоторое время разбойники вновь попытались войти туда, но результат был тот же. Более того, погибло еще несколько членов шайки. Только сейчас они поняли, насколько прав оказался старый монах, и бросились к нему за советом.

Тот, в свою очередь, решил навсегда избавиться от злодеев и сказал: «Вы разгневали «черного Будду». В течение трех дней вам придется заплатить за это своими жизнями». Испуганный главарь рухнул на колени и стал молить о прощении, пообещав дать золото на восстановление статуи. Монах не захотел взять их грязные деньги и, подумав, ответил: «Если вы хотите отвратить небесную кару, то обязаны навсегда покинуть эти места, отправиться в горы Наньшань и там затаиться».

Бандиты спешно собрали вещи и скрылись в указанном направлении. Погода в горах в тот год постоянно и резко менялась. После теплого дня небо заволакивали грозные тучи, дул страшной силы ветер. В любую минуту мог начаться град величиной с куриное яйцо, зачастую хлопьями валил снег. Разбойники так и не сумели отыскать себе надежного убежища и вскоре все до одного замерзли под открытым небом.

Вспомнив это предание, невольно задумываешься о последних событиях в Афганистане. Весной 2001 г. руководители находящегося у власти движения «Талибан» отдали приказ об уничтожении всех буддийских статуй в стране, включая гигантские изображения Будды высотой 53 и 37 метров в провинции Бамиан. Они были высечены в скалах труднодоступного горного района в III–V вв., вскоре после того, как караванными тропами Шелкового пути сюда впервые пришли люди, смогли пережить нашествия полчищ Чингисхана, Тамерлана и всех остальных завоевателей.

Однако в начале ХХI в. их участь была предрешена. По словам духовного лидера талибов муллы Мохаммада Омара, немусульманские исторические памятники противоречат учению ислама, запрещающему изображения людей. Вскоре там появились подчиняющиеся министерству по контролю за соблюдением религиозных норм специальные подразделения, которые из танков и гранатометов расстреляли уникальные культурно-исторические памятники. Одновременно были разрушены реликвии в Кабуле, Джелалабаде, Герате, Кандагаре и Газни.

Мировое сообщество было потрясено сначала планами, а затем и действиями талибов, но так и не смогло спасти скульптуры. Музей Метрополитен в Нью-Йорке предложил им продать все, что они собираются разрушить. Как заявил его директор Филлипе де Монтебелло, специалисты и искусствоведы готовы приехать в Афганистан за свой счет и вывезти из страны все памятники и скульптуры, которые только смогут. Египетский религиозный деятель Фахми Новейди, близкий к запрещенным в стране «братьям-мусульманам», назвал действия талибов «антиисламскими». Он, в частности, сказал: «Ислам уважает другие культуры, даже если в них существуют обычаи, противоречащие исламским законам».

В защиту уникальных святынь выступили ЮНЕСКО и другие международные организации. Генеральная Ассамблея ООН провела по этому поводу специальное заседание и приняла резолюцию с требованием к руководству движения немедленно «предпринять меры по предотвращению разрушения афганского культурного наследия», но все было тщетно. Талибы взорвали статуи, полностью их разрушив.

После известных событий 11 сентября 2001 г. сейчас с ними под флагом борьбы с международным терроризмом ведут боевые действия прежде всего США и Великобритания, оказывающие массированную поддержку ранее оппозиционному Северному альянсу, но и «черный Будда» уже наказал и еще накажет талибов за совершенное злодейство.

Между тем китайские предприниматели, свободные от религиозного маразма, решили хотя бы как-то поправить ситуацию, соорудив 37-метровую копию большой статуи Будды из Бамиана. В городе Лэшань юго-западной провинции Сычуань, у слияния трех рек — Миньцзян, Циницзян и Дадухэ — находится крупнейшая в мире каменная статуя будды Майтрейи, высеченная из красного песчаника почти 13 столетий назад. Ее высота составляет 71 метр. Неподалеку расположен парк под названием «Восточная столица будд», где собраны свыше 1000 копий древних скульптур. Именно там решено создать статую, точно воспроизводящую афганский шедевр. Конечно, утраченного не вернуть, да и сычуаньские бизнесмены отнюдь не бессребреники, но стремление сохранить в памяти людей замечательные творения прошлого можно только искренне приветствовать.





Центральная часть монастыря

Для историка особый интерес в монастырской живописи представляют немногочисленные сюжеты, связанные с конкретными и реальными событиями. В пещере 323 изображен эпизод посещения легендарным Чжан Цянем царства усуней. Этот древний народ, близкий к казахам и проживавший сначала к юго-западу от Дуньхуана, а с середины II в. до н. э. в районе реки Или и озера Иссык-Куль, в период Западной Хань насчитывал до 650 тысяч человек. Пытаясь заручиться поддержкой в том числе и государства Усунь в борьбе с сюнну, император Уди дважды выдавал дочерей своих высокопоставленных сановников за его правителей. Однако особые надежды он возлагал на Чжан Цяня, отправив его во вторую экспедицию в западные страны, которая затянулась на четыре года.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайны Шелкового пути"

Книги похожие на "Тайны Шелкового пути" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наиль Ахметшин

Наиль Ахметшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наиль Ахметшин - Тайны Шелкового пути"

Отзывы читателей о книге "Тайны Шелкового пути", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.