Александр Бенуа - Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа"
Описание и краткое содержание "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" читать бесплатно онлайн.
151
Отец Терборха был также художником, но, унаследовав от своего отца важную должность сборщика податей, он забросил живописные занятия. Напротив того, прелестная его дочь Гезина и рано погибший сын Мозес обнаружили большие способности и оставили после себя целый дошедший до наших дней архив высокохудожественных рисунков и акварелей.
152
Прекрасный спесимент искусства Терборха в его “простонародном” периоде находится в Петербурге в богатом собрании П. П. Деларова: “Корова”.
153
Кроме этих картин, Эрмитаж обладает миниатюрным тонким портретом какого-то еврея-скрипача и картиной несколько “табажийного” характера “Шинкарка”, в которой Терборх является предшественником аналогичных сюжетов Ланкре.
154
В Петербурге имеются еще две работы (на все 5 достоверных, которые нам известны) Кудейка. Одна, “Мальчик, ворующий орехи” — у П. П. Деларова и другая, “Кавалер навеселе” — у кн. Э. Э. Белосельского-Белозерского.
155
Отчасти этот недостаток можно восполнить изучением двух прекрасных картин в Юсуповской галерее.
156
К “светским” жанристам можно еще причислить трех первоклассных художников: одного из начинателей этой отрасли, прелестного колориста Я. М. Моленара и двух мастеров середины века — Воувермана и Адриана ван дер Вельде. Но Моленар представлен в Эрмитаже лишь черноватой, неуклюжей (подписанной, впрочем) картиной скорее “табажийного” характера “Крестьянское семейство”, а о двух других мы будем говорить ниже, в отделе пейзажа, ибо они представлены в Эрмитаже с этой стороны. Впрочем, укажем сейчас же на прелестные, сложные сцены охоты на картинах Воувермана и на бесчисленные восхитительно нарисованные фигурки, которыми Адриан ван дер Вельде населил картины Яна ван дер Гейде и Вейнантса.
157
Мы сейчас же и обратимся к Остаде, но здесь укажем еще на его непосредственных предшественников (кроме Дрохслота): на прекрасного колориста Питера де Блоота (1601 — 1653) и на Корнелиса Сафтлевена (1606 — 1671). Блооту ныне отдана картина “Беседа крестьян”, считавшаяся прежде за произведение Остаде. О Сафтлевене же, одном из самых ярких и странных мастеров Голландии, мы будем говорить при обсуждении пейзажа.
158
“Крестьянская семья” — подделка, снабженная фальшивой подписью художника.
159
Пáрная к “Старушке”, картина изображает поэта у окна и находится в Лувре.
160
Укажем здесь же на картины другого гарлемского мастера, также подпавшего под влияние Рембрандта, Томаса Вейка (1616 — 1677). В Эрмитаже имеются три его картины — все три изображающие ученых в своих кабинетах. Манера Вейка освещать помещение и рассеивать свет напоминает излюбленный в 1650 и 1660-х годах прием Остаде.
161
К сожалению, голландский жанр в XVIII в. представлен в Эрмитаже всего одной картиной Схоумена (1710 — 1792), помеченной 1735 г.
162
Исключительного достоинства картина Миля находится в Петергофском Монплезире. Там же хорошая картина Т. Вейка в духе Лара.
163
Асселейн принадлежал к ближайшим друзьям Рембрандта.
164
Другие пометки встречаются: на упомянутой картине “Мост” 1656 г.; на картине “Брод” —1650 г.; на пейзаже — 1663 г.; “Швея” — прелестный в тоне этюд, по мнению Боде, следует отдать Я. Б. Вэниксу.
165
У барона H. E. Врангеля имеется отличная подобная картина мастера.
166
Прекрасны его пейзажи в Царском Селе. Но и в Эрмитаже имеется красивая картина “Купающиеся нимфы”.
167
То же самое делали уже Питер Брейгель (за исключением своих зимних пейзажей) и его сын Ян.
168
Трудно теперь выяснить, насколько он при этом обязан жившему в Гарлеме Питеру Молейну и не обязан ли, наоборот, Молейн — Гойену. Во всяком случае, между обоими мастерами существует столь сильное сходство, что картины их часто смешивают.
169
Превосходные картины Гойена, кроме тех, которые станут эрмитажными с момента присоединения к музею Семеновского собрания, находятся в собраниях П. Я. Деларова (между прочим, две его ранние картины), у графа А. А. Голенищева-Кутузова и у меня. Последняя картина считается некоторыми исследователями работой прелестного последователя Гойена П. Нольпе.
170
В академическом собрании имеются две картины мастера.
171
Дельфтский художник Эгберт ван дер Пуль (1621 — 1664) сделался даже специалистом по пожарам. В Эрмитаже он представлен, впрочем, и подписной бытовой картиной 1647 г. “Крестьянское семейство”. Кроме того, ему приписывают прелестный nature morte “Кухня”, 1659 г. и другую “Кухню”, среди которой женщина чистит морковь (1648 г.). С типичным Пулем можно познакомиться в картине “Ночной пожар в деревне”.
172
Эглону приписан, между прочим, в Эрмитаже пейзаж “Пейзаж с купальщицами”, ничего общего с ним не имеющий.
173
Его часто смешивают с другими членами той же семьи.
174
За эту незначительную подробность вся картина получила глупое название “La vache qui pisse”, которое за ней так и осталось.
175
Добросовестные этюды отдельных животных вроде “Гаагского быка” или нашего “Волкодава” — исключения в его творчестве. Последняя картина, вероятно, “портрет” пса одного из поощрителей Поттера, тогда как “Гаагский бык” — несомненно “школьное упражнение”.
176
Близок к Адриану ван де Вельде — Дирк ван Берген, работавший в Гарлеме между 1661 — 1690 годами. В Эрмитаже имеется хорошая подлинная его картина “Стадо”.
177
Считается, что Воуверманом написано 1000 картин. Это едва ли преувеличено. Сведения о том, что он всю жизнь боролся с нуждой и умер в бедности, не находят достоверных подтверждений. Напротив того, имеются и противоречивые сведения, согласно которым он оставил вдове значительное состояние.
178
Кажется, дальше Гамбурга, куда он ездил венчаться со своей невестой-католичкой, Воуверман никуда не отлучался. Его итальянские мотивы, вероятно, все заимствованы у его учителя П. ван Лара.
179
Воуверман из всех голландских художников оказал наибольшее влияние на французов XVIII в.
180
В характере Филипса Воувермана работало несколько художников, а в XVIII в. число его подражателей и плагиаторов стало огромным. Особенно много их было в Германии. “Воуверманы” в частных коллекциях в большинстве случаев произведения таких немецких пастишеров. Ближе к мастеру стоят его младшие братья, Питер и Ян. Каждый из них представлен в Эрмитаже хорошими картинами. Соперничают с произведениями Филипса несколько резкая в живописи, но более “искренняя” по композиции картина Питера Воувермана (1623 — 1682) “Привал кавалеристов” и огромное полотно “Охота на оленей”. Прелестен несколько металлический в красках, но удивительно поэтичный, меланхолический и чуждый воувермановской манерности пейзаж Яна Воувермана.
181
Вейнантс родился около 1620 г. Умер в Амстердаме позже августа 1682 г.
182
Если путешествие в Норвегию Я. Рюисдаля представляется сомнительным, то во всяком случае нужно допустить, что он посетил северо-западную часть Германии и мог подняться по Рейну до Бонна.
183
Прекрасная норвежская картина Эвердингена имеется в Петергофском Монплезире.
184
Две подобные картины находятся в академическом собрании, одна — в коллекции графини Е. В. Шуваловой.
185
Совершенно в характере Рюисдаля написан “Зимний вид” Класа Моленара, младшего брата (?) Яна Минcе Моленара. Клас умер, по-видимому, в 1667 г. В характере подобных же картин Якоба Рюисдаля написана прекрасная большая “Зима в Амстердаме” в собрании кн. В. Н. Аргутинского.
186
Это “Зимний пейзаж с сухим деревом” (В наст. время автором считается — Якоб Изакс ван Рейсдал), который А. И. Сомовым приписывался подражателю Рюисдаля Гиллису Ромбоутсу.
187
Из художников, близких к Рюисдалю, в Эрмитаже имеются картины Деккера (ученика Саломона Рюисдаля; 1678), Г. Ромбоутса, работавшего в 1650-х гг., Иоаннеса ван де Меера (1628 — 1691), В. Дюбуа (1610 — 1680) и первоклассного художника Яна Гакерта (1629 — 1699). Две картины последнего находятся также в собрании М. И. Мятлевой. Голландский пейзаж после Рюисдаля стал заметно падать. Несколько художников в XVIII в., вроде эрмитажного Тен-Компе, удачно писали городские ведуты; большинство же повторяли избитые мотивы. Более других имели успех художники, водворившие в Голландии моды на изящные, приторные и сложные композиции, вроде Сафтлевена III (1610 — 1685), Будевейна, Ферга и обоих Грифиров. Другие мастера шли по стопам итальянцев и писали трафаретные “исторические” пейзажи, украшенные развалинами. Таков был, между прочим, Фергюсон (1632 — 1695), умелый, но ординарный художник.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа"
Книги похожие на "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Бенуа - Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа", комментарии и мнения людей о произведении.