Джей Форрестер - Основы кибернетики предприятия

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы кибернетики предприятия"
Описание и краткое содержание "Основы кибернетики предприятия" читать бесплатно онлайн.
В книге излагается метод динамического моделирования промышленных предприятий и промышленно-сбытовых систем с помощью электронно-вычислительных машин; рассмотрено применение этого метода для усовершенствования организационных форм и улучшения руководства предприятиями, а также для подготовки и обучения руководящего персонала.
Книга рассчитана на широкие круги инженеров-экономистов, работников научно-исследовательских институтов, преподавателей вузов и руководящих работников промышленности.
Расширение и углубление основ науки об управлении ничего не изменит в том факте, что управление — это род искусства. Лучшими руководителями будут те, которые умеют правильно оценивать обстановку и принимать необходимые меры. Правильный образ действий при определении наиболее значительных целей и путей к ним дается в управлении не скоро, гораздо медленней, чем в технике, юстиции или медицине. Поэтому, чтобы мог сформироваться специалист в области динамического моделирования промышленного предприятия, он должен иметь возможность накопить опыт и приобрести веру в свои силы. Это, по-видимому, требует некоторой формы «интернов»[144].
Эффективное «интернирование» было дано аспирантам Массачусетского технологического института в форме ассистентуры на весь период их исследовательской работы. В Школе управления промышленностью это делается по образцу программ, очень эффективно практиковавшихся в технических отделах института в продолжение последних трех десятилетий. Ассистент, полностью занятый исследованием, работает в новой области знаний, имеющей серьезное, актуальное значение. Работа обычно состоит в усовершенствовании и применении новых методов при решении проблем, представляющих значительный интерес для какой-нибудь посторонней организации. Практикующий ассистент работает над новыми концепциями и методами, над их внедрением в практику. Считается, что такой человек будет ответственным участником разрабатываемой им темы, посвящая ей все время, кроме тех часов, когда он должен бывать на учебных занятиях. Его диссертация обычно близка к теме по службе, так что эти две работы друг друга дополняют. В своей дипломной работе он может продвигаться со скоростью примерно в половину той, с какой продвигается студент, полностью отдающий время учебным занятиям.
Тщательно подобранный ассистент при полной нагрузке и надлежащем научном руководстве может принять ответственное участие в разработке динамической модели. Он может внести полезный вклад в усовершенствование основных методов и технических приемов. Если у него имеются надлежащие личные данные, он может работать в самой промышленной организации, занимаясь изысканиями новых способов производства, и, беседуя с руководителями различных рангов, выявлять факторы, влияющие на решения. Наиболее способные люди часто выходят из этой ассистентуры (после 3–4 или более лет, если они дошли до степени магистра или доктора), публикуя статьи и заслуживая своими оригинальными исследованиями национальное или международное признание. Объединив науку с практикой, такой человек становится способным возглавить руководство новыми исследованиями или приступить к работе в промышленной компании.
17. 5. Управленческие игры
Управленческие игры вызвали большой интерес и в учебных кругах и как мероприятие фирмы по обучению руководителей. Ввиду того что эти игры получили определенное распространение, необходимо здесь на них остановиться. Это особенно требуется потому, что по внешнему виду игры очень похожи на динамические модели, рассматриваемые в этой книге, но в учебном отношении они действуют почти в противоположных направлениях.
Применяемый здесь термин «управленческая игра» означает ситуацию, при которой часть промышленной системы представлена динамической моделью, но некоторые потоки информации передаются участнику игры, который выносит решения и включает их в систему по мере того, как моделирование развивается. Чаще всего привлекается довольно много людей, которые наряду с моделированием, выполненным электронно-вычислительной машиной или судьей, разыгрывают весь представляемый процесс деловых операций.
Есть некоторое сходство между деловой игрой и полной динамической моделью. В динамической модели, как говорилось выше, все части системы и все руководящие правила отображены в соответствующих решениях, принятие которых производится механически электронно-вычислительной машиной. В деловых играх большая часть системы отображена формальными правилами, введенными в машину, но отдельные решения выносятся участниками по мере развертывания игры. В обоих случаях мы имеем математическую модель, электронно-вычислительную машину, сосредоточенность на деловой системе; в обоих случаях имеет место стремление к углубленному пониманию более широкого круга деловых операций. На этом сходство кончается.
Управленческая игра объединяет в себе недостатки как полной математической модели, так и процесса изучения реальной жизни действующей фирмы, и в то же время не имеет их принципиальных преимуществ. Как и при изучении деловой системы на основе взятых из реальной жизни фактов, участник игры смотрит на модель как на «черный» ящик, который он пытается раскрыть своими решениями, чтобы увидеть, какова будет реакция. В комплексной нелинейной системе это труд напрасный и неблагодарный. Если бы даже модель была хорошей и правильно представляла отображаемые процессы, участник игры не смог бы своими внешними воздействиями раскрыть всю их сложность.
В деловой игре основное внимание уделяется внешним проявлениям, а не внутренней структуре и ее значению. В самом деле, внутренней структуре уделяется относительно мало внимания, которое сосредоточивается на получении поверхностной, внешней видимости реальных примеров; большое значение здесь имеет стремление увеличить театральный эффект. Достаточно только наблюдать типичные примеры таких игр. чтобы немедленно обнаружить искажающие компромиссы, введенные с расчетом на зрителей.
Управленческая игра, если она чему-нибудь учит, обычно отстаивается как практика, иллюстрирующая хорошую выработку решений. Такая практика является хорошей с точки зрения организаторов игры. Но они обычно не являются крупными руководителями и умелыми новаторами в искусстве управления. Игра в таких случаях становится орудием продолжения старых трафаретов и строится таким образом, чтобы вознаградить те решения, которые, по мнению организатора игры, этого заслуживают. Играющий, таким образом, обучается по образцам, которым организатор игры отдает предпочтение. Всякий руководитель, участвующий в управленческой игре, чтобы научиться лучше руководить, должен старательно исследовать, будут ли его решения в игре оцениваться так, как это свойственно его собственной фирме.
Управленческую игру часто сравнивают с приборами, подобными механическому тренажеру Линка для обучения летчиков. Эта аналогия хорошая, она сразу показывает недостатки метода. Механический тренажер Линка предназначен для усиления и демонстрации автоматических реакций во время обучения. Тип ситуаций, на которые он должен реагировать, определен заранее. Информация, которая должна быть представлена для тренировки, предопределена. В самом деле, не требуется большого интеллекта, чтобы установить точные, соответствующие правила, при которых в результате обучения будет выработана наилучшая реакция. Можно сказать, что обучение летчика при помощи механического инструктора Линка производится потому, что это наиболее доступная и наименее дорогая машина для обучения заранее предопределенным приемам и правилам выполнения анализа обстановки и выработки решений. Напротив, при конструировании нового, необычного и улучшенного типа самолета механический инструктор Линка не имеет практически никакого значения. Конструктор самолета испытывает свою модель в аэродинамической трубе, поведение математических моделей изучается на электронно-вычислительных машинах, а новые идеи и новые задания конструктор осуществляет в новой, улучшенной машине. По этой аналогии руководитель в будущем будет скорее в положении человека, ищущего новую, улучшенную систему воздушного транспорта, а не в положении того, кто обучен как робот, как часть механического оборудования.
Однако в определенных условиях управленческая игра может принести пользу. Организаторы игры подчеркивают, что в ходе ее устанавливается, в какой степени участники игры вносят в нее яркость и эмоциональность. Это, конечно, верно, но является ли эмоциональность тем качеством, которое необходимо для целеустремленного, творческого управления? Значительность взаимодействующих частей системы управления оставляет у участников управленческой игры более сильное впечатление, чем они представляли себе до игры. Это хорошо[145]. Прежде играющий мог только отвлеченно представить себе, сколь значительно взаимодействие между частями системы. Теперь же он глубоко убежден, что взаимодействия в системе действительно имеют большое значение. В общем он не будет знать, какова природа взаимодействий, но он будет убежден, что они значительны. Управленческая игра может поэтому служить как первый шаг в изучении динамики систем, где руководитель находится за сценой и действительно понимает, как части системы относятся друг к другу. Для этой цели обычно достаточно одного или двух дней игры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы кибернетики предприятия"
Книги похожие на "Основы кибернетики предприятия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джей Форрестер - Основы кибернетики предприятия"
Отзывы читателей о книге "Основы кибернетики предприятия", комментарии и мнения людей о произведении.