Анатолий Марков - Родные гнёзда

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Родные гнёзда"
Описание и краткое содержание "Родные гнёзда" читать бесплатно онлайн.
16 мая — Св. Фёдор «житник», полагалось сеять ячмень.
25 мая — Св. Иван «медвяные росы», полагался последний поздний посев яровых хлебов.
31 мая — Св. Еремей «распрягальник», конец яровым посевам.
1 июня — «Св. Устин тянул вверх коноплю, а Св. Харитон — лён».
6 июня — «Пришёл Св. Ларион — дурную траву из поля вон», т.е. полагалось полоть сорные травы.
8 июня — Фёдор «колодезник». Начинали копать колодцы, вплоть до Св. Петра.
12 июня — Св. Онуфрий. Ему молились об избавлении от внезапной смерти.
13 июня — Св. Акулина «гречишница», варили мирскую кашу для нищих.
18 июня — «Св. Федул на двор заглянул — пора серпы зубрить».
23 июня — Св. Аграфена «купальница». Начало купанья и собирания целебных трав и кореньев.
23 июня — Ивана Купалы. Разжигают костры, прыгают через них, обливают водой друг друга.
29 июня — Петров день. «Проводы весны».
4 июля — Св. Марфы. «Овёс в кафтане, а на грече и рубашки нет».
8 июля — Казанской Божьей Матери. Молились об исцелении от глазных болезней.
12 июля — Св. Прокл «великие росы».
16 июля — Св. Афиноген. Замолкали петь птицы.
20 июля — Илья пророк «в поле концы считал, грозы держал». Конец косьбы сена и начало жатвы, подрезка сотов. Илья считался «подателем дождя и вёдра» При начале жатвы в этот день на поле оставляли пучок несжатых колосьев, которые оставались до увоза с поля последней копны, когда эти колосья завязывались в пучок.
27 июля — Св. Пантелей Целитель и Николай Кочанский. «Капуста в кочаны завивается».
30 июля —Св. Иоанн Воин. «Каратель воров, защитник от несчастий и обид».
1 августа — «Медовый Спас». Выламывали первые пчелиные соты. В этот же день был и первый сев озимых.
6 августа — «Яблочный Спас». Сев озими до дня Св. Фрола.
15 августа — день «Большой Пречистой» назывался «спожинками», когда святили караваи хлеба нового урожая.
С этого дня и по 1 сентября было так называемое «бабье лето».
15 августа — «Третий Спас» — хлебный.
19 августа — «на Св. Фёклу копай свёклу».
23 августа — Св. Луп. «Льны лупились».
25 августа — «Св. Тит последний гриб растит»,
29 августа — Св. Иоанн Предтеча «гонит птицу за море далече».
31 августа — «Куприянов день — журавлиный отлёт».
1 сентября — начало посиделок и деревенских хороводов.
7 сентября — Луков день, начало торговли луком.
14 сентября — капустный праздник.
15 сентября — Никита «репорез». Резали репу.
17 сентября — день Св. Веры, Надежды, Любви и Софии считался «бабьими всесветными именинами».
18 сентября — Св. Арина осенняя. «Журавлиный отлёт».
20 сентября — Св. Астафий. Если ветер был северный — надо ожидать стужу, южный — тепло, западный — дожди, восточный — ветры.
1 октября — Покров Пресвятой Богородицы. Начало осенних посиделок и трёпки льна на них.
18 октября — Св. Луки. Покровитель живописи.
22 октября — иконы Казанской Божией Матери. Расчёт летних сезонных рабочих.
28 октября — Св. Ненилы «Льнянницы». Мяли лён и приносили его святить в церковь.
1 ноября — Св. Косьмы и Демьяна.«Кузьминки» и начало морозов. «Не велика у Кузьмы и Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются».
11 ноября — Св. Федор Студит «землю студит».
21 ноября — «Св. Прокоп на снегу ступал — дорогу копал».
4–12 декабря — «Варвара мостила, Савва гвозди острил, Николай прибивал».
31 декабря — по народным приметам, если ночь под новый год была ясная, то наступавший год должен быть здоровым.
Ко всему вышеизложенному я считаю нужным прибавить список русских святых и подвижников, считавшихся на Руси покровителями и защитниками зверей и скотов.
Собирая всю жизнь русские народные предания, я рад поделиться с читателями, близкими мне по духу, теми сведениями, которыми я располагаю по этому вопросу, дабы новое поколение русских людей, идущих нам на смену, не забыло обычаев и преданий их предков.
В России большой редкостью считался древний рукописный список «Сказания, каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны, и когда память их бывает». Много лет тому назад мне удалось с этого списка снять копию, из которой ныне и привожу сведения в порядке месяцеслова.
Св. Вукол, день которого праздновался 2‑го февраля, являлся покровителем телят.
Для избавления от скотского падежа полагалось молиться Св. Власию, память которого чествовалась 11 февраля, и в этот день ему приносили молоко, масло и творог.
Св. Онисим, праздновавшийся 15 февраля, и Св. Абрам 29 числа того же месяца являлись покровителями овец и овечьих пастухов.
25 марта в день Благовещения по всей Руси был светлый обычай выпускать на волю птиц из клеток и одновременно кормить заключённых в тюрьмах, которых народная мудрость уподобляла птицам, лишённым свободы.
23 апреля в день праздника Св. Георгия, или на народном языке «весеннего Егория», полагалось молиться ему о сохранении скота от съедения его дикими зверьми, так как Св. Георгий повелевал, по указанию Божьему, всеми зверями, в частности, волками. Ни один зверь не мог захватить себе добычи без воли этого святого, почему существовала поговорка: «Что волку в зубы попало — то Егорий ему дал».
В день этого праздника впервые в поля выгонялись стада, и служились под открытым небом молебны, причём пастухи должны были обращаться к Св. Георгию с молитвой: «Храбрый наш Егорий, паси нашу скотину безопасно».
По народному сказанию, в этот день святой разъезжал по лесам и полям и давал зверям наказы, так как они все были у него в подчинении. В Малороссии, где его называли «Св. Юрком», этот святой считался её покровителем, так же, как Св. Николай был специально московским угодником.
2 мая, в день Св. Бориса и Глеба, впервые запевали соловьи, почему оба эти убитых князя считались их покровителями.
На Св. Симона Зилота 10 мая, а также в день Св. Духа земля считалась именинницей, и было грехом в этот день её копать или пахать.
13 мая праздновалась Св. Лукерия, покровительница комаров.
28 мая — Св. Никита, покровитель гусиных стад. Он же праздновался и во второй раз 3 апреля, но в этот день считался покровителем рыболовов.
Св. Исаакий, праздновавшийся 30 мая, считался покровителем змей.
Св. Мефодий, память которого была 20 июня, считался покровителем перепелов и куропаток.
23 июня на Ивана Купалу с заходом солнца начинался праздник насекомых, и в эту ночь, согласно народному поверью, червяки «вздували огоньки своему святому».
29 июня, в день святых Петра и Павла, начиналась на Руси охота на первую дичь, которая к этому дню успевала вырастить птенцов, могущих существовать самостоятельно, и этот день считался праздником охотников.
Кузьминки, то есть день 1 июля, а также день Св. Сергия 25 сентября были куриными праздниками.
Св. Стефан, праздновавшийся 2 августа, и Флор и Лавр в день 18 августа, равно как и Св. Мамонт 2 октября, являлись покровителями коней, и их иконы вешали в конюшнях и варках.
Св. Зосима и Савватий, память которых 19 сентября, были покровителями пчёл и пасек, так как они, согласно церковному преданию, вывели с Востока на Русь пчелиные рои, неся пчелиных маток в своих выдолбленных внутри посохах, а за ними тучей летели пчёлы.
Св. Иона, празднуемый 22 сентября и побывавший, по библейскому преданию, во чреве китовом, являлся покровителем рыб, которых в его день не полагалось ни ловить, ни есть.
Св. Косьма и Демьян, праздник которых приходился на 1 ноября, были покровителями всей домашней птицы.
Св. Акулина — 7 апреля считалась покровительницей ягод, и в этот день, по народному поверью, «даже медведь не ел малины».
Пророк Илья, праздновавшийся 20 июля, являлся повелителем грома и молнии и хранителем сена.
Св. Серафим Саровский, день которого приходился на 19 июля, был покровителем медведей, почему на всех его иконах полагалось по закону церковной живописи изображать медведя, жившего в келье этого подвижника в Тамбовской губернии.
Кстати добавлю, что на древнерусском языке названия месяцев имели следующие наименования: январь — просинец, февраль — сечень, март — сухий, апрель — цветень, май — травень, июнь — изок, июль — червец, август — серпень, сентябрь — зерень, октябрь — листопад, ноябрь — грудень, декабрь — студень.
Зимы в старое время, по их продолжительности и непогоде, также имели особые народные наименования. Так, у нас в Курской губернии зима, когда на Крещенье случались дожди и оттепель неожиданно нападала на середину зимы, носила название «зимы‑хавроньи». Зима, которая во весь свой сезон бывает непогожая, носила название «зимы‑курицы», так как она подобно курице прибегала и так же уходила. Тёплая зима, во время которой даже беднота, не имеющая шуб, не мёрзла, называлась «сиротской». Зима ясная и погожая, и в то же время с крепкими морозами, носила название «зима‑кочеток» и считалась полезной для урожая, человека и скота. И наконец, хотя и редко, но выдавалась «зима‑жеребец», которая начиналась рано, кончалась поздно, отличалась сильнейшими холодами и обилием снега, и её признаком было то, что от мороза из ворот выскакивали гвозди. В такие зимы обыкновенно замерзало на Руси в полях и на дорогах много народа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Родные гнёзда"
Книги похожие на "Родные гнёзда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Марков - Родные гнёзда"
Отзывы читателей о книге "Родные гнёзда", комментарии и мнения людей о произведении.