Авторские права

Всеволод Вихнович - Иудаизм

Здесь можно скачать бесплатно "Всеволод Вихнович - Иудаизм" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЗАО Издательский дом «Питер», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Иудаизм
Издательство:
ЗАО Издательский дом «Питер»
Год:
2006
ISBN:
5-469-01190-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Иудаизм"

Описание и краткое содержание "Иудаизм" читать бесплатно онлайн.








Не меньшей заслугой Раши считается составление им толко­вого комментария к большинству книг Танаха. При этом он, про­сто и доступно комментируя текст, вставляет пояснения на осно­ве легенд и преданий, почерпнутых из талмудической Агады и мидрашей. С этого времени в иудейских религиозных школах для детей Танах изучается только с комментариями Раши. Показа­тельно, что после начала еврейского книгопечатания в Италии в 1475 г. одной из первых печатных еврейских книг было Пятикни­жие с комментарием Раши. Выработался даже особый курсивный шрифт, которым печатается его комментарий, так называемый шрифт Раши. Поскольку при объяснении некоторых слов он ис­пользовал слова местного языка, то неожиданно его комментарии оказались весьма важным источником и для изучения старофран­цузского языка.

После смерти Раши его труды продолжили его зятья (у него было трое дочерей) и внуки. Их дополнения и уточнения (евр. — тосафот) к комментариям также печатаются на страницах Тал­муда рядом с комментариями Раши. В связи с этим законоучите­лей из школы Раши стали именовать тосафисты. Всего их насчи­тывается примерно 150 человек. Среди них можно назвать внука Раши Самуила сына Меира, составившего комментарии к Пяти­книжию, в которых он в отличие от Раши не привлекал агадический материал, а пытался установить подлинный смысл самих слов. Еще более знаменит его брат раббену Яков Там (1100­1171), живший в г. Рамерю, недалеко от Труа. Он прославился способностью диалектического толкования Гемары, успешно за­нимался грамматикой и даже был первым во Франции автором еврейских стихов. Под его руководством проходили раввинские съезды, где решались конкретные проблемы все усложняющейся жизни в феодальной средневековой Европе. В частности, было принято постановление, запрещающее иудею брать в залог или покупать предметы церковной утвари. Он не должен был обра­щаться с жалобой на иудея в суд местного феодала. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из общины. Постепенно иудеев вытесняли из всех профессий, и они вынуждены были за­ниматься мелочной торговлей и торговлей деньгами, то есть рос­товщичеством, которым формально было запрещено заниматься христианам. Объясняя несоответствие между практикой иудеев и запретом Талмуда брать проценты даже с язычника, Яков Там го­ворил: «Мы платим такие большие налоги королям и владетелям, что, даже взимая самый высокий процент, не можем прокормить себя».

Следует отметить, что наряду с талмудической наукой в среде тосафистов процветало и поэтическое творчество, находившее свое выражение в сочинении особых гимнов, пиутов, а их авторы назывались пайтаны. Среди пайтанов были сами раввины, вклю­чая Гершома и Раши. Темами пиутов были благочестивые элегии, содержащие обращения к Богу с мольбой защитить своих привер­женцев от бедствий, обрушившихся на иудейские общины в свя­зи с Крестовыми походами, о чем речь пойдет далее.

Германские хасиды XIII в.

Помимо тософистов из среды иудейских общин выделилось осо­бое моралистическое направление мистического характера, по­лучившее название Хасидей ашкеназ (евр. — Благочестивые ашкеназы). Оно зародилось в конце XII в. в Регенсбурге, быстро рас­пространилось в Майнце, Шпейере и других городах рейнской об­ласти Германии. Это идеологическое движение представляет со­бой нечто среднее между иудейской философией и каббалой. Его главными идеологами были выходцы из одной семьи Кало- нимус, переселившейся в Германию из Италии: Самуил Калонимус жил в Шпейере в середине XII столетия, его сын Иегуда, уро­женец Вормса, скончался в 1217 г. в Регенсбурге, родственник и ученик последнего — Элеэзер из Вормса — умер между 1223 и 1232 г. Их основные идеи изложены в «Книге благочестивых» («Сефер Хасидим»), автором которой считается Иегуда. Привер­женцы этого направления утверждают, что сам Бог настолько возвышен, что человеческий разум не в состоянии его постичь. Все антропологические проявления его, встречающиеся в Священ­ном Писании, на самом деле представляют собой не самого Бога, а его сияние — кавод (евр. — слава). Кавод — это первозданный свет Божественной славы, раскрывающийся пророкам и мисти­кам в различных образах и формах. Узреть кавод — цель бла­гочестивых, но чтобы достичь этого, необходимо культивировать и соблюдать особый образ жизни — хасидут (жизнь в благоче­стии). Благочестивая жизнь должна протекать в молитве, смире­нии, в полном равнодушии к любой насмешке и даже оскорбле­нию. Они полагали, что лучше быть «оскорбленным, чем оскор­бителем». При этом ни ученость, ни традиция не имели особого значения. Хасид (благочестивый) должен возвышаться над всем заимствованным из интеллектуальной сферы. Они утверждали, что жизнь в хасидуте — это путь для достижения чистой любви к Богу, которая не знает другой цели, кроме выполнения Его воли. Но любовь к Богу неразрывно связана с любовью к человеку.

В связи с этим важнейшее значение придается и социальным отношениям. По мнению германских хасидов, Небесный суд (евр. — Дин шамаим) требует гораздо большего альтруизма и предъявля­ет гораздо более высокие требования, чем правовые нормы, опи­санные в Торе и Талмуде. Это в полной мере касается как иудеев, так и иноверцев. В отношениях с последними требуется быть осо­бенно щепетильным: «если иноверец ошибся (в какой-нибудь торговой сделке), предупреди его, дабы он не спохватился сам, и тогда опозорилось бы через тебя имя Божие, ибо скажут: все иу­деи — обманщики». Хотя немецкие хасиды стремились к религи­озному обособлению от окружающих, все же считается, что под влиянием христиан у них возникли хорошо разработанные идеи покаяния и меры наказания за прегрешения. Такое стремление к социальной справедливости привело к тому, что хасиды XIII в. занимали активную позицию по отношению к руководству общи­ны, выступая против своеволия, корыстолюбия и чванства неко­торых законодателей и руководителей. Они утверждали, что зем­ные блага и богатство даны человеку только для того, чтобы он мог оказывать добро и благодеяния неимущим и жертвовать сред­ства на благотворительные цели.

Вместе с тем германские хасиды большое значение придавали молитвенной мистике. Для этого они высчитывали количество слов в каждой молитве и пытались найти в Торе объяснение по­лученному результату. На первый план вышли гематприя — нахо­ждение численного значения еврейских слов и поиски их связи с другими словами и предложениями с такими же численными зна­чениями; нотарикон — истолкование отдельных букв слова как сокращения целых предложений; тмура — перестановка букв в слове в соответствии с определенными правилами. В произведе­ниях германских хасидов большое значение придается магии и вере в чудеса. В них много говорится о привидениях, появлении мертвецов в пустых синагогах для богослужений, заговорах про­тив нечистых сил и чертовщины. Много внимания уделено также знахарству и народной медицине.

Германский хасидизм XIII в. не получил широкого распростра­нения и скоро был вытеснен испанской каббалой. Как полагает ведущий исследователь иудейской мистики Г. Шолем, германский хасидизм имеет мало общего с хасидизмом XVIII в., возник­шим в Восточной Европе. И все же между ними имеется опреде­ленное сходство. Оба они стремились воспитать крупные нацио­нальные коллективы в духе мистического морализма.

Ашкеназские иудейские общины. Возникновение языка идиш

Еще до эпохи Крестовых походов в Западной Европе постепенно сложился определенный уклад жизни раннесредневековых ашке- назских иудейских общин, численность которых была сравнитель­но небольшой — не более 100-200 человек. Во главе их стояли парнасы (евр. — попечители). Они представляли общину перед местными владетелями. Были свои судьи и независимый еврей­ский суд, отправлявший правосудие по галахе. В средневековых общинах впервые большое значение получило коллективное мне­ние рядовых членов, чего не было раньше. В малочисленных об­щинах требовалось даже, чтобы все решения обязательного ха­рактера принимались единогласно. Однако в больших общинах установилось правило большинства. Но вместе с тем установи­лось правило, согласно которому считавший себя несправедливо ущемленным мог во время богослужения подняться к амвону и прекратить богослужение, пока община не обязуется пересмотреть его дело.

К XII в. в еврейских общинах Рейнской области складывается немецко-еврейский разговорный язык идиш. Идиш сложился на основе среднерейнского диалекта немецкого языка, но, естествен­но, испытал сильное влияние со стороны древнееврейского язы­ка, кроме того, использует еврейский алфавит. В идише полно­стью сохранены еврейские наименования предметов еврейского культа, а также еврейские слова, обозначающие важные в обще­ственном и религиозно-нравственном отношении понятия: семья, вдова, сирота, мир, война, книга, жалость, милость, злость и т. д. В результате распространения идиша на восток, в славянские ре­гионы, он впитал в себя также и славянские элементы. Позднее на этом языке, особенно на востоке Европы, возникла литерату­ра. По примеру христианских соседей в XIII в. появляется иу­дейский миннезингер (бродячий певец) Зискинд фон Тримберг.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Иудаизм"

Книги похожие на "Иудаизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Всеволод Вихнович

Всеволод Вихнович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Всеволод Вихнович - Иудаизм"

Отзывы читателей о книге "Иудаизм", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.