Владимир Захаров - Орден госпитальеров

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Орден госпитальеров"
Описание и краткое содержание "Орден госпитальеров" читать бесплатно онлайн.
В книге впервые комплексно исследуется история одного из древнейших духовно-рыцарских орденов Католической церкви — Ордена госпитальеров, или иоаннитов. Ныне он широко известен под именем Мальтийского Ордена. Его судьба переплелась не только с историей Палестины, Византийской Империи, многих государств Западной Европы, но в конце XVIII века и с судьбой Российской Империи, когда российский император Павел I стал 72-м Великим Магистром Державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского. Совсем недавно в Европе прошли торжества, посвященные 900-летнему юбилею Ордена госпитальеров, но выясняется, что он имеет более древнюю историю. В отечественной исторической литературе эта тема поднимается впервые.
Книга предназначена специалистам, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов, а также широкому кругу читателей, которых она познакомит с неизвестной стороной истории Востока, Византии и Запада.
Разве вы не видите, сколь часто эти древние свидетельства предвещали появление нового рыцарства? Истинно, как мы ранее слышали, так теперь узрели в граде Господа всего воинства. Разумеется, мы не должны допустить, чтобы эти буквальные исполнения пророчеств заслонили от нас духовный смысл писаний, ибо мы должны жить в вечной надежде, несмотря на временные исполнения пророческих высказываний. В противном случае осязаемое может вытеснить неосязаемое, материальная бедность будет угрожать духовному благополучию, а нынешние блага опередят будущее исполнение. Более того, временная слава земного города не затмевает славы его небесного двойника, а скорее готовит к нему, по крайней мере, до тех пор, пока мы помним о том, что один есть отражение другого и что именно небесный город — наша родина[298].
Таким образом, духовно-рыцарские ордена получили, как бы официальное обоснование возможности активно участвовать в военных действиях, не боясь кого-то убить. И это «разрешение», эта индульгенция была получена не просто от современника, а от человека уже при жизни почитавшемся всем западным христианским миром святым, к слову которого прислушивались все — и короли, и духовенство, и миряне.
А вскоре и Иоанн Солсберийский[299], друг святого Бернара Клюнийского, в своем сочинении «Поликратик» (книга 7, глава XX) писал о тамплиерах, что они — почти единственные из людей — могут вести законную войну.
Таким образом, и тамплиеры, и госпитальеры могли теперь без зазрения совести заниматься военным промыслом, но и госпитальерская деятельность сохраняла свою значимость.
На время правления Раймонда дю Пюи приходится и учреждение организации для женщин-членов ордена. Это обстоятельство не являлось чем-то из ряда вон выходящим, ибо в эпоху Средневековья постоянно учреждались духовные женские ордены, обычно присоединявшиеся к расположенным неподалеку мужским монастырям. Само собой, такая крупная больница, как Иерусалимский госпиталь, постоянно нуждалась в заботливых женских руках. Новая женская организация была основана под небесным покровительством Святой Марии Магдалины, руководствовалась в своей жизни и деятельности Уставом, в основе которого, как и у госпитальеров, лежали правила монашеского ордена августинцев, и находилась под омофором Патриарха Иерусалимского.
Следующим шагом к расширению сферы деятельности ордена явилось завещание короля арагонского Альфонса I (1104–1134 гг.), успешно осуществлявшего в своей стране борьбу с исламом, но умершего молодым и бездетным. В завещании он назначил своими наследниками духовнорыцарские ордены госпитальеров, тамплиеров и «каноников Храма Гроба Господня». Каждому из наследовавших ему военно-монашеских орденов арагонский король завещал по трети своих владений. Королевское завещание являлось наглядным выражением огромного уважения, которым пользовались в ту пору духовно-рыцарские ордены, как «воины Христа» и борцы с Исламом. Однако, составляя свое завещание, арагонский король-крестоносец наверняка руководствовался не только уважением к орденским воинам-монахам, но и четким осознанием того, что только эти представители Церкви Воинствующей были в состоянии довести Реконкисту до победного конца — изгнания всех мавров с Иберийского полуострова. Правда, последняя воля покойного короля, выраженная в завещании, была выполнена не в полной мере, но, тем не менее, ордены, и в том числе госпитальеры, благодаря дипломатическому искусству Раймонда дю Пюи, получили в Арагоне, наряду со значительными суммами наличных денег, немалые земельные владения. В соответствующем договоре, заключенном между госпитальерами и Арагоном в 1141 г., арагонская корона также обязалась не заключать с неверными мира без согласия вышеупомянутых трех рыцарских орденов и патриарха Иерусалимского. Со своей стороны, эти ордены, и в том числе госпитальеры, обязались оказывать арагонской короне постоянную военную поддержку в борьбе против мавров.
В Сирии и Палестине новые владыки Святой Земли под влиянием утонченной роскоши расслабляющей цивилизации культурного Востока буквально на глазах теряли свою прежнюю воинственность. Между тем военное положение, без оказания срочной помощи людьми и материалами из Европы, грозило стать катастрофическим. Поэтому папа Евгений
III (между прочим, ученик Бернарда из Клерво) вновь призвал западных христиан к Крестовому походу (1147–1149 гг.). Благодаря страстным проповедям Бернарда из Клерво недостатка в «пилигримах» (как тогда именовали крестоносцев) не было; общее руководство походом осуществлял король французский.
Аббат Бернард мог написать папе:
Вы повелели, я повиновался; и власть того, кто дал повеление, сделала мое послушание плодотворным. Я отверз мои уста; я стал говорить; и вскоре число крестоносцев умножилось до бесконечности. Ныне города и села стоят пустые, покинутые своими обитателями. На семь женщин не найдется и одного мужчины. Повсюду видишь вдов, мужья которых пока еще среди живых[300].
Немцы до сих пор не сыграли значительной роли в Крестоносном движении. Их рвение верующих христиан выражалось скорее в обращении в христианство язычников-славян на их восточной границе. Миссионерская деятельность, сочетавшаяся с военными походами на язычников, практиковалась немцами с начала XII в. на славянских землях Померании и Бранденбурга. Побудить немецких крестоносцев обратить свои взоры к Святой Земле удалось лишь Бернарду из Клерво, объехавшему для этого со своими проповедями все германские земли. После возвращения Бернарда во Францию его дело с успехом продолжал Адам Кельнский, аббат цистерцианского монастыря в Эбрахе, брат Бернарда по ордену.
На Рождество 1146 года Бернард встретился на Шпейерском рейхстаге с королем германским Конрадом III (1138–1152), первым Гогенштауфеном на троне[301]. Аббат произнес на рейхстаге столь пламенную проповедь, что успех был обеспечен. Сам король Конрад и многие из вельмож его Империи «приняли крест» (то есть, обязались участвовать в крестовом походе). Немцы спустились по Дунаю, однако основная часть их войска до самой Святой Земли не дошла. Близ Дорилея, в Малой Азии, немецкая армия, попав в искусно расставленную сельджуками ловушку, подверглась почти поголовному истреблению. Удалось спастись бегством от сарацин только самому Конраду и десятой части его разгромленного войска.
Среди спасшихся был и епископ Оттон Фрейзингенский, Составленная им хроника этого завершившегося полной неудачей Крестового похода, дошла до наших дней. Французскому войску, двинувшемуся в поход почти одновременно с немцами, была уготована столь же печальная судьба. В ходе боев с мусульманами в Палестине, в которых приняли активное участие ордены тамплиеров и госпитальеров, рыцари-монахи также понесли тяжелые потери. Магистру ордена Святого Иоанна не оставалось ничего другого, как попытаться получить помощь из Европы. В 1157 г. он объездил испанские королевства, Португалию и Францию, неустанно ища благотворителей, но, наряду с вопросами финансирования, не забывая и о пополнении сильно поредевших рядов госпитальеров новыми воинами Христовыми.
Госпитальеры в Киликийском Армянском царстве
Орден госпитальеров имел свои владения не только в Палестине, но и в располагавшемся на северо-восточном берегу Средиземного моря Киликийском Армянском царстве. Это государство возникло в 1080 г. Его истории посвящены публикации зарубежных авторов и всего несколько — отечественных исследователей, большей частью на армянском языке[302]. Прежде, чем расскажем об этих владениях ордена, несколько слов необходимо уделить Киликийской Армении. Процесс образования этого государства был не из легких — Византия ревниво следила за этим процессом, и как могла, противодействовала ему. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов)[303]. Это совпало с эпохой первого крестового похода (1096–1099), путь крестоносцев лежал через Киликию, армяне встретили западных христиан как единоверцев, оказывали им различную помощь, многие из них даже вступали в ряды крестового воинства[304].
Таким образом, с самого начала завязались отношения с Западной Европой, столь характерные для всей истории Киликийского царства. Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, а междинастические браки благодаря которым они вошли в круг европейских правителей, заставили, правда, вмешиваться в распри родственников, но сделали имена властителей Киликии хорошо известными на Западе. Наконец, в 1198 году Левон II (Великий) был коронован на царствование. При нём Киликия достигла своего наивысшего расцвета.
Вместе с тем Киликийская Армения в XI–XIV вв., как отметил Г. Г. Микаелян, «была как бы в фокусе политических событий того времени на Востоке, а также экономического и отчасти культурного общения Европы с Азией»[305]. Она не только принимала активное участие, но и сыграла заметную роль в политических, торговых и культурных взаимоотношениях ряда стран Ближнего Востока и Европы. Без изучения истории этого государства нельзя до конца выяснить международные отношения крестоносцев, монголов, мамелюков и сельджуков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Орден госпитальеров"
Книги похожие на "Орден госпитальеров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Захаров - Орден госпитальеров"
Отзывы читателей о книге "Орден госпитальеров", комментарии и мнения людей о произведении.