Станислав Кузин - ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Описание и краткое содержание "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ" читать бесплатно онлайн.
Без малого тридцать лет (1957-1985 г.г.) путешествовал я по заповедным горно-таежным районам России. В памяти, говоря языком Солоухина, остались многочисленные «затеси» – воспоминания о встречах на перекрестках дорог. Меня всегда волновала специфика походной жизни – сегодня случайно встретил интересных людей на тропе, а завтра надо уже расставаться. Такова логика пути.
Некоторые, наиболее интересные с моей точки зрения «затеси», много лет спустя удалось оформить в виде своеобразных мемуаров.
Романтика дальних дорог нашла отражение в немногочисленных прозаических произведениях, включенных в этот сборник.
Кто в молодые горы не писал стихи… Вот и в этом сборнике представлены избранные поэтические произведения автора, которые не стыдно представить вниманию читателю.
В настоящем издании присутствует большое количество географических названий и сведений, которые покажутся лишними городскому читателю. Однако люди путешествующие ощущают музыку «туземной» топонимики и не чураются знаний о заповедных районах нашей страны. Остальным я разрешаю пропускать «скучные» блоки текста и знакомиться только с коллизиями походной жизни.
В итоге, мы благополучно доплыли до Пянтега, откуда начали на различных механических средствах продвигаться к дому.
Кстати, мой первый поход кончался сплавом на плоту по реке Вишере. Мой последний поход также кончился на Вишере, до которой мы доехали на попутном автобусе. По этой живописной реке мы доплыли до Соликамска на «Зарнице». Круг моих путешествий замкнулся.
ГОРОДСКИЕ ПОДРОБНОСТИ
Педагогические находки
В 1949-м году мы вернулись в Горький из Богородска, где отец работал лесничим, и мама повела меня устраиваться в ближайшую мужскую школу №7. Принял нас директор – милейший Гордей Андреевич, я ему понравился, и он предложил родительнице написать заявление. Моя мама взяла листок бумаги и, взволнованная таким торжественным событием, написала: «Прошу принять моего сына в ученье ».
Придя домой, моя бедная мама осознала чудовищную неграмотность формулировки и очень расстраивалась по этому поводу всю свою оставшуюся жизнь. Больше всего маму угнетало, что Гордей Андреевич мог подумать о ней как о неграмотной деревенской женщине, которой она не в коей мере не была. Но Гордей Андреевич то ли не обратил внимания на эту описку, то ли убедился в достаточной грамотности родительницы своего ученика и вплоть до моего окончания школы относился к моей маме с полным уважением.
Так, например, перед началом торжественного вечера по поводу моего окончания десятого выпускного класса я застал ее у школьного входа достойно беседующей с директором. Но я был очень смущен этой встречей. Дело в том, что в левом нагрудном кармане моего пиджака располагалась бутылка водки, которую мы с друзьями намеревались выпить по поводу завершения среднего образования. Проскользнуть незамеченным между Сциллой и Харибдой не удалось. И я, смущенно выслушивал похвалы Гордея Андреевича в мой адрес, радовался, что у моей мамы такой хороший сын, но все норовил повернуться к ним правым боком, чтобы не расстраивать их находкой на моем теле сорокаградусного продукта. Обошлось, и я счастливый нырнул в нутро школы.
Но я начал вспоминать про четвертый класс моего среднего образования. Во время войны многие средние школы функционировали в качестве госпиталей. Когда в 1949 году я пришел в школу №7, она только что перестала быть лечебным учреждением и начала вновь воспитывать подрастающее поколение.
В ту далекую пору желающих реформировать образовательный процесс еще не было, и нас учили по старинке. Наряду с общеобразовательными предметами в учебный план входил и культурологический блок в виде уроков рисования и уроков пения. В силу своей малой сознательности мы к этим урокам относились недостаточно внимательно.
Особенно шумели мы на уроках пения. До такой степени, что не было слышно скрипки нашего учителя Константина Михайловича. Последний, относился к разряду типичных интеллигентов, любил музыку и даже писал детские оперы. Наше невнимательное отношение к музыкальному образованию его очень огорчало. И он изобрел оригинальный педагогический прием, позволяющий прекратить шум в классе и заставить учащихся петь гаммы, а также прочие входящие в учебный план музыкальные номера.
У нас в классе было много ребят, проживающих в районе Сенной площади, у которой в то время была дурная слава бандитского и воровского притона. Конечно, мои соученики – четвероклассники, бандитами не были. Они были просто хулиганами. Константин Михайлович выбрал из числа наиболее хулиганистых ребят трех надзирателей и попросил их обеспечивать порядок во время музыкального урока.
После такого нововведения уроки пения проходили следующим образом. Константин Михайлович входил со своей скрипочкой в класс, мы вставали, как положено по регламенту, и стояли весь урок, что не регламентировалось школьными правилами. А трое малолетних надзирателей с удовольствием исполняли просьбу учителя. Они ходили между рядов парт, помахивая ремнями, и бляхами этих ремней успокаивали нарушителей дисциплины. При этом, пользуясь служебным положением, «успокоители» позволяли себе сводить счеты с «маменькиными сынками», т.е. хлестали ремнями всех тех, кто им не нравился или кому они завидовали. А остальные стояли и пели под пиликанье скрипки патриотические песни: «Полюшко поле, полюшко широко поле, вот едут по полю герои», и т.д.
Только сейчас, написав эти строки, я понял, что Константин Михайлович не был оригинален. Подобный педагогический прием описан у Кафки. Это когда вассала, мало уважающего своего сюзерена, привязывали к лавке и на его обнаженной спине располагали утыканную гвоздями доску. Так как конфигурация гвоздей образовывала имя сюзерена, то, ударяя необходимое число раз по доске, экзекуторы вбивали в сознание отступника уважение к законному правителю.
Вспоминается еще один оригинальный педагогический прием, про который мне рассказывали приятельницы с истфака. В учебном плане факультета была педагогическая практика, и студентов четвертого курса разбросали по деревням для ее выполнения. Одна из подруг моих приятельниц должна была вести уроки в сельской школе недалеко от Шахуньи.
Но сельские дети относились к учебе невнимательно и очень шумели. К счастью юной преподавательницы, прямо напротив класса был расположен туалет типа нужник, от которого распространялся специфический запах. И вот, когда шум в классе превышал допустимую норму, будущий педагог открывала дверь класса и говорила: «Нюхайте, нюхайте, пока не угомонитесь!». Достаточно быстро шум в классе стихал и урок продолжался.
Аналогов подобного педагогического приема в мировой литературе я не встречал.
Я видел, как поет Вертинский
В восьмом классе (1953 год) я перестал быть отличником, так как увлекся светской жизнью. Эта моя новая жизнь началась с посещения школьного вечера по поводу очередной годовщины Великого Октября.
День выдался тяжелый, мы с товарищем ездили на свалку Ленинского радиозавода – единственный в то время доступный источник компонент для радиолюбительства. Честно говоря, по поводу доступности свалки я сильно преувеличил. Свалка находилась в семи километрах от города на Мызе, куда вдоль Арзамаского шоссе (ныне, проспект им. Гагарина) ходил только трамвай пятый номер. Громыхал трамвай не торопясь мимо водокачки (ныне, строительный техникум), затем мимо Дунькиной деревни (ныне, Нижегородский госуниверситет) и красных зданий Тобольских казарм. После деревянных строений Нового поселка пошли сплошные картофельные поля – парка им. Ленинского Комсомола не было и в проекте. Наконец, перед самой Мызой показались реликтовые сосны местной Швейцарии. Миновав красные корпуса радиозавода им. В.И. Ленина, мы долго лазили по склонам свалки – оврага, радуясь изредка драгоценным находкам в виде радиолампы или трансформатора.
Вернулись мы с товарищем после этой экспедиции весьма усталые и тут вспомнили, что в школе объявляли о праздничном вечере. Зачем это нам надо? Но все же из любопытства решили посетить торжественное мероприятие. Так и пошли в рабочей одежде.
Примечание 1 . В описываемый период времени, министерство образования придерживалось парадигмы раздельного обучения девочек и мальчиков (с целью воспитания высокой морали у будущих строителей коммунизма). И наша школа №7 носила гриф «мужской» со всеми вытекающими из этого последствиями.
Актовый зал школы славился как один из самых больших в городе. В этом зале под звуки радиолы топтались немногочисленные пары, по причине раздельного обучения в основном мальчик танцевал с мальчиком. Лишь некоторые старшеклассники целомудренно обнимали немногочисленных приглашенных дам, и гордо кружили их перед сидящим вдоль стен мужским населением школы №7.
Из любознательности и чтобы все испытать, мы с товарищем вышли на паркет зала и потоптались немного, пытаясь копировать опытных танцоров. Как сейчас помню, не получили мы от этого «танца» какого-либо удовольствия и пошли домой отдыхать.
Сейчас уже трудно вспомнить, по чьей инициативе организовался в школе кружок танцев для «чайников», как сказали бы сейчас продвинутые тинэйджеры. Скинулись родители по определенной сумме и пригласили в качестве преподавателя балерину из Оперного театра, что напротив школы.
Примечание 2 . В описываемый период времени вся официальная культурная общественность боролась с космополитизмом, который активно продвигали в советскую жизнь некоторые несознательные граждане. Одним из ударных кулаков космополитизма считался джаз – музыка для толстых, по определению пролетарского писателя Максима Горького. Понятие джаз толковалось весьма широко и кроме оперных арий, а также русских народных песен по радио другой музыки не звучало.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Книги похожие на "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Кузин - ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ"
Отзывы читателей о книге "ВСТРЕЧИ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ", комментарии и мнения людей о произведении.