» » » » Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах


Авторские права

Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издатель М.А. Леонов, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах
Рейтинг:
Название:
Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах
Автор:
Издательство:
Издатель М.А. Леонов
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-902236-07-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Описание и краткое содержание "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать бесплатно онлайн.



Переиздание работы видного отечественного военно-морского историка капитана 1 ранга Н.В. Новикова, посвященной боевым действиям флота против берега на Черном море в годы Первой мировой войны. Наиболее подробно в книге рассмотрены совместные действия Черноморского флота и Приморского отряда Кавказской армии в 1916 г. при наступлении вдоль анатолийского побережья.

Текст подвергнут незначительной стилистической правке и дополнен комментариями. Названия английских и германских кораблей приведены в оригинальном написании, турецких — в русской транскрипции. Тактико-технические элементы кораблей откорректированы по современным источникам.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

Издатель благодарит за предоставленные фотографии Кузнецова Л.А., Харитонова С.Н.






Боты и катера должны были свозить войска и их грузы, строго придерживаясь расписания, не задерживаясь у берега, и по окончании назначенной им работы идти к брандвахтенным судам, где комендант на воде, ведающий управлением плавучими средствами, направлял их по новым задачам, соответственно требованиям обстановки.

Для спасения людей в случае какой-либо аварии транспортов или подрыва их подводной лодкой имелась в готовности особая спасательная партия из «эльпидифора» со шлюпками, спасательными плотами и другими средствами.

Выгрузка людей должна была производиться «эльпидифорами» и самоходами; лошадей — самоходными баржами и ботами; орудий — ботами: повозок — самоходными баржами; грузов — ботами. При спокойном море и близости транспортов к берегу лошади должны были выгружаться вплавь.

Оборудование побережья

Все побережье высадки было разбито на участки по числу отрядов; каждый участок обслуживался своим персоналом из состава базы высадки во главе с комендантом пункта высадки. Личный состав участка высадки выставлял свои створные знаки, определяющие границы участка, и, выбрав пункты для приставания «эльпидифоров» и ботов[116] в соответствии с особенностями берега, устанавливал временные пристани, очищал берег от устранимых препятствий, мешающих сосредоточению грузов, и выставлял свой пост связи для сношений с транспортами.

Одновременно средствами базы устанавливалась на побережье центральная телефонная станция с телефонными постами на всех участках высадки и прокладывался кабель на бочку, предназначенную для корабля начальника высадки (см. схему 16).

Пользование радиотелеграфом

Опыт высадки у Ризе показал очевидную необходимость создания строжайшей дисциплины в области пользования радиотелеграфом, так как при сосредоточении почти всего флота в одном районе массовые переговоры по радио отдельных начальников и частей приводили из-за «занятости воздуха»[117] к длительной задержке передачи и приема срочных оперативных распоряжений. Отдельные корабли и начальники, занимая воздух обыденными передачами, настолько загружали радиостанцию флагманского корабля, что последняя совершенно не могла справляться с приемом, из-за чего наиболее важные запросы и извещения приходили с большим опозданием. Затем обилие как прямых, так и проходящих радио[118] чрезмерно замедляло расшифровку, вследствие чего тот или иной запрос представлялся командованию с большим опозданием. Практика у Ризе на ряде недоразумений показала, насколько важно избегнуть «загруженности воздуха» для беспрепятственного сношения главных руководителей операции между собой. Поэтому и приказанием командующего флотом, и приказанием начальника высадки для этой операции устанавливался категорический порядок пользования радио:

1) радиотелеграммы даются только в совершенно необходимых случаях, в краткой и точной форме;

2) в случае начала работы радио начальника высадки все остальные станции немедленно прекращают свою работу.



Схема 16. Оборудование рейда и побережья бухты Кавата для высадки

Посадка и перевозка 127-й пехотной дивизии

13 мая по прибытии 127-й дивизии в Мариуполь посадка ее была начата, причем выяснилось, что состав десанта определяется в 17 000 чел., 4300 лошадей, 1500 повозок и 60000 пудов груза, что составляло на 2200 лошадей, 700 повозок и 10 000 пудов груза больше, чем было заявлено сухопутным командованием в предварительных сообщениях. Кроме того, вопреки ожиданиям, полки оказались трехбатальонного состава, что потребовало переработки плана посадки, так как по согласованию с начальником высадки надлежало разместить войсковые части по отрядам транспортов, не нарушая тактического деления.

Оборудование порта посадки

Имея около 2 км причальной линии, порт вполне вмещал все количество транспортов, но из-за недостатка швартовных палов у пристаней могло швартоваться и одновременно грузиться лишь 11 транспортов[119].

Вторым недостатком порта было неорганизованное снабжение транспортов водой: на всем протяжении причальной линии имелся лишь один водопроводный кран. Кроме крана, суда могли принимать воду еще с двух водяных барж, наливавшихся из того же крана. Поэтому администрации порта было срочно предложено организовать добавочный водопровод мощностью не менее 300 т воды в сутки.

Значительные затруднения встретились в деле погрузки на транспортом угля. Несмотря на его обилие, порт обладал угольной эстакадой, у которой могло грузиться лишь два транспорта; что же касается других средств для погрузки (лопат, мешков, сходней и т. п.), то в порту их совершенно не имелось. Их приходилось брать напрокат у частных фирм.

Относительно усиления немногочисленных судовых команд транспортов местными грузчиками начальник флотилии в своем донесении высказал следующее: «Хотя у поставщиков Морского ведомства имеются рабочие артели, однако эти зажиревшие торговцы думают больше о своей выгоде, а потому предлагают рабочим такие условия, что те на работу не выходят. В праздник рабочие отказываются грузить, а подрядчики, наняв их за усиленную плату, отказывались потом платить артелям по установленной цене и этим подрывали доверие и срывали срочные нагрузки»{214}.

Утром 16 мая, закончив посадку, флотилия, вытянувшись на рейд в составе 30 транспортов, вышла в море курсом на Керченский пролив.

Ограждение Керченского пролива

Согласно предварительному условию при подходе к проливу флотилию должны были принимать лоцмейстерские катера Керченской станции, по катеру на каждый отряд. В целях наибольшей точности ориентировки в проходах среди минных заграждений пролива по всему пространству проходного канала были расставлены на местах поворотов особые катера-оградители. Согласно походной инструкции транспорты шли одной кильватерной колонной поотрядно с интервалами в 1 кб между судами. На случай частых в это время года туманов было условлено, что в проливе флотилия не будет останавливаться и будет идти без каких-либо туманных сигналов. Для лучшей же ориентировки в движении эти сигналы сиренами и рындой будут делаться катерами-оградителями. Несмотря на действительно нашедший густой туман принятые меры в полной мере способствовали благополучному проходу транспортов, которые, выйдя из канала у Кыз-Аульского маяка, выстроились в походный порядок и под охраной ожидавших их здесь крейсеров и миноносцев{215} легли курсом на Трапезунд.

На основании опыта предыдущего перехода Новороссийск — Ризе походная инструкция была переработана и содержала в себе следующие указания:

1. В случае появления подводных лодок атакованные транспорты уклоняются от атаки, поворачивая преимущественно наружу общего строя. В крайнем случае допускается поворот вовнутрь. При уклонении от атаки или плавающих мин транспорт дает ряд тревожных свистков, после чего свистком же показывает сторону поворота.

2. В случае потопления одного из транспортов никому из других транспортов не разрешается останавливаться для спасения людей. Это делают находящиеся при колоннах ледоколы и миноносцы, не занятые борьбой с подводными лодками.

3. В случае, если задний мателот видит, что идущий перед ним транспорт безнадежно отстает, то он не должен следовать за ним, но, обогнав его, вступать в кильватер следующему переднему, идущему в нормальных интервалах. Отставшие транспорты становятся в конец своей колонны.

4. Все партикулярные транспорты ведут переговоры по семафору. Флагманские транспорты имеют военный свод сигналов, партикулярные — транспортный и международный своды.

5. При движении в тумане, если не видно заднего мателота, передний мателот дает губным свистком свои позывные, чтобы сохранить связь в строю.

6. При движении ночью транспорты скрывают все огни. Миноносцы обходят все колонны для проверки выполнения этого требования. В случае густого тумана разрешается иметь гакабортный огонь с ограниченным углом света назад. При первом же ослаблении тумана эти огни закрываются.

Походный порядок

Общее число транспортов было: 27 с войсками, один флагманский, два ледокола{216}. Походный строй — в двух кильватерных колоннах днем и в одной кильватерной колонне ночью. Транспортная флотилия делилась на четыре отряда:

1-й отряд (два отделения) — семь транспортов — два полка пехоты и четыре батареи;

2-й отряд (два отделения) — девять транспортов — два полка пехоты, две батареи и перевязочный отряд;

3-й отряд — пять транспортов — дивизионный обоз и перевязочный отряд;

4-й отряд — шесть транспортов — парковая бригада, два лазарета и дезинфекционный отряд.

Переход морем

Одновременно с выходом транспортов из Мариуполя для их встречи и конвоирования были посланы командованием к Керченскому проливу крейсера «Кагул», «Память Меркурия», «Алмаз» и авиатранспорт «Александр I» с миноносцами{217}. На обязанности конвоя, находившегося под общим командованием начальника минной бригады, лежала задача осветить район пролива и очистить его от неприятельских подводных лодок, если бы оказалось, что они поджидают выход транспортов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Книги похожие на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Новиков

Н. Новиков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Отзывы читателей о книге "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.