Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"
Описание и краткое содержание "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать бесплатно онлайн.
Переиздание работы видного отечественного военно-морского историка капитана 1 ранга Н.В. Новикова, посвященной боевым действиям флота против берега на Черном море в годы Первой мировой войны. Наиболее подробно в книге рассмотрены совместные действия Черноморского флота и Приморского отряда Кавказской армии в 1916 г. при наступлении вдоль анатолийского побережья.
Текст подвергнут незначительной стилистической правке и дополнен комментариями. Названия английских и германских кораблей приведены в оригинальном написании, турецких — в русской транскрипции. Тактико-технические элементы кораблей откорректированы по современным источникам.
Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.
Издатель благодарит за предоставленные фотографии Кузнецова Л.А., Харитонова С.Н.
7. Флот берет на себя вооружение и обслуживание приморского фронта Трапезунда, причем этот фронт находится в ведении командира Трапезундского порта и начальника его морской обороны (см. приложение 10).
В конце апреля ставка уведомила, что в первую очередь подлежит перевозке 127-я пехотная дивизия в составе 18 000 чел., 2100 лошадей, 36 орудий, 200 голов скота, 800 повозок и 50 000 пудов фуража и грузов; вслед за нею такой же перевозке подлежала 123-я пехотная дивизия приблизительно того же состава. Срок второй перевозки намечался на 1–2 июня.
Подготовка к десанту у ТрапезундаВ соответствии с этим заданием морское командование дало указания относительно предстоящей перевозки:
1. Порт посадки — Мариуполь. Выбор этого порта диктовался следующими соображениями.
Расположенный в глубине Азовского моря, порт этот не находился в сфере театра военных действий и в этом отношении не мог быть угрожаем со стороны неприятеля, подобно Новороссийску. С появлением у противника больших подводных лодок порты Черного моря становились небезопасными для сосредоточения большого числа транспортов, особенно во время их входа и выхода. Кроме того, даже при надежной охране транспортных отрядов миноносцами и гидросамолетами неприятельские подводные лодки все же имели возможность вести постоянные наблюдения за операцией, осведомляя свои главные силы о движении и курсах транспортов.
Его невыгодами были: значительное удлинение морского перехода и опасность встречи с неприятельскими подводными лодками в Керченском проливе, если бы последние оказались осведомлены о десантном замысле и времени выхода транспортов из Азовского моря[112], но невыгода первого возмещалась всеми остальными преимуществами. и предотвращение вторых всецело зависело от мероприятий флота, имевшего в своем распоряжении достаточные силы и средства для принятия мер предупреждения.
2. Задача транспортной флотилии — сосредоточить в Мариуполе к моменту прибытия войск необходимое число транспортов и произвести посадку, согласно выработанным планам и в возможно кратчайший срок. Во избежание огласки операции прибытие транспортов в Мариуполь должно производиться группами, направляемыми из различных портов Черного моря и в разные сроки под видом текущего выполнения грузовых перевозок.
3. Пункт высадки — побережье у мыса Кавата, к востоку от Трапезунда, наиболее благоприятное как в отношении условий подхода выгрузочных судов, так и в смысле размещения десанта и его грузов на берегу[113].
4. Схема выполнения. К 14 мая транспортная флотилия сосредоточивается в Мариуполе, куда к этому же времени прибывает 127-я пехотная дивизия. К 16 мая флотилия заканчивает прием десанта и выходит из Мариуполя к Керченскому проливу. Одновременно прикрытие и охрана выходят туда же из Севастополя. 17 мая флотилия выходит под охраной и прикрытием флота из Керченского пролива в море и следует к анатолийским берегам. К утру 19 мая флотилия подходит к назначенному району высадки у Трапезунда и в течение дня высаживает десант. По окончании высадки транспорты под охраной и прикрытием флота уходят в море для возвращения в Мариуполь. Доведя их до Керченского пролива, прикрытие уходит в Севастополь. Общая продолжительность операции 8—10 дней{212}.
Подготовка к высадке и ее выполнениеОбщее управление подготовкой высадки и ее выполнение были в полной мере возложены на начальника высадки, который к этому времени уже развернул свою организацию. Ему поручалось управление всеми частями флота, выполняющими отдельные задачи во время высадки[114]. В приказании командующего флотом (№ 14 от 12 мая 1916 г.) устанавливался для выполнения операции следующий порядок взаимоотношений отдельных начальников с начальником высадки:
1. Начальник высадки управляет действиями всех частей флота во время высадки, вступая в командование с момента его сигнала о начале высадки.
2. Он определяет по соображениям всей обстановки время начала высадки, ее прекращения и в случае надобности переноса в другой указываемый им пункт.
3. Командующий транспортной флотилией и начальник кораблей охраны, продолжая выполнять назначенные им обязанности, строго руководствуются указаниями начальника высадки и выполняют его требования, к операции высадки относящиеся.
4. Во время и до высадки все переговоры с начальником Приморского отряда{213} в пределах, намеченных командующим флотом, ведет только начальник высадки.
5. По всем вопросам, связанным с высадкой, требующим решения, частные начальники сносятся только с начальником высадки: во время ее производства только он сносится с командующим флотом.
6. В случае начала работы радио начальника высадки все остальные станции немедленно прекращают свою работу, дабы не мешать беспрепятственной отдаче распоряжений начальника высадки и его сношениям с командующим флотом.
В соответствии с этими директивами начальником высадки и флаг-капитаном его штаба капитаном 2 ранга Б.Е. Тягиным был разработан нижеследующий план выполнения операции, закрепленный в соответствующем приказании начальника высадки.
Организация охраныНакануне дня производства высадки назначенные тральщики протраливают весь рейд высадки, в особенности пространство, предназначенное для стоянки транспортов. Сейчас же после траления одно из отделений тральщиков провешивает линию противолодочных сетей, согласно данному штабом высадки плану, устанавливает входные бочки, знаки и вешки для показания мест стоянки транспортов. Одновременно гидросамолеты Трапезундского отряда производят разведку района от Сюрмене до Платаны, а гидросамолеты отряда в Ризе от этого последнего до Сюрмене, имея целью обнаружение подводных лодок и поставленных неприятелем заграждений. С рассветом дня высадки тральщики повторяют свое траление рейда, а гидросамолеты — разведку, причем обращают особенное внимание на район по меридиану мыса Иерос. В то же время сетевой заградитель выставляет по проверенным линиям противолодочные сети.
С момента начала постановки сетей корабли, назначенные для охраны рейда, приступают к несению охраны:
а) сторожевые катера — вне сети, в 30–40 кб от берега, маневрируя большими ходами на пространстве своих участков;
б) тральщики — там же в 40–50 кб, образуя вторую линию охраны; обе эти группы кораблей составляют внутреннюю охрану рейда высадки от подводных лодок;
в) с приходом транспортов на рейд миноносцы и авиатранспорты, составляющие их охрану, отходят в море и здесь несут внешнюю охрану в районе от 50 до 80 кб.
Все три линии охраны продолжают свою деятельность до полного прекращения высадки и ухода транспортов.
Организация высадкиОпыт высадки пластунских бригад показал особенную важность соответствия плана посадки с планом высадки, то есть создания такой системы выгрузки, при которой части десанта при своем свозе на берег имели бы возможность как можно скорее восстановить свою боевую организацию и быть способными к немедленному походному движению. С этой целью штабом высадки было составлено соответствующее расписание частей десанта по транспортам, которое позволяло придерживаться при выгрузке планомерного своза каждой данной части в свой район выгрузки. Каждая такая группа транспортов, вмещавшая определенное тактическое соединение (полк, батарею), занимала на рейде определенное место, которому соответствовали данный участок берега и заранее назначенные плавучие выгрузочные средства: «эльпидифоры», самоходные баржи, боты и катера. Места стоянки таких отрядов, которых в данном случае было четыре, обозначались специальными створными знаками с соответствующей нумерацией (см. схему 16). Во избежание недоразумении смежные створные знаки были окрашены в разные цвета. В соответствии с ними того же цвета были и флажки вех, указывающих места транспортов данной группы. Каждый участок на берегу имел свой сигнальный пост, который и поддерживал связь участка с данном группой транспортов. С началом высадки каждая группа должна была обслуживаться своим соединением «эльпидифоров», самоходные барж, ботов и катеров, причем те группы транспортов, где преимущественно имелись грузы и повозки, получали большее количество плавучих средств, предназначенных для выгрузки этой категории грузов[115].
В первую очередь на свои береговые участки должны были свозиться «эльпидифорами» и самоходными баржами люди, причем каждый из участков имел свои места для приставания как самодвижущихся плавучих средств, так и ботов, движущихся на буксирах катеров. Такое распределение исключало возможность взаимной помехи. В каждом районе вблизи берега держались свои буксиры, назначенные для стаскивания застрявших на мели или же между камней «эльпидифоров» и самоходов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"
Книги похожие на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"
Отзывы читателей о книге "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах", комментарии и мнения людей о произведении.