» » » » Александр Марков - Путешествия к Луне


Авторские права

Александр Марков - Путешествия к Луне

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Марков - Путешествия к Луне" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство «Физико–математическая литература» МАИК «Наука/Интерпериодика», год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Марков - Путешествия к Луне
Рейтинг:
Название:
Путешествия к Луне
Издательство:
«Физико–математическая литература» МАИК «Наука/Интерпериодика»
Год:
2009
ISBN:
978-5-9221-1105-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествия к Луне"

Описание и краткое содержание "Путешествия к Луне" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о Луне: о ее наблюдениях с помощью телескопа, об изучении ее поверхности и недр автоматическими аппаратами и о пилотируемых экспедициях астронавтов по программе «Аполлон». Приведены исторические и научные данные о Луне, фотографии и карты ее поверхности, описание космических аппаратов и детальный рассказ об экспедициях. Обсуждаются возможности изучения Луны научными и любительскими средствами, перспективы ее освоения. Книга предназначена тем, кто интересуется космическими исследованиями, приступает к самостоятельным астрономическим наблюдениям или увлечен историей техники и межпланетных полетов.

На лицевой стороне переплета: ракета «Сатурн-5» перед своим первым стартом. Раннее утро 9 ноября 1967 г. Готовится беспилотный запуск «Аполлона-4» на околоземную орбиту.

На последней стороне переплета: фото убывающей Луны, полученное 15 января 1999 г. с помощью 67–мегапиксельной камеры, установленной на 2,2–метровом телескопе Европейской южной обсерватории в Чили (ESO Press Release 02/99. http://www.eso.org/public/outreach/press‑rel/pr-1999/pr-02–99.html).

На переднем форзаце: вид Земли с орбиты. Снимок выполнен экипажем «Аполлона-11» в начале лунной экспедиции.

На заднем форзаце: панорама Луны, восходящая Земля и командный модуль «Аполлона-16». Снимок сделан с посадочного модуля после разделения.






После двухчасовой проверки бортовых систем LM астронавты вернулись в СМ.

На исходе четвертых суток полета они надели скафандры, перешли в LM и провели завершающую проверку бортовых систем, готовясь к «падению» на Луну. Но перед расчетным временем расстыковки отказал клапан, стравливающий давление в туннеле. Кислород стравили, разгерметизировав ВС LM. На 12–м витке, перед самым заходом за Луну, услышали слова капкома: «Чарли Браун и Снуп, идите на расстыковку…» С тихим стуком открылись стыковочные замки, CSM и LM выплыли из‑за Луны на расстоянии 10 метров друг от друга. Янг развернул CSM, Стаффорд и Сернан вели его визуальный осмотр и фотографировали. Затем Стаффорд развернул LM, чтобы Янг сфотографировал теплозащитное покрытие сопла ЖРД ПС и в сеансе цветного телевидения продемонстрировал, что стойки посадочного шасси LM полностью распрямились. «Вам никогда не узнать, как это здорово — быть тут одному», — радировал Джон. «А ты не узнаешь, каким маленьким выглядишь со стороны», — парировал Сернан.

Рис. 6.21. Снимок с борта LM. Слева — кратер Маскелайн.

Групповой полет продолжался 25 минут: испытали радиолокатор сближения (включить приемоответчик CSM удалось только со второй попытки). LM дрейфовал над кратерами и скалами, пока экипаж готовил его к включению ЖРД для выхода на эллиптическую кривую, называемую «орбитой спуска», с поворотной точкой в 15,2 км от Луны. При реальном прилунении на этой высоте ЖРД ПС повторно затормозит полет для снижения уже к самой поверхности. Но в зтот раз пилоты просто пройдут периселений, поднимутся до 345 км и спикируют еще раз. Задач в раздельном полете CSM и LM много, но главных только две — «достичь (периселения) и выжить…»

Янг отвел командный модуль на орбиту с высотой 107×115 км. Стаффорд и Сернан наблюдали, как удаляется CSM. «Не скучай там, Джон», — попрощался Стаффорд. «И не улетай без нас», — пошутил Сернан. «Не волнуйтесь», — буркнул Янг. Обычные «приколы» летчиков — испытателей перед рискованным предприятием. Но Стаффорд и Сернан хорошо понимали, что на их аппарате невозможно вернуться на Землю. Если что‑то выйдет из строя, Янг должен будет их найти и забрать из лунного плена. Джон был их «единственным билетом домой».

Позже Сернан вспоминал: «Я был спокоен, зная, что над нами Джон Янг. Пилоты CSM были лучшими летчиками в нашем деле. Спросите любого, кто шел к Луне, о парне, оставшемся на орбите, хотели бы они другого спасателя? Наше доверие Джону было абсолютным: он всегда точно знал, что мы делаем и где». Тем не менее 100–процентной гарантии, что «Снупи» и «Чарли» снова встретятся, не было.

Двигателями ориентации развернули «паука» в нужное положение. Поскольку в LM не было никакой звукоизоляции, каждое включение маневровых движков звучало как «удар молотка о мусорное ведро». Вернувшись на Землю, Стаффорд скажет, что никогда не летал ни на чем более шумном, чем «Снупи».

«Мы зажгли двигатель, — сообщил Сернан. — Мы идем!» «Большой Брат наблюдает за вами», — отозвался капком Чарли Дьюк.

Требуется 27 секунд, чтобы изменить орбиту LM. Если ЖРД проработает на 2 секунды дольше, модуль может упасть на Луну. Стаффорд и Сернан почти сразу ощутили уменьшение высоты. В течение

19 минут изогнутый горизонт Луны постепенно выравнивался. Стаффорд: «Поверхность вырисовывается все ближе и ближе… О расстояниях трудно судить… Летим ненамного выше воздушного лайнера над землей… Из‑за горизонта появляются горы, края огромных кратеров, утесы, гигантские валуны там и тут, некоторые размером с пятиэтажный дом… Кажется, до гор можно дотронуться, так они близко… Тени удлиняются. Равнина Спокойствия, гладкая, как мокрая глина, похожа на пустыню у Эдвардса…» Были проблемы со связью, мешавшие капкому Дьюку слышать «Аполлон-10». Янг транслировал в ЦУП: «Околачиваются среди валунов!»

Участок для посадки выглядел довольно чистым в центральной области. Но Стаффорд заметил — если LM «Аполлона-11» промахнется всего на несколько миль, ландшафт изменится: «Я оцениваю поверхность как ровную на 25–35 %. Если у парней будет достаточно времени для парения, это не должно вызвать проблем. Но если снижаться чуть в стороне и не иметь достаточно времени, окажешься перед необходимостью уйти…»

Проходя периселений, пилоты LM испытали радиолокатор посадки с высоты от 23 до 14,3 км. Янг секстантом СМ отслеживал LM до высоты 22,5 км, пока LM не оказался вне поля зрения. Стаффорд фотографировал Море Спокойствия так часто (каждые 3 с), что камеру заело и из нее пошел дымок.

Снова включен ЖРД ПС, и LM перешел на орбиту с периселением 22 км и апоселением 359 км. Испытывали радиолокатор встречи на орбите во взаимодействии с приемоответчиком CSM. Пройдя второй раз периселений, стали готовиться к сбросу ПС, включению ЖРД ВС и выходу на орбиту сближения с CSM. Перед включением пиропатронов Сернан предупредил: «Они могут пнуть нас». Надели шлемы и перчатки, в которых трудно нажимать выключатели. Сернан переключил навигационный контроль (AGS) в положение «держать высоту». Пилоты знали процедуру наизусть, поэтому едва смотрели на выключатели. В какой‑то момент Стаффорд инстинктивно коснулся того же самого выключателя, переключив AGS обратно на «автомат», дав радару LM команду искать CSM. Сернан включил движки ориентации, чтобы сообщить кораблю ускорение для подачи топлива в основной двигатель, и… внезапно «ад взорвался»! «Вау!..» Лунный горизонт за окнами начал резко заваливаться, и LM затрясло! «Снупи» сошел с ума! По показаниям приборов, ПС отстрелилась, но ступени явно бились друг о друга! LM завалился на 180° по крену и 233° по тангажу. Оказалось, радар вместо «Чарли Брауна» нашел более крупную цель — Луну — и предлагал лететь к ней. Все встало вверх ногами, лунная поверхность за окнами модуля качалась, подпрыгивала и вращалась…

Стаффорд: «Замок подвески…?!»

Сернан: «Что, черт возьми, случилось? Что‑то не так с гироскопом?»

Стаффорд: «Хьюстон. У нас неприятности!»

Диспетчеры ЦУПа вскочили на ноги, не веря тому, что «плясало» на их дисплеях — все происходило слишком быстро, чтобы они могли помочь астронавтам. «Снупи, — встревожено вызывал Чарли Дьюк, — как гироскопы?»

Кабину закручивало, несущийся в окнах ландшафт «смазывался», скрадывая высоту и создавая иллюзию катастрофического падения. Сернан воскликнул: «Мы падаем прямо на камни! Спустились почти до вершин холмов…» Пролетавшая в окнах Луна выглядела ужасно близкой, за считаные секунды они вновь провалились до высоты 14,3 км. Сернан кинул взгляд на индикаторы положения — они безумно вращались, «охотясь» за несуществующим горизонтом. Снова поверхность, теперь вверх ногами… Стаффорд видел, что гироскопы в основной системе наведения могут встать на упоры: «Давай переведем AGS на высоту…» «О’кей, — задыхался Сернан. — Давай… давай выключим AGS!» Частота пульса у него подскочила до 129 ударов в минуту. «Черт возьми! Давай выходить из AGS…»

Джон Янг в CSM все это слышал: «Я не знаю, что вы, парни, делаете, но делайте это быстрее. Вы пугаете меня…»

Командир ударил кулаком по кнопке, избавляющей их от тяжелой ПС, чтобы иметь возможность эффективно работать двигателями ориентации ВС, затем отключил компьютер и схватился за ручное управления. Страшный эпизод, длившийся 15 секунд, в течение которых LM сделал приблизительно 8 кувырков, закончился так же стремительно, как начался. Стаффорд в течение 8 секунд восстановил управление аппаратом (до того, как гироскопы встали на упоры), но за стабилизацию положения еще пришлось побороться.

Как только положение нормализовалось, улыбки диспетчеров ЦУПа растянулись так, что они «могли бананы есть боком». После анализа данных эксперты определили, что если бы кувырки продолжались еще две секунды, фатальный исход был бы почти неизбежен. Запас топлива ВС для основного и маневровых ЖРД был неполным (1188 + 278 кг), чтобы точно имитировать динамику взлета с высоты 15 км, и при провале на высоту 14 км его могло не хватить.

Основной ЖРД ВС работал 15 секунд, имитируя старт с поверхности Луны. Высота апоселения стала 86 км — на 26 км ниже CSM, который удалился уже на 274 км. Измеритель дальности работал с расстояния 550 км. Спустя час за 27 секунд работы двигатели ориентации перевели ВС на круговую орбиту с периселением 77 км и апоселением 87 км, а еще через час ВС была в 28 км от CSM (проблесковый огонь которого был виден с 77 км). Еще 15 секунд работы двигателей ВС — и на 16–м витке CSM и ВС вышли из‑за Луны уже в режиме группового полета на расстоянии нескольких метров друг от друга. «Я чувствую себя лучше», — сказал Сернан с глубоким облегчением, когда лунная поверхность осталась далеко внизу и уже не грозила поглотить их.

Последнее беспокойство: если ВС и CSM не состыкуются, то придется максимально сблизиться, разгерметизировать обе кабины, открыть люки, и Стаффорд с Сернаном перейдут из ВС в СМ без стыковки. Задача пилота ВС — правильно ориентировать кабину, стыковку осуществляет пилот СМ. Стаффорд: «Хьюстон, мы в трех футах. Готовы. Все хорошо. Не вызывайте нас…» Затем — «бум!» и звук быстро защелкивающихся замков. Раздельный полет продолжался около 8 часов. Стаффорд: «Хьюстон, Снупи и Чарли Браун в крепких объятиях!» Это было все равно что вернуться домой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествия к Луне"

Книги похожие на "Путешествия к Луне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Марков

Александр Марков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Марков - Путешествия к Луне"

Отзывы читателей о книге "Путешествия к Луне", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.