Александр Марков - Путешествия к Луне

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествия к Луне"
Описание и краткое содержание "Путешествия к Луне" читать бесплатно онлайн.
Книга рассказывает о Луне: о ее наблюдениях с помощью телескопа, об изучении ее поверхности и недр автоматическими аппаратами и о пилотируемых экспедициях астронавтов по программе «Аполлон». Приведены исторические и научные данные о Луне, фотографии и карты ее поверхности, описание космических аппаратов и детальный рассказ об экспедициях. Обсуждаются возможности изучения Луны научными и любительскими средствами, перспективы ее освоения. Книга предназначена тем, кто интересуется космическими исследованиями, приступает к самостоятельным астрономическим наблюдениям или увлечен историей техники и межпланетных полетов.
На лицевой стороне переплета: ракета «Сатурн-5» перед своим первым стартом. Раннее утро 9 ноября 1967 г. Готовится беспилотный запуск «Аполлона-4» на околоземную орбиту.
На последней стороне переплета: фото убывающей Луны, полученное 15 января 1999 г. с помощью 67–мегапиксельной камеры, установленной на 2,2–метровом телескопе Европейской южной обсерватории в Чили (ESO Press Release 02/99. http://www.eso.org/public/outreach/press‑rel/pr-1999/pr-02–99.html).
На переднем форзаце: вид Земли с орбиты. Снимок выполнен экипажем «Аполлона-11» в начале лунной экспедиции.
На заднем форзаце: панорама Луны, восходящая Земля и командный модуль «Аполлона-16». Снимок сделан с посадочного модуля после разделения.
Макдивитт присоединился к Швейкарту, они включили источники питания LM, проверили основные переключатели и индикаторы, шланги подачи кислорода из бортовых запасов LM, установили шторки на окнах и расправили опоры посадочного шасси. Затем они провели первый 7–минутный телерепортаж, показав кабину ВС LM и друг друга; качество изображения было удовлетворительным. Потом испытали в работе двигатель посадочной ступени (ПС) LM. Вибрация вызвала отслоение облицовки теплозащитного покрытия в некоторых местах LM. Обесточив бортовые системы LM, Макдивитт и Швейкарт вернулись в СМ.
Рис. 6.13. Последняя ступень ракеты «Сатурн-5» с кораблем «Аполлон». Слева: в верхней части виден командно — служебный модуль, а лунный модуль скрыт корпусом ракеты. Справа: створки переходника отстрелились, освободив CSM и обнажив LM.
Рис. 6.12. Ракета «Сатурн-5» в стратосфере, на высоте 63 км, за несколько секунд до отстыковки первой ступени (середина 3–й минуты полета). Фото сделано с борта самолета длиннофокусным объективом.
На 4–е сутки полета был запланирован выход Швей- карта из LM в открытый космос. Но поскольку накануне у него дважды были приступы рвоты, Макдивитт принял решение отказаться от полного выхода с переходом по корпусу КК в СМ, а ограничиться разгерметизацией LM, открытием люка и выходом Швейкарта на площадку LM для испытания автономной ранцевой СЖО PLSS. Швейкарт и Макдивитт перешли через лаз в LM. Швейкарт надел PLSS, все закрыли свои скафандры, СМ и ВС были разгерметизированы. У обеих кабин открыли люки. Через 2 минуты Швейкарт надел на шлем рамку с защитными козырьками и прикрепил 8–метровый фал, еще через 2 минуты начал выбираться из люка ногами вперед.
Он стоял на площадке перед люком, укрепив ноги в фиксаторах. Когда пролетали над Тихим океаном, он посмотрел вниз и воскликнул: «Парни, вот это вид!» Скотт через открытый люк СМ фотографировал Швейкарта, а тот фотографировал CSM и Скотта, высунувшегося из люка.
Рис. 6.14. «Вот это вид!» Дэйвид Скотт в обрезе люка командного модуля «Аполлона-9». Фото Рассела Швейкарта.
Макдивитт передал кинокамеру Швейкарту, а фотокамеру за привязной фал втянул в кабину. Швейкарт докладывал, что чувствует себя хорошо, что скафандр очень комфортен и он не испытывает никаких затруднений. Радиосистема PLSS обеспечивала уверенную связь Швейкарта с Землей (для ретрансляции использовалась радиосистема CSM). По приказанию Макдивитта Швейкарт начал возвращение в LM. Ровно через час после разгерметизации люки были были закрыты и давление в кабинах восстановлено. Испытание скафандра EV и ранцевой системы PLSS прошло успешно.
На 5–е сутки полета был намечен самый важный и рискованный эксперимент — автономный полет LM.
Рис. 6.15. Р. Швейкарт испытывает лунный скафандр с системой жизнеобеспечения на внешней поверхности лунного модуля «Аполлона-9».
Швейкарт и Макдивитт перешли в LM и через пару часов, расстыковавшись с CSM, отошли от него на 15 м. Затем каждый из аппаратов начал медленно поворачиваться, чтобы с соседнего можно было произвести его визуальный осмотр и фотографирование с различных сторон. После этого CSM перешел на орбиту с удалением от LM на 4–5 км. Макдивитт ориентировал LM так, чтобы CSM постоянно находился в пределах видимости, а Швейкарт с помощью бортового радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите, определял дальность до CSM и его радиальную скорость. Швейкарт установил гиро- стабилизированную платформу основной системы наведения LM и ввел уточненные данные в аварийную систему наведения, которую предстояло испытать.
Рис. 6.16. Лунный модуль с раскрытыми опорами напоминал паука.
Включив ЖРД ПС, стали менять тягу в пределах 10–40 % от полной (4,4 т); при тяге в 20 % от полной Швейкарт отметил сильную вибрацию. LM перешел на орбиту с апогеем 253 км. «Не потеряй наши следы, Дэйв», — в шутку попрощался командир. Скотт должен был все время держать CSM готовым для «зеркального отображения» маневра LM, чтобы немедленно двинуться к лунному модулю, если его управление откажет.
Корабли расходились, превращаясь друг для друга в крохотные звездочки. Когда «паук» удалился от CSM на 89 км, провели испытание радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну. Скотт в это время производил измерения с помощью секстанта CSM. Спустя 3 часа после расстыковки Макдивитт во второй раз включил ЖРД ПС и перевел «паука» на почти круговую орбиту на 20 км выше орбиты CSM. После почти 4 часов автономного полета взрыв пиропатронов разделил взлетную и посадочную ступени LM. Через некоторое время заработал основной двигатель ВС и началось его сближение с CSM. Маленькая звездочка в окне Скотта снова медленно превратилась в «золотого комара», затем в «муху», и наконец очертания LM — уже без «паучьих ног» — стали узнаваемы. Макдивитт включил проблесковый маячок и услышал в наушниках голос Скотта: «Ребята, вы самое значительное, дружелюбное и забавное зрелище, которое я когда‑либо видел. Только вы опять перевернулись вниз головой!» «Вот и я только что подумал, что кто‑то из нас не так повернулся, — ответил Макдивитт. — Парень, ты все время очень странно висишь».
Рис. 6.17. Взлетная ступень LM приближается к командному модулю. «Ребята, вы опять летите вниз головой!»
Началась операция причаливания. Солнечный свет, падавший на окно LM, мешал Макдивитту ориентироваться: «Дэйв, я не вижу. Дай мне подойти немного поближе». Скотт: «Продолжай приближаться по чуть — чуть… Немного вперед и вправо…» Когда щелчки электрозамков возвестили о благополучной стыковке, Макдивитт облегченно вздохнул: «Давно я не слыхал такого приятного звука». Стыковка завершилась. Макдивитт чувствовал себя «как выжатый лимон». Хьюстон посоветовал ему отдохнуть, но он радировал в ответ: «Если я сделаю перерыв, то засну на три дня!»
Перед тем как покинуть LM, астронавты привели бортовые системы в такое состояние, чтобы можно было по команде из CSM включить ЖРД ВС. Отделили CSM от ВС и с помощью двигателей ориентации отвели его на 1,5 км. Затем включали двигатель ВС и перевели ее на орбиту с апогеем 7000 км. По завершении испытания ВС в ЦУПе было объявлено, что выполнено 97 % задач, запланированных на полет. В течение последних 5 суток астронавты продолжали испытания бортовых систем, фотографирование, наблюдения наземных ориентиров, проводили эксперименты по связи. 13 марта СМ приводнился.
Успешный полет «Аполлона-9» стал рубиконом программы: аэрокосмическая промышленность США создала комплекс для пилотируемого полета на Луну. Американцы почувствовали, что теперь они соревнуются только с собой и отступать им некуда — «мосты сожжены».
6.6. «Аполлон-10». Генеральная репетиция
Казалось бы, зачем посылать «Аполлон-10» к Луне в полном комплекте (CSM+LM), со всеми сопутствующими рисками — и не попытаться прилуниться? Но ЦУП категорически возражал: баллистики не знали, как повлияют на траекторию CSM и LM масконы (скопления высокоплотных масс под лунными морями), не собьют ли они с курса LM при спуске к Луне и после старта с нее и сближении с CSM. К тому же диспетчерам ЦУПа нужно было приобрести опыт поддержки связи на таком расстоянии с двумя кораблями одновременно и навык обработки большого потока навигационных данных.
Директор программы генерал С. Филлипс решил: генеральная репетиция необходима, поскольку надо убедиться в работе радиолокаторов прилунения и встречи LM и CSM на орбите, а также исследовать участок посадки «Аполлона-11» и подходов к нему с высоты не менее 15 км. Достижение Луны по программе «Аполлон» напоминало восхождение на Эверест с созданием базовых лагерей на ключевых этапах траверза. «Базы» лунной эпопеи — это испытательные экспедиции «Аполлон-7…9», отработавшие все нюансы космического пилотажа на пути к Луне. «Аполлон-10» летел, чтобы «установить штурмовой лагерь в 15 километрах от вершины».
Экипаж — самый опытный в лунном отряде, его готовили на 1000 часов дольше, чем других. Командир — Томас (Том) Стаффорд, 39 лет, полеты на «Джемини-6» и «Джемини-9». В начале 1968 г. Стаффорд надеялся, что имеет шанс лететь в первое прилунение, но судьба отвела ему менее эффектную, но не менее важную роль «фронтового разведчика».
Рис. 6.18. Экипаж «Аполлона-10»: Т. Стаффорд, Д. Янг, Ю. Сернан (слева направо) на фоне стартового комплекса.
Пилот CSM — Джон Янг, 39 лет, полеты на «Джемини-3» и «Джеми- ни-10». Отличный пилот и инженер, специалист по системам CSM, обладающий сдержанным юмором и железным хладнокровием. Станет первым землянином, летавшим вокруг Луны в полном одиночестве.
Пилот LM — Юджин (Джин) Сернан, 35 лет, полет на «Джемини-9», острый ум, умение быстро обучаться, любит популярность и тусовки, сопровождающие профессию астронавта; пару раз Стаффорду пришлось «отнимать» его у репортеров и возвращать к работе. Как пилот LM, отвечает за работу его систем у Луны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествия к Луне"
Книги похожие на "Путешествия к Луне" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Марков - Путешествия к Луне"
Отзывы читателей о книге "Путешествия к Луне", комментарии и мнения людей о произведении.