Владислав Костюченко - Класическая веданта и неоведантизм

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Класическая веданта и неоведантизм"
Описание и краткое содержание "Класическая веданта и неоведантизм" читать бесплатно онлайн.
В книге анализируется история веданты — одной из древнейших философских школ Индии Автор показывает, как формировались идеи веданты в знаменитых памятниках древнеиндийской мысли («Упанишады», «Гита». «Брахма-сутра»), как происходило выделение трех главных направлений в рамках веданты и, наконец, как трансформировались эти направления в период Нового времени. Особое внимание уделяется видоизменению ведантистских идей в трудах таких выдаюшихся мыслителей Индии XIX–XX вв., как Вивекананда, Тагор, Гхош, Ганди, Радхакришнан.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов, а также для тех, кто интересуется историей индийской философии и в более широком плане — историей индийской культуры.
253
Биографию Рамануджи подробнее см.: Esnoul А. М. Ramanuja et la mystique vishnouite. Paris, 1964.
254
Ibid., p. 82.
255
Особую значимость данной работе придает, по мнению ряда исследователей, также и то обстоятельство, что она (ввиду содержащихся в ней многочисленных ссылок на упанишады) по существу выполняет, кроме всего прочего, функции сжатого комментария к упанишадам, обязательного для ачарьи, но формально отсутствующего у Рамануджи.
256
В ходе подготовки главы были использованы преимущественно эти три работы Рамануджи Ramanuia's Vedarthasamgraha, ed by J. В. van Buitenen. Poona. 1956 (в ссылках сокращ ВАС., и далее — разбивка текста по Бьюитенену); Sribhashya of Ramanuja, ed by R. D. Karmarkar. 1959—1964ю parta 1—III (далее — ШБ в квадратных скобках — параграфы по Кармаркару); Sri Bhagavad Gita, with the Bhashya of Sri Ramanuja on the Bhagavadgita. Varanasi, 1968 (далее — ГБ). Кроме того использованы отрывки из «Щаранагатигадьи» представленные в издании Yamunacharya М. Ramanuja's teachings in his own words. Bombay, 1963.
257
Srinivasa Chari S. M. Advaita and vishishtadvaita. A study based on Vedanta. Desika Satadushanf. Varanasi. 1976.
258
Рамануджа правда, различает общезначимые и необщезначимые (сон, мираж) познавательные содержания, но те и другие для него реальны (Hinyanna М. Indian philosophical Studies. Mysore, 1957, p. 57–61).
259
Srinivasachari P. N. The Philosophy of vishishtadvaita. Madras, 1970, p. 65.
260
Ibid., p. 77.
261
Представление о «бесконечности бесконечностей» (ананта ананта) зарождается в индийской философии довольно рано (в особенности в джайнизме). См Seal В. The positive sciences of the ancient Hindus. Patna, 1958, p. 94.
262
Характерно, что Рамануджа различает понятия сварупа и свабхава. Первое у него — неизменная глубинная суть Брахмана как таковая, второе — эта же суть как основа всего производного (Carman J. В. The Theology of Ramanuja. London. 1974, p. 88–97).
263
Первые два типа связей выступают в особенности в онтологии ньяя-вайшешики, третья характеризует отношение Брахмана и мира в адвайте.
264
Ср. соответствующее «взаимодополнение» этих аспектов у Платона (выявляющееся напр. при сопоставлении диалогов «Парменид» и «Тимей»).
265
См.: Ленин. В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 277.
266
Carman J. В. Op. cit., ch. 2.
267
Bharadwaj К. D. The philosophy of Ramanuja. New Delhi. 1958, p. 70–71.
268
Ibid., p. 48.
269
Ibid., p 66–67.
270
О типологических сходствах и различиях обеих теологии см. Otto R. India's religion of grace and Christianity. London, 1930.
271
Yamunacharya M. Op. cit., p. 128–132.
272
Carman J. В. Op. cit., ch. 17.
273
См. История Индии в средние века. с. 426–429.
274
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.
275
О взглядах Нимбарки и Валлабхи см. Radhaknshnan S. Introduction — The Brahma sutra. London, 1960, p. 78–82, 88–93.
276
Siauve S. La doctrine de Madhva. Pondicherry, 1968, p. 4–5.
277
Под именем Пурнапраджни он нередко фигурирует в традиционных «сводах систем», напр. в «Сарва даршана-самграхе» Мадхава-чарьи. Madhu— досл. «мед».
278
Ее заглавие — «Madhvavijaya», досл. «торжество Мадхвы».
279
Перечень этих работ и их краткую характеристику см.: Sharmа В. N. К. A history of dvaita school of vedanta and its literature. vol. 1 Bombay, 1960.
280
Знание смрити Мадхва получил от отца, обладавшего почетным титулом бхатта. Детальный анализ философских трактатов Мадхвы см.: Naga Raja Sharma R. Reign of realism in Indian philosophy. Madras. 1937.
281
При подготовке данной главы были использованы оригинальный текст комментария Мадхвы (The Brahmasutra Bhashya of Sn Madhvaca rya Musore, 1911 (далее — МБ) и перевод The Vedanta-sutra, with commentary by Sri Madhvacharya, transl. by S. Subba Rao. Madras, 1904, а также Ananda Tirtha Tattvasamkhyana. Bombay, 1896 (далее — ТС). Что касается «Анувьякхьяны» (АВ), то ряд наиболее существенных отрывков из нее (оригинал и перевод) см.: Siauve S. Les hierarchies spiri tuels selon L'Anuvyakhyana de Madhva. Textes choisis et traduits Pondic herry, 1971. Мы цитируем данное издание.
282
Siauve S. La doctrine de Madhva, p. 237.
283
Отметим, что это «середина», определяемая при привлечении не только индийского материала. В Индии же это, скорее крайность, поскольку подлинного и безусловного креационизма там (во всяком случае, до Нового времени) просто не существовало.
284
Sri Anandatirtha. Mahabharata-tatparya-nirnaya. Bombay, 1892, p. I, 69–71.
285
Конечно, и в Брахмане можно представить себе никогда нереализуемую возможность, например свойство быть не всемогущим (АВ III 2, 157), но это, по Мадхве, результат двойной операции приписывания высшей реальности свойств низшей, а затем снятие такого «наложения» (т. е. некая познавательная операция, а отнюдь не нечто онтологически реальное — таттва).
286
У основателей обеих систем прослеживается, скорее, атеистическая тенденция (см.: Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. Марксистский анализ. М., 1974, гл. 16).
287
Sarma В. N. Philosophy of Sri Madhvacarya. Bombay, 1962, ch. XXVI.
288
К числу такого рода «промежуточных» теорий (разумеется, весьма различных по их конкретной форме) в европейской традиции следует отнести, по видимому, учение, развиваемое в Платоновой «Тимее».
289
Siauve S. La doctrine de Madhva, p. 164–165.
290
Pathiadam J. Gott, Welt und Mensch bei Madhva. Munster. 1975, S. 162.
291
Sarma В. N. Op. cit., ch. VII.
292
Siauve S. Les hierarchies, p. 99—111.
293
Ibid., p. 5.
294
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 164.
295
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 131.
296
Там же, с. 132.
297
См. Рейснер И. Очерки классовой борьбы в Индии. Ч. I. М., 1932. с. 84.
298
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 228–229.
299
См. Новая история Индии. М., 1961., с. 537.
300
Forbes G. Н. Positivism in Bengal. Calkutta, 1975, p. 37.
301
Термин «неоведантизм» мы употребляем вслед за индийскими историками философии. См. в особенности Malhotra S. L. Social and political orientations of neo-vedantism. Delhi, 1970. Биографические сведения о крупнейших философах Индии XIX в. ведантистской ориентации см. Костюченко В. С. Вивекананда. М., 1977, гл. I.
302
См., напр., Комаров Э. Н., Литман А. Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчандра Ганди. М., 1969, с. 15, Рыбаков Р. Б. Основные черты буржуазной реформации индуизма — Религии и атеизм в Индии. М., 1973, с. 127.
303
Majumdar В. History of Indian Political Thought. Calcutta, 1960, p. 429, Mookerjee G. К. The Indian Image of Nineteenth century Europe. London, 1967, p. 24.
304
Для сравнения стоит лишь вспомнить отчетливо выступающую в европейском Возрождении «дехристианизацию» (хотя бы и неполную) платонизма и аристотелизма. Можно сказать, что в Европе «перекрещивание» двух традиций (греческой и ближневосточной) позади многовекового развития одной (хотя, разумеется, и неоднородной) традиции, в Индии же — как раз наоборот.
305
О возрождении в Индии аутентичного древнеиндийского натурализма (свабхава-вады) см.: Литман А. Д. Традиции философского натурализма в Индии и мировоззрение Деватмы. М., 1982.
306
Благожелательное отношение к атомизму ньяя-вайшешики мы находим уже у Рам Мохан Рая (The English works of Raja Rammohun Roy, vol. I. Allahabad., 1906, p. 156, далее — EWR). Впоследствии теорию атомов как материальной причины мира, наряду с действующей (Брахманом) отстаивает Даянанда (Swami Dayananda. The light of truth (saty artha prakasha). Allahabad., 1939, p. 295).
307
Разница в том, что в XIX в конкретные этико-психологические и социальные стороны проблемы человека оказываются намного существеннее, чем слекулятивно-метафизические
308
См. Религии и атеизм в Индии, с. 88.
309
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190.
310
См. Костюченко В. С. Вивекананда, гл II.
311
Swami Vivekananda. The complete works, vol. V. Vol I–VIII, Mayavati, 1947–1951, p. 29 (далее — VCW).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Класическая веданта и неоведантизм"
Книги похожие на "Класическая веданта и неоведантизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владислав Костюченко - Класическая веданта и неоведантизм"
Отзывы читателей о книге "Класическая веданта и неоведантизм", комментарии и мнения людей о произведении.