Кло Андре - Харун Ар-Рашид

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Харун Ар-Рашид"
Описание и краткое содержание "Харун Ар-Рашид" читать бесплатно онлайн.
Благодаря сборнику арабских сказок «Тысяча и одна ночь» Харун ар-Рашид (763–809) стал едва ли не самым известным правителем мусульманского мира. Однако личность Харуна и реальные события, происходившие в его царствование, как правило, оставались в тени его сказочного прототипа. Книга французского востоковеда Андре Кло призвана показать читателям истинное лицо легендарного халифа. Если большинство читателей знает Харуна ар-Рашида как изнеженного и капризного государя, наслаждающегося жизнью в окружении наложниц и музыкантов в своем багдадском дворце, то реальность совсем иная: с самого детства Харун был вынужден бороться за жизнь и власть. Младший сын халифа Мутасима и йеменской рабыни, он с трудом уцелел в правление своего старшего брата. Став халифом, Харун столкнулся с множеством трудностей: в наследство от предков ему досталось неулаженные споры между потомками пророка Мухаммада, притязавшими на власть, религиозные распри между суннитами и шиитами. Огромную мусульманскую империю, населенную самыми разными народами, нелегко было удержать в повиновении. Но трудности лишь закалили характер Харуна: своим современникам он был известен прежде всего как удачливый военачальник, успешно воевавший с Византийской империей и железной рукой подавлявший внутренние мятежи. Халифу также пришлось лавировать среди хитросплетений дворцовых интриг: заподозрив в измене семейство Бармакидов, верой и правдой служившее ему с самого начала его правления, Харун без колебаний отправил его на эшафот. Впрочем, этот портрет был бы неполон, если бы автор биографии не вспомнил роль Харуна как покровителя искусства и науки. Именно этот халиф дал мощный толчок для культурного развития Багдада, который при нем стал самым густонаселенным городом мира. При Харуне столица халифата познала стремительный экономический рывок: купцы и мореходы посещали крупнейшие рынки Европы и Азии, превратив Багдад в экономический центр мира.
Таким образом, имелось три основных области производства текстиля: Фарс, Хузистан и, главное, египетская дельта. В Фарсе около тридцати центров, в частности, Фаса, Куркуб, Казарун, Тавадж, производили вышитые шелка, обивочные ткани и шерстяные драпировки, ковры с узелками по краю и стрелкой компаса, одежду из хлопка. Хузистан специализировался, главным образом, на льняных тканях, различных видах парчи и шелка. Что касается нильской дельты, то ее города, которых насчитывалось около двадцати, рассылали по всей империи и за ее рубежи плотные обивочные ткани и легкую вуаль, льняные ткани, вышитые золотом, газ, вуаль всех цветов и разновидностей, ткани с разводами: «все виды ткани», отмечает Якуби, добавляя, что в Тинисе «делают дорогие ткани, толстые или тонкие, такие же, как ткут в Дабике, газ, ткань в полоску, бархатистую и украшенную бахромой или разводами».
Другие производстваПо сравнению с текстилем, бумагу арабы аббасидской эпохи производили в не слишком впечатляющих количествах. Но нужно ли подчеркивать то, какие судьбоносные последствия имело внедрение, развитие, а затем и передача этой технологии Западу?
Вплоть до VIII в. люди писали на пергаменте и папирусе; первый представлял собой выдубленную овечью кожу, а второй — листы спрессованного и склеенного крахмалом растительного волокна. Омейяды использовали папирус, Аббасиды — пергамент, «потому что хотели этим сделать [документы] более внушительными, а также гарантировать их подлинность и долговечность» (Ибн Халдун). Но в 751 г. в Таласской битве арабы разбили полководца Гао Сяньчжи, захватив в плен нескольких китайцев, знакомых с технологией производства бумаги изо льна и конопли. Пленников отправили в Самарканд, где они построили фабрику. Затем эта технология, как и многие другие китайские заимствования, начала свой путь на запад. В 794–795 гг. Джафар Бармакид, по совету своего отца Фадла, в то время наместника Хорасана, открыл в Багдаде первую в арабском мире бумажную фабрику. Через несколько лет такое же производство появилось в Андалусии, Марокко, на Сицилии, в Дамаске и Тивериаде. Лучшей еще долго оставалась бумага, сделанная в Самарканде. Вскоре Египет отказался от папируса и, в свою очередь, начал выпускать бумагу. Остальные страны, во главе с Византией, покупали бумагу у арабов.
Не меньшее значение имела обработка металлов, хотя нехватка дерева ограничивала разработку имеющихся месторождений. Металлы ввозились из Африки, но в основном из Европы и Индии. Многочисленные мелкие мастерские изготавливали предметы повседневного обихода из железа и меди. В любом городе были производители, которые сами продавали свою продукцию. Почти повсеместно изготавливали ворота для крепостей, цепи, инструменты и т. д. Харран в Сирии специализировался на производстве весов и научных инструментов, в том числе астролябий, песочных часов и клепсидр. Чуть ли не везде было развито оружейное производство, использовавшее технологии, которые позволяли получить мечи, одновременно прочные и гибкие (некоторые секреты передавались от отца к сыну). Эти приемы, по большей части почерпнутые в Индии, применялись, в частности, в Дамаске, уже получившем известность за высокое качество своего оружия, а вскоре и в Толедо. На Кавказе, где имелись месторождения железа, производились латы и кольчуги. Кроме того, имел место ввоз оружия, например знаменитых франкских и славянских мечей, с Запада.
Золото и серебро обрабатывали во множестве центров, часть которых принадлежала халифу. Здесь изготавливали дорогостоящие предметы: чаши, блюда, филигрань, эмали, всевозможные украшения, образцом для которых служили произведения эллинистического и сасанидского искусства. Эти мастерские также в огромном количестве выпускали подсвечники, настенные светильники, изображения фантастических животных и растений, музыкальные инструменты, изваяния диких зверей и птиц для украшения дворцов в больших городах. Багдад, Марокко, Йемен, а главное, Кордова, славились изделиями из кожи — седлами, упряжью, ремнями, шкатулками, сумками, — сравнительно недорогими, хотя их часто отделывали золотом и драгоценными камнями.
На высоком уровне развития находилось производство духов. Западный Иран был одним из основных центров, поскольку именно здесь умели извлекать различные эссенции — нарцисса, лилии, жасмина, — которые потом отсылали в Багдад и крупные города, где их смешивали с фиалкой и розой. Розовую воду производили в значительном количестве, поскольку она использовалась не только в качестве духов, но также и в кулинарии. Духи также входили в состав мазей, косметики и сиропов. Целый ряд лекарственных средств, почерпнутых из Индии, изготавливали из растений, цветов и некоторых минералов, вроде буры и квасцов, которые либо добывали на месте, либо ввозили. Производство медикаментов, наркотиков, ароматической воды, не говоря уж о многочисленных афродизиях, кормило множество мелких предприятий, доля которых на рынке была отнюдь не малозаметной.
Множество людей было занято и в других отраслях: например, в Египте выращивали сахарный тростник, который затем экспортировали в остальные регионы мусульманского мира и за рубеж, а также можно отметить производство керамики, занимавшее одно из первых место по своим объемам и количеству рабочих и ремесленников. Из мастерских, рассеянных по всей империи, особенно в Месопотамии и Сирии, выходили бесчисленные фаянсовые изразцы, использовавшиеся для облицовки стен домов, а также вазы, блюда, кувшины и сосуды для воды как для повседневного применения, так и более роскошные. Мастерские Египта и Сирии в большом количестве выпускали изделия из стекла, известного с давних времен. Вскоре началось производство стекла в Иране и Андалусии. Его вывозили даже в Китай.
Упомянем также о строительной индустрии с ее каменщиками, обжигальщиками кирпича и мастерами, которые обрабатывали и наносили штукатурку, один из основных элементов внутренней отделки, плотниками и т. д. В некоторых городах, вроде Багдада, важную отрасль представляло собой судостроение. Ее продукция была разнообразной: барки для перевозки товаров, шлюпки, принадлежавшие халифу и принцам, военные корабли (некоторые делались огнеупорными на случай обстрела византийскими снарядами с нефтью или гранатами с взрывчатой смесью). Согласно Якуби, в Убулле, крупном порту возле Басры, строили суда, «соединяя вместе сшитые куски дерева. Они доходят до Китая».
Многие другие промыслы обеспечивали людей предметами, в которых они нуждались или экспортировали. Корзинщиков, кузнецов, кожевников, резчиков по дереву, сапожников, плотников, столяров, тележников можно было найти в любой, даже самой маленькой деревне. Они применяли технические достижения, унаследованные от предыдущих поколений, — колесо, мехи, лебедку, методы ирригации. Однако благодаря развитию точных наук и таланту своих ученых арабы сумели внести усовершенствования, которые увеличивали производительность и позволяли разнообразить продукцию. Созданию новых отраслей промышленности способствовал ввоз ранее неизвестных видов сырья (квасцов, индиго, шафрана), и отныне одни провинции империи обеспечивали потребности других. Обмену технологиями и знаниями ничего не мешало. Производство шелка в Персии повлияло на развитие этой же отрасли в Нижнем Ираке, египетские льняные ткани стали образцом для подражания на берегах Каспия, месопотамские изделия из стекла копировали сирийские, а самаррские следовали за египетскими.
Новые нужды безостановочно растущего населения давали новые импульсы развитию производства, которое, в свою очередь, вело к росту торгового обмена сначала в масштабах мусульманского мира, а затем, все больше, и на тогдашней мировой арене.
Необычайная торговая экспансияРеки, а в еще большей степени наземные пути обеспечивали приток продовольствия и богатств во внутренние районы империи. Море доставляло продукцию мусульманских стран к самым дальним концам земли, а взамен обеспечивало их сырьем, необходимым для их промышленности. Но что дало начало этой торговой экспансии, которую можно сравнить только с выдающимися моментами индустриальной и коммуникационной революции XIX и XX вв.?
Рост крупных городов и связанное с ним увеличение потребления не объясняет всего. Как невозможно свести все к объединению ранее разрозненных территорий общим языком, религией и халифской властью. Существовали и другие причины, главная из которых связана с удивительной динамичностью народа после арабского завоевания, а главное, в течение десятилетий, последовавших за аббасидской революцией. Быстрота, с которой неправдоподобно малочисленные мусульманские отряды завоевали настолько обширные территории, а затем невероятный расцвет Багдада внушили арабам такой энтузиазм, какой впоследствии сопровождал лишь эпоху великих географических открытий, а затем повторился несколькими столетиями позже.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Харун Ар-Рашид"
Книги похожие на "Харун Ар-Рашид" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Кло Андре - Харун Ар-Рашид"
Отзывы читателей о книге "Харун Ар-Рашид", комментарии и мнения людей о произведении.