» » » » Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР


Авторские права

Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР
Рейтинг:
Название:
Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР
Издательство:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-397-01410-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Описание и краткое содержание "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать бесплатно онлайн.



Выздоровление, укрепление и подъем отечественной науки, образования, массовой культуры мышления — условие перехода России на инновационный путь развития, а точнее — условие самого существования России. В настоящий момент эта идея оформилась как строительство так называемого общества знания. По своей глубине и масштабу это проблема цивилизационного порядка. Она предполагает изменения во всей системе жизнеустройства страны и народа — создание новой многомерной ткани общественных отношений, нового языка и нового типа рациональности.

Данная книга — первый том единого труда. В ее первом разделе рассмотрены основные положения социологии и экономики «общества знания», которые вырабатывались в ходе проектирования и практической реализации программы Запада — ив апологетической, и в критической ветви общественной мысли. К началу XXI века накопилось достаточно сигналов, позволяющих скорректировать тот проект постиндустриального «общества знания», который был разработан в 70-90-е годы XX века в обстановке технократических иллюзий. Второй раздел посвящен истории дореформенного (российского и, в основном, советского) «общества знания», а также кризису этой системы в поздний советский период. Этот кризис был «стёрт» мощным системным кризисом в ходе демонтажа советского строя в 90-е годы.

Авторы приходят к выводу, что для работы над проектом будущего российского «общества знания» надо трезво оценить главные утраты от ликвидации СССР и советского строя и найти способы компенсации этих потерь.

Книга предназначена научным работникам, преподавателям и студентам, а также всем, кто размышляет над новейшей историей России и ее будущим.






Действительно, в «обществе знания» возросло значение образования как фактора, определяющего доходы работника, но зато углубилось расслоение социальных групп по доступу к образованию — стоимость высшего образования в США растет. В 1979 г. при среднем ежегодном доходе семьи в 42 тыс. долларов расходы на обучение одного ее члена в государственном колледже составляли 9,1 %, а в частном 20,7 % доходов. В 1994 г. они составили соответственно 14,4 и 38,7 %. В 1992 г. ежегодный доход высококвалифицированного специалиста (Professional) составлял 74,6 тыс. долл.; доктора наук (Doctorate) — 54,9 тыс.; магистра (Master) — 49,4 тыс.; бакалавра (Bachelor) — 24,4 тыс.; с незаконченным высшим образованием (Some college, no degree) — 19,7 тыс.; выпускника средней школы (High school graduate) — 18,7 тыс.; с неполным средним образованием (Not high school graduate) — 12,8 тыс. долларов [281].

Нечего и говорить о том, что ускоренным темпом росло в ходе глобализации и наступления «общества знания» социальное неравенство в международном разрезе. Это пришлось признать и в докладе Римского клуба, в целом апологетического. В нем сказано: «Отметим некоторые нерешенные вопросы, являющиеся предметом разногласий и споров, наиболее типичных для международных отношений:

• неравенство между богатыми и бедными, рост численности людей, живущих за чертой абсолютной бедности: в 1990 г. около 1 млрд человек имели годовой доход менее 370 долл. США;

• увеличивающийся разрыв между теми, кто имеет доступ к знаниям и информации, и теми, кто лишен такой возможности;

• отсутствие социальной справедливости…

Практически не существует сомнений в том, что сегодняшние тенденции и опасности обусловлены как глобальным масштабом современных проблем, так и страхом и агрессивностью наших современников» [135, с. 171–172].

Согласно данным Организации международного сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000 году 45 % пользователей Интернета находились в США и Канаде, 27 % — в Европе, 23 % — в азиатско-тихоокеанском регионе, 3,5 % — в Латинской Америке и 1,5 % — в Африке и странах Ближнего Востока. В Африке меньше международных каналов связи, чем в Сан-Паулу, Бразилия. Во всей Латинской Америке каналов связи примерно столько же, как в Сеуле, Республика Корея[101] [188].

Данные по странам на тот момент приведены в табл. 1.

После 2000 г. число пользователей в странах «второго эшелона» резко ускорилось. Но в бедных странах при этом расширился разрыв между общностью пользователей и остальной частью населения. Информационным технологиям стало даже придаваться как бы присущее им «антисоциальное» качество. На Всемирном Саммите ЮНЕСКО по информационному обществу президент Сенегала Абдулаи Вейд сказал: «Парадоксальным является тот факт, что хотя ИКТ [информационно-коммуникационные технологии. — Авт.] облегчают коммуникацию между глобальным и локальным уровнями, они же могут увеличивать цифровое неравенство между теми, кто участвует в процессе коммуникации, и теми, кому он недоступен» [188].

В 2005 г. был опубликован первый Всемирный доклад ЮНЕСКО («К обществам знания»). В нем не только подчеркивалось (уже в самом названии) неизбежное разнообразие «обществ знания», которые складываются в разных социокультурных условиях, но и признавался тот факт, что новые информационные технологии создают механизмы разделения людей. При этом отмечается важный факт: разрыв в доступе к новым средствам информации углубляет когнитивный разрыв между социальными и этническими обществами. Такого не наблюдалось, когда главным каналом передачи формализованной информации был печатный текст.


Таблица 1 Число пользователей Интернета на 100 жителей в 2001 году (в странах с населением 30 миллионов и более) [188]

Страна Кол-во пользователей Республика Корея 52,11 США 50,15 Канада 46,66 Япония 38,42 Германия 37,36 Великобритания 32,96 Италия 26,89 Франция 26,38 Испания 18,27 Аргентина 10,08 Польша 9,84 ЮАР 6,49 Турция 6,04 Таиланд 5,77 Бразилия 4,66 Мексика 3,62 Россия 2,93 Колумбия 2,70 Китай* 2,57 * Гонконг 38,68 Страна Кол-во пользователей Филиппины 2,56 Индонезия 1,91 Кения 1,60 Иран 1,56 Марокко 1,37 Вьетнам 1,24 Украина 1,19 Бангладеш 0,14 Египет 0,93 Индия 0,68 Алжир 0,65 Пакистан 0,34 Танзания 0,30 Судан 0,18 Нигерия 0,10 Эфиопия 0,04 Республика Конго 0,01 Мьянма 0,01

Источник: http://unstats.un.org/unsd/mi/mi_goals.asp

В докладе говорится: «Ряд препятствий по-прежнему сдерживают доступ к знанию. К тому же появляются и новые препоны, Разве можно согласиться на то, чтобы будущие „общества знания“ функционировали как некие закрытые клубы, доступные исключительно для „узкого круга избранных“? Будут ли „общества знания“ обществами совместного использования знания и общедоступной информации, или обществами раздела знаний?

В информационную эру, когда нам обещают появление в скором времени обществ знания, мы видим, как, парадоксально, множатся „водоразделы“ и запреты — как между Севером и Югом, так и в каждом обществе.

Конечно, число пользователей Интернета растет очень быстро (оно составляло белее 3 % мирового населения в 1995 г., а в 2003 уже перевалило за 11 % и составило более 600 миллионов человек). Но рост сети рискует довольно быстро натолкнуться на „стеклянный потолок“ платежеспособности. Мы с вами живем в обществе „одной пятой“, где 20 % мирового населения сосредоточили в своих руках 80 % мировых доходов. Таким образом, электронно-цифровой разрыв (или разрывы, учитывая все многообразие их проявления) представляет собой невероятно острую проблему. Весьма вероятно, что нынешний бурный рост числа интернет-пользователей рискует замедлиться, когда данная пропорция приблизится к 20-процентной отметке.

Мы увидим, что этот цифровой разрыв будет способствовать усугублению другого, еще более тревожного разрыва — когнитивного, в котором суммируются результаты дисбаланса наблюдаемого в главных составляющих сферы знания (доступ к информации, образование, научные исследования, культурное и языковое многообразие), и который становится настоящим вызовом целям построения обществ знания. В основе этой проблемы лежит динамика неравномерности развития познавательного процесса — идет ли речь о мировых различиях в распределении когнитивного потенциала (неравномерность научного знания) или неравной социально-экономической оценке некоторых типов знания по отношению к другим в экономике, основанной на неинтегрированных знаниях (неравномерность внутри научного знания)» [119, с. 24].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Книги похожие на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Осипов

Геннадий Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Отзывы читателей о книге "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.