Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"
Описание и краткое содержание "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать бесплатно онлайн.
Выздоровление, укрепление и подъем отечественной науки, образования, массовой культуры мышления — условие перехода России на инновационный путь развития, а точнее — условие самого существования России. В настоящий момент эта идея оформилась как строительство так называемого общества знания. По своей глубине и масштабу это проблема цивилизационного порядка. Она предполагает изменения во всей системе жизнеустройства страны и народа — создание новой многомерной ткани общественных отношений, нового языка и нового типа рациональности.
Данная книга — первый том единого труда. В ее первом разделе рассмотрены основные положения социологии и экономики «общества знания», которые вырабатывались в ходе проектирования и практической реализации программы Запада — ив апологетической, и в критической ветви общественной мысли. К началу XXI века накопилось достаточно сигналов, позволяющих скорректировать тот проект постиндустриального «общества знания», который был разработан в 70-90-е годы XX века в обстановке технократических иллюзий. Второй раздел посвящен истории дореформенного (российского и, в основном, советского) «общества знания», а также кризису этой системы в поздний советский период. Этот кризис был «стёрт» мощным системным кризисом в ходе демонтажа советского строя в 90-е годы.
Авторы приходят к выводу, что для работы над проектом будущего российского «общества знания» надо трезво оценить главные утраты от ликвидации СССР и советского строя и найти способы компенсации этих потерь.
Книга предназначена научным работникам, преподавателям и студентам, а также всем, кто размышляет над новейшей историей России и ее будущим.
В проектировании российского «общества знания» этой дискуссии западных философов и социологов должно быть уделено самое пристальное внимание. Расхождение имеет фундаментальный характер, и замалчивать его недопустимо.
Труд в «обществе знания»Ряд идеологов «третьей волны», написавшие первые популярные работы, излагали крайне оптимистические представления об изменении самого типа наемного труда с приходом новых информационных технологий.
Ж.-М. Ферри в работе «Роботизация, социальная польза, социальная справедливость» писал: «Только старые привычки мешают нам видеть, что происходящая мутация, возможно, открывает перспективу освобождения труда. Оно может идти как в направлении сокращения рабочего времени, так и в направлении сокращения отчужденного труда. Именно наиболее отчужденный труд, повторяющиеся, автоматические, частичные, совершенно не требующие ума операции имеют тенденцию исчезать в первую очередь. Встает проблема переходного периода: как лучше продумать переход от отчужденного труда к более свободному, лучше раскрывающему личность, к труду, естественным образом протекающему вне системы крупного производства, коль скоро люди из него вытесняются, и тем не менее к труду, социальная и экономическая полезность которого всеми бы признавалась?» [251, с. 290].
Радужные перспективы рисует и доклад Римского клуба «Первая глобальная революция»: «Понятия занятости, безработицы, неполной занятости и досуга имеют нравственный и исторический аспекты, составляющие „этику труда“, а некоторые из этих слов имеют уничижительный оттенок. Материальное производство не нуждается больше в огромном количестве работников не только вследствие циклических колебаний, но и потому, что общество стремится, а научно-технический прогресс позволяет достичь очень высокого уровня производительности труда. Поэтому в дальнейшем нравственный и исторический аспекты указанных понятий утратят свое значение, а слова — свой традиционный смысл. Предполагается, что в будущем человека будет беспокоить не столько безработица, сколько занятость в широком смысле этого слова, включающем, конечно, возможность получить оплачиваемую работу… но также и возможность выбрать профессию и занятие, приносящие полное удовлетворение… Такая работа, предположительно, потребует у людей значительно меньшего времени в связи с более поздним началом рабочего дня, его меньшей продолжительностью, более ранним уходом на пенсию» [135, с. 108–109].
Утверждение, что «материальное производство не нуждается больше в огромном количестве работников» — лейтмотив всей апологетики «общества знания». Это утверждение ни на чем не основано и является иллюзией, созданной тем, что в материальное производство на новом этапе интеграции мирового хозяйства вовлекается огромное количество новых работников вне метрополии развитого капитализма — прежде всего, в Азии и Латинской Америке. Количественных оценок вытеснения материального производства не дается.
Но и в метрополии внедрение компьютеров и информационных технологий не произвели, по большому счету, переворота в характере труда в материальном производстве. Они оказались одним из технологических нововведений в ряду многих других. Ожидалось, например, что в США компьютеризация изменит уклад фермы. Но прогнозы масштабов применения компьютеров в сельском хозяйстве США оказались слишком оптимистическими. Так, прогноз на 1986 г. предполагал, что компьютеры будут применяться в 40 % хозяйств, но и к концу 1987 г. они имелись лишь на 14 % ферм. По уточненному прогнозу (1988) к 1995 г. ожидалось, что компьютеризация охватит 25 % всех ферм. Главная сфера применения компьютеров на фермах — бухгалтерский учет и финансы, расчет рационов и учет затраты кормов.
Представляют интерес не только широкие обследования разных категорий фермерских хозяйств, применяющих компьютеры и информационные системы, результаты которых публикуются в специальном журнале («Computers and Electronics in Agriculture»), но и большой длительный экспериментальный проект «Компьютеризированная ферма 2000 года». Эта ферма была создана в Техасе, имела 1340 га земли, многотоварное производство в земледелии и животноводстве и управляющую информационную системы. Все затраты и выгоды сравнивались с альтернативными способами управления. Вклад компьютеров в валовой доход фермерских хозяйств США к концу 80-х годов обеспечивал, согласно оценкам, прирост дохода на 5 %. Достижения в биотехнологии и семеноводстве пока что дают больше [194].
Надежных количественных данных о вытеснении материального производства постиндустриальным укладом нет. Рассуждения на эту тему умозрительны. Так, Ж.-М. Ферри пишет: «Новый сектор труда и деятельности, „четвертичный сектор“, фактически уже образуется. Что мы понимаем под этим „четвертичным сектором“? На мой взгляд, он будет включать в себя все немеханизируемые виды труда или неунифицируемые виды производства… Общая черта всех видов этой деятельности состоит в том, что они связаны с общением, т. е. по самой своей сути не могут быть механизированы и затрагивают человеческую личность» [251, с. 291].
О. Тоффлер считал, что в «обществе знания» будут преодолены присущие наемному труду отношения купли-продажи рабочей силы, подавляющие личность работника. В новой системе коммуникаций труд станет творческим, с гибкой организацией и стиранием различий между боссом и работником. Другими словами, он предвидел, что новая техника позволит преодолеть отчуждение труда.
Он писал в 1983 г.: «Чем более мы приближаемся к экономике Третьей волны, тем большее значение имеет культура. Многие из новых профессий в этих отраслях зависят от культуры такими способами, которых не было прежде. Новая экономика вознаграждает за умение обращаться с символами, образами и абстракциями, за способность говорить и мыслить логично и за другие способности, которые в наименьшей степени были необходимы и в наименьшей степени вознаграждались в рамках меньшинств, многие из которых все еще близки к своим доиндустриальным, сельскохозяйственным корням.
Старая экономика периода Второй волны вознаграждала за определенные свойства характера: точность, подчинение единой центральной власти, способность к пониманию того, как функционирует бюрократия, способность смириться с пожизненным механическим и однообразным трудом.
Новая экономика Третьей волны также вознаграждает за определенные свойства, как уже я отмечал, но они не обязательно будут такими же, как при Второй волне. Ясно, что она в наибольшей степени вознаграждает за познавательные способности и образование. Но существует много и других личностных свойств, которые встречаются не так часто. Экономика Третьей волны будет также вознаграждать людей, которые способны к быстрому приспособлению к изменениям; гибки, способны работать более чем на одного босса и, может быть, даже одновременно выступать в роли босса. Она будет вознаграждать людей любознательных, пытливых, стремящихся выяснить, что происходит и оказывать влияние на происходящее, людей, способных сохранять самообладание в условиях беспорядка и неясности. Ей понадобятся люди, которые могут не иметь навыка в какой-то одной пожизненной специальности, но обладают опытом в нескольких различных областях и способностью перемещать идеи из одной сферы в другую. Она будет вознаграждать индивидуальность и предприимчивость…
Экономика Третьей волны будет одобрять способных начать новое дело, исполнителей, но также будет нуждаться в творческих мечтателях, даже в большей степени, чем ранее. Она будет вознаграждать — и это главное — тех, кто ориентирован в будущее, в большей степени, чем тех, кто живет преимущественно в прошлом» [237, с. 286–287].
Однако с самого начала были сделаны предупреждения о том, что в информационном (программированном) обществе отчуждение труда и угроза безработицы лишь усилятся.
А. Турен писал (в том же 1983 г.), как будто отвечая Тоффлеру: «Какова же природа классовых отношений в программированном обществе?.. Мы являемся свидетелями процесса пролетаризации младших и даже среднего уровня „беловоротничковых“ служащих, это мы наблюдаем и у рабочих; новая техника несет угрозу профессиональному статусу исполнителей и даже врачей и учителей. Но в действительности разделение между теми, кто отвечает за замысел, и исполнительным персоналом, который доводит замысел до осуществления, является единственно очерчивающим стратификационную шкалу и, следовательно, отношения, основанные на власти… Господствующим, контролирующим классом является тот, который обладает властью осуществлять создание культурных моделей и социальных норм… Если контролирующий класс в программированном обществе обладает способностью создавать модели социального потребления, то этот господствующий класс не может охватывать тех, кто исполняет и воплощает эти модели в практику» [242, с. 422].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"
Книги похожие на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"
Отзывы читателей о книге "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР", комментарии и мнения людей о произведении.