В. Перфилов - Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы"
Описание и краткое содержание "Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.
Несмотря на огромное число публикаций о В.И.Ленине, немало фактов из его жизни, жизни семьи Ульяновых остаются малоизвестными, а многие общеизвестные материалы сознательно переписываются с точки зрения конъюнктурных политических целей. В данной книге сотрудники Музея-мемориала В.И.Ленина попытались ответить на некоторые вопросы, наиболее часто задаваемые посетителями музея В.И.Ленина, а также авторами писем в адрес музея. Думается, что ответы людей, профессионально занимающихся изучением жизни и деятельности В.И.Ленина, могут представлять интерес для всех интересующихся историей нашего Отечества.
Обучение в гимназии было платным. В 1870-х годах плата составляла 30 рублей в год и вносилась по полугодиям. По тем временам это была солидная сумма. От платежей за обучение решением педсовета гимназии освобождались способные, но бедные ученики (не более 10 % учащихся), а также дети служащих по Министерству просвещения со стажем свыше 10 лет (кем являлись Александр и Владимир Ульяновы).
Требования к учащимся были высоки, а с 1879 г., когда директором гимназии стал Ф.М. Керенский, человек строгих административных правил, повысились еще более.
Ежегодно во всех классах, включая приготовительный, проводились письменные испытания, а после четвертого и шестого классов еще и устные, по программе нескольких лет учебы. По окончании восьмого класса гимназисты держали десять экзаменов на аттестат зрелости за весь гимназический курс (по пять письменных и устных).
Как же оценить роль гимназии, тот след, который она оставила в умах и сердцах воспитанников?
В чем плюсы классического образования? В первую очередь, это его научность и фундаментальность. Гимназисты читали труды классиков античной философии в оригинале, это учило их логически мыслить. В гимназическом преподавании очень четко прослеживались межпредметные связи в рамках гуманитарного блока: словесность, древние языки, логика, история, иностранные языки (французский и немецкий); а также естественно-научного блока предметов: математика, физика с курсом химии, география с элементарным курсом естествознания. Знание латинского языка облегчало овладение учащимися современными иностранными языками. Гуманитарное образование, которое давала своим воспитанникам классическая гимназия, и на сегодняшний день можно признать наилучшим.
Отрицательные стороны классической системы, которые впоследствии и породили воспоминания о «классическом кошмаре», — громадная перегрузка этимологией и синтаксисом древних языков. Отрицательно влияла на учащихся и чрезмерная регламентация всех сторон жизни воспитанников, строгость гимназических порядков, часто завышенный уровень требований к познаниям ученика, за счет чего многие «отсеивались» из гимназии «по неуспешности». Так, из 55 первоклассников 1879 г. к испытаниям на аттестат зрелости пришли только Владимир Ульянов и еще семеро его соучеников, остальные были либо исключены из гимназии за неуспеваемость, либо оставались в одном из классов на второй год.
Гимназии того времени давали солидную научную подготовку, вполне достаточную для продолжения образования в университете.
ПОЧЕМУ ВЛАДИМИР УЛЬЯНОВ ПОСТУПИЛ В ГИМНАЗИЮ ПОЧТИ В ДЕСЯТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ?
Илья Николаевич и Мария Александровна Ульяновы были сторонниками раннего обучения детей. «Отец мой не стоял за классическое образование: он смотрел на него лишь как на необходимый мост к университету»[100], - писала Анна Ильинична.
Обычно мальчики поступали в приготовительный класс, и гимназические преподаватели готовили их в течение года или двух к вступительным экзаменам в первый класс. Такую одногодичную подготовку прошел Александр, который и заявил, что не следует отдавать Володю в приготовительный класс, а надо подготовить его к первому.
Две зимы Владимира Ульянова готовили для поступления в первый класс гимназии домашние учителя. Вначале это был Василий Андреевич Калашников, один из лучших воспитанников педагогических курсов И.Н. Ульянова, через два месяца его заменил Иван Николаевич Николаев — учитель 1-го мужского приходского училища. Завершила подготовку Владимира к гимназии Вера Павловна Прушакевич. Учительница эта, по словам Анны Ильиничны, «считалась очень хорошей преподавательницей. К ней Володя бегал на часок, редко два в день <…> Чрезвычайно проворный с детства, он так и летел на урок»[101].
К лету 1879 г. по главным критериям, которые определяли «годность», — по Закону Божию, знанию «общеупотребительных молитв» и событий, изложенных в Ветхом и Новом Завете, умению читать по-церковнославянски, а также к «диктовке без искажения слов», громкой декламации стихотворений, разбору частей речи, склонений, спряжений и «умственному решению» арифметических задач — Владимир был подготовлен вполне.
В начале августа Илья Николаевич представил директору гимназии официальное прошение с просьбой допустить сына к вступительным экзаменам, приложив при этом требуемые документы: метрическое свидетельство о рождении, медицинскую справку о наличии прививки против оспы и копию с формулярного списка о своей службе по ведомству Министерства народного просвещения. Дети чиновников этого министерства освобождались от платы за обучение.
Вступительные экзамены, проходившие с 7 по 11 августа, В. Ульянов сдал успешно и 16 (28) августа решением педагогического совета Симбирской мужской классической гимназии был принят в первый класс. Ему было 9 лет и 4 месяца. Он был самый младший в классе. По уставу мальчики принимались в гимназию не моложе 10 лет.
СТАРШАЯ СЕСТРА В.И. ЛЕНИНА, АННА ИЛЬИНИЧНА УЛЬЯНОВА, ПИШЕТ, ЧТО С МЛАДШИХ КЛАССОВ ОН БЫЛ ЛУЧШИМ УЧЕНИКОМ. ТАК ЛИ ЭТО?
А.И. Ульянова-Елизарова, вспоминая о годах гимназической учебы младшего брата, отмечает: «Учение давалось ему легко. С младших классов шел он лучшим учеником и, как таковой, получал при переходе из класса в класс первые награды. Они состояли в то время из книги с вытесненным на переплете золотом «За благонравие и успехи» и похвального листа. Кроме прекрасных способностей, лучшим его делало серьезное и внимательное отношение к работе»[102].
Это подтверждает и Александр Наумов, «второй ученик» класса, в своих мемуарах, изданных в эмиграции: «Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной наблюдательностью и необычайной работоспособностью <…> я все шесть лет прожил с ним в гимназии бок о бок[103], и я не знаю случая, когда «Володя Ульянов» не смог бы найти точного и исчерпывающего ответа на какой-либо вопрос по любому предмету. Воистину, это была ходячая энциклопедия, полезно-справочная для его товарищей и служившая всеобщей гордостью для его учителей.
Как только Ульянов появлялся в классе, тотчас же его обычно окружали со всех сторон товарищи, прося то перевести, то решить задачку. Ульянов охотно помогал всем, но настолько мне тогда казалось, он все же недолюбливал таких господ, норовивших жить и учиться за чужой труд и ум»[104].
А вот свидетельство Аполлона Коринфского, будущего поэта, этнографа, публициста, соученика Владимира Ульянова по гимназии: «Не по годам серьезный, относящийся к приготовлению уроков, как к некоему священнодействию, но не имеющий надобности прибегать к практикующейся менее способными товарищами по классу «зубрежке», пробудивший во мне старые воспоминания «однокашник» — наш первый ученик <…> Первый из сорока пяти, неизменный «пятерочник» <…> Семь лет мы были с ним вместе в гимназии, и он во все продолжение их оставался первым.
Все предметы — от чистописания в младшем и до тригонометрии, космографии и логики в старших классах — были для него одинаково серьезными. И «латинист», и «грек», и «математик», и «словесник» — все учителя были для него непреложными вещателями истины, без основательного познания каковой непременно ощущался бы пробел в его образовании <…>.
И нужно было видеть, каким лихорадочным румянцем вспыхивало его лицо, — до корней волос, — в тех редких случаях, когда почему-либо он не мог сразу ответить на внезапно заставший его отвлеченное внимание вопрос того или другого преподавателя <…> Но на редкость обостренная сообразительность всякий раз вызволяла мальчика из непривычных затруднений.
— Позвольте подумать! Сейчас, сейчас! — молящим тоном, торопливо повторял он. — Да, да… Сейчас…
И действительно, тотчас же разрешал смутивший было его на несколько мгновений вопрос. Непоколебимая репутация «первого из сорока пяти» блистательно восстанавливалась.
— Кто же был этот мой однокашник, наш первый ученик, интересующий меня мальчик, юноша, человек? — вполне естественно спросит читатель.
— Ленин.
Да, это был Владимир Ильич Ульянов-Ленин»[105].
БЫЛИ ЛИ У ВЛАДИМИРА УЛЬЯНОВА ЛЮБИМЫЕ УЧИТЕЛЯ В ГИМНАЗИИ?
В воспоминаниях родных о В.И.Ленине нет прямого ответа на этот вопрос, за исключением свидетельства Н.К. Крупской, которая отмечает, что Владимир Ильич с большой симпатией отзывался о преподавателе немецкого языка Якове Михайловиче Штейнгауэ-ре. А Н.И. Веретенников, двоюродный брат Владимира Ульянова, вспоминал, что когда однажды он высказал недовольство тем, что его старший брат Саша Веретенников выбрал очень сухую и скучную специальность преподавателя древних языков, «Володя очень ловко заступился за Сашу, сказав, что в Симбирске в его классе давал уроки латинского языка мой брат и эти уроки были очень интересны»[106] (Александр Иванович Веретенников преподавал в Симбирской мужской классической гимназии в 1880–1883 гг., в том числе и в классе, где учился В. Ульянов. — Ред.). В то же время А.И. Ульянова-Елизарова неоднократно подчеркивала, что Владимир Ульянов тяготел к изучению древних языков, истории. В этом, конечно же, сказалось влияние учителей: Ивана Александровича Ежова — преподавателя греческого языка, Николая Петровича Моржова и Николая Михайловича Нехотяева — преподавателей латинского языка, Сергея Николаевича Теселкина — учителя истории и географии. Эти люди имели высокую профессиональную подготовку, обладали высокими нравственными качествами. Они часто бывали в доме Ульяновых, пользовались большим уважением Ильи Николаевича Ульянова. Можно предположить, что их влияние на Владимира Ульянова было благотворным и всесторонним.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы"
Книги похожие на "Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Перфилов - Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы"
Отзывы читателей о книге "Жизнь Владимира Ильича Ленина: Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.