Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вера в дьявола в истории религии"
Описание и краткое содержание "Вера в дьявола в истории религии" читать бесплатно онлайн.
Во всех современных религиях вера в дьявола занимает почти такое же место, как и вера в бога. В настоящее время в связи с духовным кризисом буржуазного общества во многих капиталистических странах усилилась тенденция почитания дьявола.
В книге рассматривается вопрос о месте и роли веры в дьявола в различных религиях. Рассказывается об истоках возникновения этой веры, о «процессах ведьм», унесших миллионы человеческих жизней, об использовании веры в дьявола для реакционных политических целей в настоящее время.
88
Льоренте Х.-А. Критическая история испанской инквизиции, т. I. M., 1936, с. 350–351.
89
Там же, с. 358–359.
90
Ли Г.-Ч. История инквизиции, т. II. М., 1912, с. 528.
91
Геннинг М. Дьявол..., с. 44.
92
В 1712 г. Петр Первый, находясь за границей, посещал г. Вюртемберг и среди его достопримечательностей осматривал жилые комнаты Лютера. Хозяева «показали ому чернильные пятна на стене. По легенде, перед сидевшим за письменным столом Лютером предстал дьявол и Лютер запустил в своего искусителя чернильницей. Петр стал дотошно осматривать чернильные пятна, брызги от них и написал на этой же стене: “Чернилы новые, и совершенно сие неправда”» (Павленко Н. Петр Первый. М, 1975, с. 214).
93
Маутнер Ф. История чёрта на Западе. — «Атеист», 1926, № 8, с. 19.
94
Уайт Э. Борьба религии с наукой. М., 1936, с. 144.
95
Данэм Т. Герои и еретики. М., 1967, с. 480–481: König Е. Hexenprozesse, S. 480–481.
96
Фостер У. 3. Очерк политической истории Америки. М., 1953, с. 130.
97
Rosenow E. Kulturbilder, Bd. II, S. 644.
98
Геннинг М. Дьявол..., с. 44.
99
Леманн А. История суеверий и волшебства. М., 1900, с. 120.
100
См.: Зотов В. Документальная история чёрта, с. 160.
101
Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. М., 1959. с. 428.
102
Уайт Э. Борьба религии с наукой, с. 142.
103
Грекулов Е. Православная инквизиция в России. М., 1964, с. 28–29.
104
Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, т. III, с. 611, 613.
105
Крывелев И. А. История религий, т. 1. М., 1975, с. 402.
106
Максимов С. В. Собр. соч., т. 18. СПб., 1912, с. 151; Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу, т. III, с. 627.
107
Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1884, с. 130.
108
Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, т. V. СПб., 1830, с. 320–321.
109
Дмитрев А. Инквизиция в России. М., 1937, с. 19.
110
Персиц М. М. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» В. Н. Татищева как памятник русского свободомыслия XVIII в. — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма, сб. 3. М., 1956, с. 233.
111
См.: Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века. М., 1957, с. 30.
112
См.: Антонович В. П. Колдовство. Документы — процессы — исследования. СПб., 1877, с. 17–18.
113
Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. с. 410
114
Там же, с. 438.
115
Маутнер Ф. Ведовская религия. — «Атеист», 1926, №9 с. 40
116
См.: Мишлэ. Ведьма. М., 1929.
117
Инфессура С., Вурхард И. Дневники. М., 1939, с. 41, 64
118
Бухарев И. Жития всех святых, празднуемых православной греко-российской церковью. М., 1916, с. 45.
119
Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973, с. 152–153.
120
Бочкарев В. Стоглав и история Собора 1551 г., с. 41, 84.
121
Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1916, с. 80.
122
Патерики — сборники фантастических рассказов о монахах и жизни в монастырях. Составленные в целях прославления и возвеличения монашества, они содержали немало бытовых данных о нравах, царивших в монастырях.
123
Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе, с. 81, 83.
124
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966, с. 357–358.
125
Корецкий В. И. Борьба крестьян с монастырями в России в XVI – начале XVII в. — В кн.: Вопросы истории религии и атеизма сб. 6. М., 1958, с. 180.
126
Бухарев И. Жития всех святых..., с. 184.
127
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв., с. 194, 197.
128
Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера..., с. 206.
129
Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV–XVI вв., с. 361.
130
Там же, с. 358.
131
Скроховский К. О. Борьба двух Львов, или Таксилиада. Варшава, 1901, с. 1–3.
132
Мечников Л. Культурное значение демонизма. — «Дело», 1879. №1, с. 178.
133
Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1939, с. 354.
134
Штернберг Л. Я. Первобытная религия. Л., 1936, с. 45.
135
Фрэзер Дж. Золотая ветвь, вып. IV. М., 1928, с. 78.
136
Там же.
137
Там же, с. 79.
138
Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1904, с. 247–264.
139
Зотов В. Документальная история чёрта. — «Исторический вестник», 1884, т. XV, с. 164.
140
Скроховский К. О. Борьба двух Львов, или Таксилиада, с. 142–143.
141
Там же, с. 144.
142
Дубровский М. Черный отец и желтые братцы (Иоанн Кронштадтский, Иван Чуриков, Анисим Смирнов). М., 1930, с. 30, 37.
143
Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.
144
Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1969, с. 55–60.
145
Филарет, митрополит Московский и Коломенский, сделал в мае 1845 г. следующее заключение для обер-прокурора синода о составленном комитетом синода конспекте пастырского богословия: «В параграфе 50 о беснованиях сочинитель изъясняется таким образом, что признает под сим именем только обманы и действия воображения и не признает действительных событий, хотя о них свидетельствуют Евангелия». Этот иерарх православной церкви, как и многие другие, отстаивая веру в «одержимость» людей дьяволом (Филарет. Собрание мнений и отзывов Филарета — митрополита Московского и Коломенского, т. III. СПб., 1885, с. 150).
146
Лахтин М. Бесоодержимость в современной деревне. — «Вопросы философии и психологии», 1910, кн. 11 (102), с. 183–184.
147
Там же, с. 176. О кликушестве см. статьи Г. Беседых «Кликуши» и В. Б. Рожнова «Что такое кликушество» («Наука и религия», 1968, № 3, с. 46–49).
148
«Известия», 1974, 5 февраля.
149
«Правда», 1974, 16 февраля.
150
«Литературная газета», 1975, 18 июня.
151
«Begegnung», 1973, №4, S. 34.
152
«Der Spiegel», 2.VIII 1976, S. 60–62.
153
Ibid., 6. IX 1976, S. 200–205.
154
Цит. по: Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1956, с. 256.
155
Ириней. Сочинения. СПб., 1900, с. 497.
156
Ранович А. В. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933, с. 187.
157
Там же, с. 118.
158
Евсевий Памфил. Сочинения, т. I. СПб., 1848, с. 292.
159
Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. II. М., 1910, с. 353.
160
Roskoff G. Geschichte des Teufels, Bd. I, S. 328.
161
Rosenow E. Kulturbilder. Wider die Pfaffenherschaft, Bd. II. Berlin, 1923, S. 634–635; König E. Hexenpozesse. Berlin, s. a., S. 697–700; Геннинг М. Дьявол..., с. 35.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вера в дьявола в истории религии"
Книги похожие на "Вера в дьявола в истории религии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Шейнман - Вера в дьявола в истории религии"
Отзывы читателей о книге "Вера в дьявола в истории религии", комментарии и мнения людей о произведении.