» » » » Ирина Каспэ - Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы


Авторские права

Ирина Каспэ - Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Каспэ - Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Новое литературное обозрение, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Каспэ - Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы
Рейтинг:
Название:
Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы
Автор:
Издательство:
Новое литературное обозрение
Год:
2005
ISBN:
5-86793-380-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы"

Описание и краткое содержание "Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы" читать бесплатно онлайн.



Б. Поплавскому, В. Варшавскому, Ю. Фельзену удалось войти в историю эмигрантской литературы 1920–1930-х годов в парадоксальном качестве незамеченных, выпавших из истории писателей. Более чем успешный В. Набоков формально принадлежит тому же «незамеченному поколению». Показывая, как складывался противоречивый образ поколения, на какие стратегии, ценности, социальные механизмы он опирался, автор исследует логику особой коллективной идентичности — негативной и универсальной. Это логика предельных значений («вечность», «смерть», «одиночество») и размытых программ («новизна», «письмо о самом важном», «братство»), декларативной алитературности и желания воссоздать литературу «из ничего». Характерно, что модель «незамеченного поколения», возникшая в условиях институционального кризиса, но высокого статуса национальной литературы, активно используется в 90-е и 2000-е для описания современных сюжетов.






Однако важнее для нашей темы параллели менее очевидные, но и менее окказиональные. Они имеют лишь косвенное отношение к поколенческой риторике, но самое прямое — к сверхценному статусу литературы и одновременно к характерному нивелированию ее атрибутов. Образ «литературы существования», литературы вне литературы, подлинной, живой, реальной, не связанной институциональными ограничениями, в последние годы активно манифестируется и столь же активно продается. Рекламируя книжную серию «Трэш-коллекция», издатель Александр Иванов в интервью журналу «Критическая масса» замечает: «…Дуновение смерти рядом, потому что все очень поверили — в силу жизни, образованности, чтения — в то, что у литературы есть своя история. Что это отдельный элемент культурного пространства, у которого есть своя история. А вот если в это поверить — то литература заканчивается. Феномен Пушкина, например, сложился из ощущения, что у литературы нет своей истории. Что история есть у чего угодно: у любви, у политики, у науки даже есть своя история, но у литературы… То есть литература в каком-то смысле — это всё. Всё — в банальном смысле»[521]. Такое вольное переложение Маркса вроде бы ничего не прибавляет к общим местам: у литературы не может быть устойчивых определений и безусловных норм. Но эмоциональный накал этому высказыванию придает высокий образ, не слишком тщательно скрытый за релятивистской риторикой. Чтобы легитимировать трэш, здесь потребовался Пушкин — имеется в виду, конечно, Литература, особая область бытия, не соизмеримая ни с какими социальными практиками, только с самой Реальностью. Поскольку этот тип говорения о литературе обладает полемическим пафосом, он формирует довольно отчетливый образ противника — кажется, альтернативной позицией должна быть позиция «ремесленника», «холодного профессионала», «кабинетного писателя», оторванного от настоящей жизни и приверженного тем самым скучным, конвенциональным атрибутам письма, для обозначения которых русские эмигранты 1920–1930-х пользовались словом «прием».

Говоря о «незамеченном поколении», мы видели, насколько связаны между собой эти образы литературы: «ремесло» (в позитивной модальности — героическое, хотя и незаметное служение, в негативной — мертвое штукарство, фокусничество) и живой «человеческий документ». Создавая драматическое напряжение, превращая литературное пространство в зону «полемик», «интриг» и «конфликтов», эти полюса, конечно, дополняют друг друга. Пожалуй, можно сказать, что в обоих случаях приобретают болезненные формы представления о социальном действии. Символы социального действия либо гипертрофируются, становятся самоценными (в случае «ремесла»), либо вытесняются, определяются как нечто неподлинное и искусственное. Разумеется, идеальный грядущий историк «незамеченного поколения» не позволил бы себе даже с оговорками утверждать, что это поколение сконструировано: «сконструированное», «сделанное» для идеологов человеческого документа, безусловно, являлось синонимом «ненастоящего».

В этой книге нас интересовала литература, у которой есть история. Более того, мы старались показать, что история приобретает особую значимость именно тогда, когда, казалось бы, не остается ничего иного, кроме как из истории «выпасть». Мы говорили о литературе как о способе формировать образ истории, оперировать определениями реальности — в этом смысле она не «лучше» и не «выше» других социальных действий. Речь прежде всего шла о проблемах адресации, взаимодействия с читателем, выбора стратегий. Это не значит, что литература видится нам цепью последовательных манипуляций. Но если читатель, зная, что им манипулируют (или, другими словами, что автор преследует свои собственные, и возвышенные, и не слишком возвышенные цели), при этом продолжает испытывать благодарность, сопереживание, сочувствие — видимо, здесь и имеет место то уникальное событие, которое не могло и не должно было являться предметом нашего исследования.

Основные источники

Адамович Г. Одиночество и свобода. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955.

Адамович Г. Собрание сочинений / Редколлегия: О. А. Коростелев и др. — СПб.: Алтейа, 1999. — Т. 1–12.

Бакунина Е. Любовь к шестерым: Роман. — Париж: Поволоцкий и К, 1935.

Бакунина Е. Тело: Роман. — Берлин: Парабола, 1933.

Бакунина Е. Стихи. — Париж: Родник, 1931.

Берберова Н. Курсив мой: Автобиография: В 2 т. — 2-е изд., испр. и доп. — Нью-Йорк: Russica, 1983. — Т. 1–2.

Берберова Н. Повелительница: Роман. — Берлин: Петрополис, 1932.

Берберова Н. Последние и первые: Роман. — Париж: Поволоцкий и К, 1930.

«В Россию ветром строчки занесет…»: Поэты парижской ноты / Сост., предисл., примеч. В. П. Крейда. — М.: Молодая гвардия, 2003.

Варшавский В. Незамеченное поколение // Новый журнал. 1955. № 41. — С. 103–121.

Варшавский В. Незамеченное поколение. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.

Варшавский В. О Поплавском и Набокове // Опыты. 1955. IV. — С. 65–72.

Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. / Сост., подготовка текста Л. Диенеша, С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. — М.: Согласие, 1996. — Т. 1–3.

Глэд Дж. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. — М.: Книжная палата, 1991.

Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции: В 3 т. — М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. — Т. 2: Россия во Франции.

Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. Мемуары / Сост., предисл. и коммент. В. П. Крейда. — М.: Республика, 1994.

Иванов Г. Собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. В. П. Кочетова; сост., подгот. текста Е. В. Витковского, В. П. Крейда; Коммент. Г. И. Мосешвили, В. П. Крейда. — М.: Согласие, 1994.

Классик без ретуши. Литературный мир о творчестве Владимира Набокова: Критические отзывы, эссе, пародии / Под общ. ред. Н. Г. Мельникова; сост., подгот. текста Н. Г. Мельникова, О. А. Коростелева; предисл., преамбула, коммент. Н. Г. Мельникова. — М.: НЛО, 2000.

Кнут Д. Вторая книга стихов. Париж: Тип. «Наварр», 1928.

Кнут Д. Моих тысячелетий. Париж: Птицелов, 1925.

Кнут Д. Насущная любовь. Париж: Дом русской книги, 1938.

Кнут Д. Парижские ночи: Стихи. Париж: Родник, 1932.

Кнут Д. Сатир. Париж: Монастырь муз, 1929.

Кнут Д. Собр. соч.: В 2 т. / Сост. и коммент. В. Хазана; вступ. статья Д. Сегала. — Иерусалим: Еврейский ун-т, 1997. — Т. 1, 2.

Критика русского зарубежья: В 2 ч. / Сост., предисл., преамбулы и примеч. О. А. Коростелева, Н. Г. Мельникова. — М.: Олимп, ACT, 2002. — Ч. 1–2.

Кускова Е. О незамеченном поколении // Новое русское слово. 1955. 11 сент. — С. 2.

Литература русского зарубежья. Антология: В 6 т. / Сост. В. В. Лаврова. — М.: Книга и бизнес, 1991. — Т. 1–6.

Литературный смотр: Свободный сборник / Ред. З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. Париж: Б.и., 1939.

Мережковский Д. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы. — СПб.: Типо-литография Б. М. Вольфа, 1893.

На Западе. Антология русской зарубежной поэзии / Сост. Ю. П. Иваск. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953.

Одоевцева И. На берегах Сены. — Париж: La Presse libre, 1983.

Оцуп Н. Современники: Статьи. — Париж: Cooperative étoile, 1961.

Оцуп Н. Современники: Статьи. — Нью-Йорк: Орфей, 1986.

Набоков В. Русский период. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост. Н. И. Артеменко-Толстой. — СПб.: Симпозиум, 1999–2000. — Т. 1–5.

Поплавский Б. Собр. соч.: В 3 т. / Подгот. текста, коммент. А. Н. Богословского, Е. Менегальдо. — Т. 1–3.

Поплавский Б. Домой с небес: Романы / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Аллена. — СПб.: Logos; Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993.

Поплавский Б. Из дневников 1928–1935. — Париж: Т-во объединенных издателей, 1938.

Поплавский Б. Неизданное: Дневники, статьи, стихи, письма / Сост. и коммент. А. Богословского и Е. Менегальдо. — М.: Христианское издательство, 1996.

Поплавский Б. Сочинения / Общ. ред. и коммент. С. А. Ивановой. — СПб.: Летний сад. Журнал «Нева», 1999.

Русская Атлантида. Поэзия русской эмиграции. Младшее поколение первой волны / Сост., библ. и коммент. С. А. Ивановой. — М.: Интрада, 1998.

Слоним М. «Незамеченное поколение» // Новое русское слово. 1955. 31 июля. — С. 8.

Терапиано Ю. Встречи 1926–1971. / Сост., вступ. статья, коммент., указатели Т. Г. Юрченко. — М.: Intrada 2002.

Фельзен Ю. Обман: Роман. — Париж: Поволоцкий и К, 1930.

Фельзен Ю. Счастье: Роман. — Берлин: Парабола, 1932.

Фельзен Ю. Письма о Лермонтове: Роман. — Париж: Поволоцкий и К., 1935.

Ходасевич В. Литературные статьи и воспоминания. — Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954.

Ходасевич В. Собр. соч: В 4 т. / Редколлегия: В. П. Кочетов и др. — М.: Согласие, 1996–1997. — Т. 1–4.

Червинская Л. Приближения: Стихи. — Париж: Числа, 1934.

Червинская Л. Рассветы: Стихи. — Париж: Б.и., 1937.

Шаршун С. Долголиков: Поэма. Из эпопеи «Герой интереснее романа». — Париж: Числа, 1934.

Шаршун С. Путь правый: Роман. — Париж: Числа.

Шаршун С. Заячье сердце: Лирическая повесть. — Париж: Изд. автора, 1937.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы"

Книги похожие на "Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Каспэ

Ирина Каспэ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Каспэ - Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы"

Отзывы читателей о книге "Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.