Честер Нимиц - Война на море (1939-1945)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война на море (1939-1945)"
Описание и краткое содержание "Война на море (1939-1945)" читать бесплатно онлайн.
10 ноября обстановка изменилась к лучшему. Во время предпринятой ранним утром атаки десантным войскам удалось прорваться к аэродрому через линию французских войск, которые, ожидая заключения перемирия, уже не оказывали серьезного сопротивления. К этому времени удалось наконец прорвать и боновые заграждения на реке; эсминец "Дэллас" прошел через них вверх по реке Уэд-Себу и высадил десантные войска неподалеку от аэродрома. Вскоре сюда прибыли и самолеты с эскортного авианосца, которые тут же начали боевые вылеты, опираясь на этот аэродром. Бомбардировщики с другого эскортного авианосца нанесли удар по крепости Касба, которая быстро сдалась американской пехотной группе. Огнем с эсминцев и крейсера были остановлены французские танки, подходившие по прибрежной дороге от Рабата - столицы Марокко. Когда была обнаружена колонна грузовиков с войсками, шедшими из тыловых районов в направлении Порт-Лиотея, линейный корабль "Техас" поднялся вверх по реке больше чем на восемь миль и своими крупными снарядами разрушил шоссе, после чего колонна быстро рассеялась. Вскоре после полудня французский генерал, командовавший силами этого района, запросил о прекращении огня. Его просьбу немедленно удовлетворили. Цели наступления были достигнуты, но с большим опозданием: действовавшие здесь войска не смогли участвовать в боях за Касабланку.
Окончательный захват Марокко
Тем временем войска и танки генерал-майора Андерсона вели наступление из Федалы к окрестностям Касабланки. Двум французским сторожевым кораблям, вышедшим из Касабланки и в 10.00 10 ноября пытавшимся обстрелять американские войска, под угрозой орудий крейсера "Огаста" пришлось возвратиться в порт, Но и сам крейсер вскоре был вынужден отойти, так как вокруг него стали падать снаряды французского линейного корабля "Жан Бар". Хьюитт попросил оказать ему авиационную поддержку, и с авианосца "Рейнджер" поднялись пикирующие бомбардировщики, которые отметили попадание в "Жан Бар" двух 500-кг бомб. Французский линейный корабль осел на илистое дно гавани настолько, что его верхняя палуба оказалась под водой.
К исходу 10 ноября американские войска окружили Касабланку, Утром 11 ноября планировалось предпринять решительное наступление с суши, моря и с воздуха. К счастью, перед самым началом наступления адмирал Мишелье получил приказ о прекращении сопротивления; на состоявшихся в этот же день переговорах было принято решение о прекращении боевых действий. Во время переговоров адмирал Хьюитт подал адмиралу Мишелье руку и выразил сожаление по поводу того, что пришлось вести огонь по французским кораблям; он также подчеркнул намерение сотрудничать в дальнейшем. И действительно, вскоре французы и американцы уже работали вместе, восстанавливая порт, который должен был стать крупной тыловой базой снабжения в предстоявшей кампании в Тунисе.
Вооруженные силы стран оси причинили американским войскам в Марокко намного больше потерь, чем французы. Немецкие подводные лодки, с которыми союзники разминулись в Атлантике, сейчас сосредоточивались на подходах к Касабланке. Транспортные суда центральной ударной группы уже не имели на борту войск, но все еще стояли на разгрузке у Федалы, освободив место в защищенной гавани Касабланки для подходившего из США нового конвоя. К концу дня 11 ноября немецкая подводная лодка "U-173" незаметно подошла к району разгрузки и своими торпедами потопила транспорт и повредила эсминец и нефтеналивное судно. Во второй половине следующего дня в этот же район вошла подводная лодка "U-130" и потопила еще три транспорта. "U-130" ушла невредимой, но подводная лодка "U-173" после повреждения американского грузового судна у Федалы 15 ноября была потоплена на следующий день тремя американскими эсминцами.
Высадка в порту Алжир
Когда союзные силы, вышедшие из Англии, миновали Гибралтарский пролив и вошли в Средиземное море, державы оси поняли, что союзники проводят крупную операцию. Командование итальянских военно-морских сил правильно предположило, что корабли и суда союзников следуют в Алжир, но немцы настояли на своем, считая, что конвои направляются к южному побережью Франции или идут на Крит, в Триполи, а может быть, и на Мальту. Силы стран оси - подводные, надводные и воздушные - были сосредоточены & Тунисском проливе и почти не оказали противодействия транспортам союзников. Один из американских транспортов был, правда, атакован у побережья Африки немецким самолетом-торпедоносцем, однако большая часть находившихся на нем войск благополучно добралась до места назначения на десантно-высадочных средствах и на корабле охранения. Если не считать этого случая, восточное оперативное соединение ВМС прибыло в район Алжира благополучно.
Высадка на африканское побережье Средиземного моря поддерживалась мощными военно-морскими силами. Задачу прикрытия выполняла оперативная группа "Н" английского военно-морского флота, базировавшаяся на Гибралтар. Группа "Н", состоявшая из трех линейных кораблей, линейного крейсера, двух авианосцев и нескольких меньших кораблей, должна была прикрыть десантные силы от ударов итальянского и вишистского флота, базировавшегося на Тулон. Группа поддержки восточного оперативного соединения ВМС состояла из трех легких крейсеров, двух эскортных авианосцев, трех крейсеров противолодочной обороны, монитора, 13 эсминцев и 17 меньших кораблей. Управляемая с английского штабного корабля, явившегося прототипом будущих американских десантных штабных кораблей, группа поддержки должна была прикрыть десантные силы от ударов авиации и подводных лодок противника и оказать тактическую поддержку союзным войскам во время высадки и боевых действий на берегу. Из 33000 человек в составе десанта было только 10000 американцев, но, учитывая предубеждение французов против англичан, большинство войсковых подразделений десанта возглавлялись американскими офицерами, чтобы вторжение казалось чисто американским.
План захвата порта Алжир предусматривал одновременную высадку войск на трех примыкающих к порту участках побережья и, как и в Сафи, прорыв двух эсминцев в гавань с целью захвата портовых сооружений и торговых судов. В условиях относительно спокойного моря войска начали посадку на десантно-высадочные средства, которые по плану должны были подойти к участкам высадки в 01.00 8 ноября. К счастью, десантные войска не встретили противодействия. Вследствие недостаточной подготовленности переброска войск с судов на некоторые участки берега была еще более запутанной и проводилась с большим запозданием по времени, чем при высадке в Марокко. Высаженные батальоны перемешались друг с другом и растянулись по фронту на несколько миль вдоль побережья. Тем не менее офицеры восстановили боевые порядки, и войска быстро продвинулись в глубь побережья к назначенным объектам. Благодаря деятельности доброжелательно настроенных офицеров многие французские части, включая гарнизоны двух важных аэродромов, сдались без сопротивления. Вследствие быстрого продвижения англо-американских войск операция превратилась скорее в оккупационное мероприятие, чем в военную кампанию, так как серьезное сопротивление было оказано только со стороны береговых фортов восточнее Алжира.
Попытка двух английских эсминцев захватить порт, чтобы предупредить разрушения в нем, успеха не имела. Из-за темноты и незнания навигационной обстановки "Броук" и "Мэлколм" прошли мимо узкого входа в гавань. При второй попытке эсминец "Мэлколм" был серьезно поврежден снарядами береговых батарей и отошел в море. Эсминец "Броук" прорвал боновые заграждения, подошел к причалу и высадил десант. Но этот десант был тут же обстрелян и быстро взят в плен. Эсминцу "Броук" удалось выйти из гавани, но он получил настолько сильные повреждения, что позднее затонул при буксировке.
К счастью для союзников, в результате быстро достигнутого перемирия порт достался им в полной сохранности. Приказы о прекращении огня, переданные по радио от имени генерала Жиро, не дали желаемых результатов, Однако днем 8 ноября Мэрфи удалось убедить адмирала Дарлана дать распоряжение французскому генералу, возглавлявшему оборону, о начале переговоров о перемирии. К 18.40 8 ноября, то есть через 1 час 20 минут после того, как американцы формально взяли в свои руки контроль над Алжиром, переговоры закончились, а двумя днями позже Дарлан, имея согласие маршала Петэна, отдал всем французским частям в Африке приказ о прекращении огня{2}.
Согласие французов прекратить сопротивление .подоспело вовремя: погода настолько ухудшилась, что к 18.00 дальнейшую высадку сил для оказания поддержки пришлось прекратить. Из-за неумелого управления десантными кораблями восточное оперативное соединение ВМС потеряло 90 процентов своих десантно-высадочных средств. Было высажено так мало подкреплений и было доставлено на берег так мало предметов снабжения, что обстановка на берегу могла стать крайне опасной, если бы французы продолжили сопротивление. Однако благодаря дипломатическим успехам Мэрфи разгрузку войск и предметов снабжения оказалось возможным закончить непосредственно в порту Алжира. Дорога для продвижения союзников в Тунис была открыта.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война на море (1939-1945)"
Книги похожие на "Война на море (1939-1945)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Честер Нимиц - Война на море (1939-1945)"
Отзывы читателей о книге "Война на море (1939-1945)", комментарии и мнения людей о произведении.